13 июля 2016 в 16:47

Жизнь за Конституцию

В историческом календаре юбилейная дата - 145 лет со дня рождения Федора Федоровича Кокошкина, выпускника Владимирской гимназии. Сегодня имя этого правоведа и политика, широко известного 100 лет назад, приходится возвращать из забвения. А ведь он ценой жизни пытался направить Россию по пути демократии.

Дворянский род Кокошкиных по мужской линии восходит к легендарному древнему касожскому князю Редеде. Интересно, что у Кокошкиных было принято всех старших сыновей нарекать Федорами. Например, известен Федор Федорович Кокошкин-старший, который был довольно популярным драматургом XIX века. Ну а его внук - тот самый юрист из Владимира вошел в историю как Федор Федорович Кокошкин-младший.

Кокошкин-младший родился 14 июля (26-го по новому стилю) 1871 года в городе Холме Люблинской губернии на территории Польши, где служил его отец. Но отец рано умер, и в 1874 году его вдова Ольга Наумовна с двумя маленькими сыновьями переехала во Владимир.

Уже вскоре Ольга Кокошкина завоевала авторитет в местном обществе и возглавила женскую гимназию (ныне школа № 1). И была начальницей гимназии дольше всех - 28 лет, до 1902 года. Ее старший сын Федор в это время был уже в Москве. Федор Федорович слыл известным правоведом и земским деятелем.

В истории нашего города остался отличником - окончил Владимирскую гимназию с золотой медалью. Затем Федор поступил в Московский университет на юридический факультет. Остался там преподавать и разрабатывать свою теорию правового государства.

По своим политическим убеждениям отпрыск древнего дворянского рода был республиканцем и либералом. Возможно, поэтому Кокошкин не ограничился теоретической работой и преподаванием, а пошел работать в земство.

Позднее он стал одним из основателей партии конституционных демократов - кадетов.

В 1906 года Федор Федорович был избран в I Государственную думу от Москвы. Задавал тон и там. После роспуска первой Думы царем товарищ (заместитель) секретаря Кокошкин подписал вместе с другими думцами «Выборгское воззвание», призывавшее к гражданскому неповиновению властям. За это Кокошкин получил вместе с другими подписантами три месяца тюрьмы и был изгнан из Московского дворянского собрания. Из университета ушел сам в 1911 году, возмущенный реакционной политикой в образовании.

Федор Федорович был ведущим экспертом у кадетов по государству и национальным отношениям. Кокошкин выступал за президентскую республику в России, однако опасался прямых всенародных выборов президента. В национальном вопросе Федор Федорович был за широкую культурную автономию народов, но без территориального раздела страны по национальным территориям.

Самого высокого поста во власти Федор Кокошкин достиг уже после Февральской революции. Стал государственным контролером во Временном правительстве, хотя и не имел опыта финансиста.

В 1917-м либералы власть не удержали. Но Кокошкин продолжал отстаивать свои идеалы. Он был избран в Учредительное собрание, которое и должно было создавать Конституцию России. Кстати, разработку Положения об Учредительном собрании с мая 1917 года возглавлял тоже он - Федор Федорович Кокошкин. Несмотря на опасность ареста, он поехал на первое заседание собрания в Петроград - на то самое, когда «караул устал» и большевики собрание разогнали. «Я не могу не явиться туда, куда меня послали мои избиратели. Это значило бы для меня изменить делу всей моей жизни», - отвечал Федор Федорович на предостережения товарищей.

Опасность была реальной. Кадетов к тому времени большевики особым декретом объявили «партией врагов народа». Видный деятель кадетов Кокошкин вскоре был арестован, заключен в тюрьму. К этому времени Федор Федорович уже был тяжело болен туберкулезом. Тюремные власти были вынуждены перевести его в Мариинскую тюремную больницу. Вместе с Кокошкиным в больницу попал и его коллега Андрей Шингарев. Там их и убили ворвавшиеся в больницу революционные матросы и красногвардейцы, возбужденные декретом про «врагов народа» и первым покушением на жизнь Ленина в январе 1918 года. Кокошкина застрелили прямо на больничной койке.

Резонанс был такой, что большевикам пришлось начать расследование, кое-кого из налетчиков даже арестовали, но затем отпустили без наказания.

Владимирцы о кончине земляка узнали из газет. В газете «Борьба и труд» Владимирского губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 11 января 1918 года была опубликована телеграмма из Петрограда под заголовком «Самосуд над Шингарёвым и Кокошкиным».

Посудачили и забыли - на многие десятилетия. На мемориальной доске на здании бывшей гимназии (ныне художественная школа) на улице Большой Московской имя Федора Кокошкина среди выдающихся выпускников появилось лишь в 2004 году заботами Фонда «Русское либеральное наследие».

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:14 В Муроме 14-летний подросток из-за петарды едва не лишился глаза и пальцев
Вечером в пятницу, 20 декабря, в городе Муром в местную больницу поступил подросток с множественными травмами кисти руки и ожогом глаза. По словам подростка, у него в руке взорвалась петарда.
вчера в 18:46 Пенсионерку, пытавшуюся поджечь полицию в Петушках, отпустили под домашний арест
Во Владимирской области суд избрал меру пресечения 73-летней пенсионерке из города Петушки, которая в субботу пыталась поджечь здание районного отдела МВД.