17 августа 2016 в 18:34

Владимирцы и ГКЧП

Четверть века назад, 19-21 августа 1991 года, случилось то, что сразу же получило название ГКЧП - это аббревиатура «Государственный комитет по чрезвычайному положению». Кто-то называет случившееся путчем. Кто-то - неудавшейся попыткой сохранить от развала Советский Союз. В тех событиях активно участвовали и владимирцы - причем на разных сторонах баррикад.

Властный раскол

ГКЧП многим рядовым владимирцам запомнился бесконечной телетрансляцией балета «Лебединое озеро» и пресс-конференциями членов ГКЧП. Затем на улицах Москвы появилась бронетехника и баррикады защитников «свободной России».

Раскол властной элиты страны тогда ощущался не только в столице, но и в регионах. Напомним, что в 1990 году власти РСФСР запретили совмещение должностей партийных и советских руководителей. Многие первые секретари обкомов КПСС отказались от своих партийных постов. Так поступил и секретарь Владимирского обкома Геннадий Кондрюков - в 1990 году он остался только председателем Владимирского облсовета. Кондрюков отказался поддерживать ГКЧП, и областной Совет стал центром сопротивления августовскому перевороту в нашей области.

Газеты той поры отражали разницу позиций.

Орган обкома КПСС «Призыв» 20 августа 1991 года вышел со всеми тассовскими документами от имени ГКЧП. Среди редакционных материалов на первой странице газеты было опубликовано заявление областного совета ветеранов о поддержке ГКЧП.

За это очень скоро и обком, и его газета «огребли» как «сторонники хунты».

«Владимирские ведомости» были тогда еженедельным органом областного Совета. Переворот и начался, и закончился между двумя еженедельными номерами «ВВ», и нашей газете легче было занять позицию победителя. 23 августа 1991 года «ВВ» вышли с известием о крахе путча, с материалами в поддержку Ельцина, его указами и т.д. Тогда же был опубликован большой репортаж с улиц Москвы «Три дня, которые потрясли мир». Владимирские журналисты Владимир Ганенко и Сергей Онищук (фотограф) 20 августа 1990 года на электричке поехали в Москву и увидели там противостояние солдат и защитников демократии, которое затем перешло в братание.

В том же послепутчевском номере «ВВ» появилось и большое интервью Геннадия Кондрюкова «Путч не удался! Но бдительности терять нельзя». Председатель облсовета рассказал, что сразу же принял решение ориентироваться на конституционные власти РСФСР. Как долго не мог получить достоверную информацию о том, что происходит в Москве. В общем, читатели узнали версию сторонников Ельцина о том, что творилось в те тревожные дни в коридорах региональной власти.

Школа милиции едет в Москву

В самую гущу московских событий тогда отправился сводный батальон Владимирской специальной средней школы подготовки начальствующего состава МВД СССР, школы милиции. Ныне это Владимирский юридический институт.

И здесь тоже сыграла свою роль перестройка власти. Незадолго до ГКЧП, в июле 1991 года, была ликвидирована единая система учебных заведений МВД. Владимирская школа была переподчинена вновь созданному МВД РСФСР. Оттуда и пришла телетайпограмма за подписью замминистра внутренних дел Дунаева от 20 августа: «Прибыть 21 августа 1991 года в Москву для несения службы. Численность и экипировка личного состава согласно ранее данных указаний».

Дунаев запрашивал отряд в 200 человек в полной боевой готовности с оружием для охраны здания МВД РСФСР. В школе сформировали сводный батальон из 21 офицера, шести вольнонаемных и двух рот курсантов (всего 111 человек в обеих ротах).

Но тут в нашу школу милиции пришла правительственная телеграмма от министра внутренних дел СССР Пуго: «Направлять личный состав в Москву запрещаю». Но все-таки руководство школы милиции решило выполнить приказ своего непосредственного начальства из МВД РСФСР.

Командир одного из взводов батальона Александр Гофман в своих воспоминаниях уточняет, как формировали отряд: «Поскольку в то время к нам поступали только юноши, отслужившие в армии, и учились они всего 2 года, было принято решение отправить в Москву только выпускной курс».

Однако сторонники ГКЧП подкрепили телеграмму Пуго весомыми доводами: в ночь с 20 на 21 августа школу милиции блокировали бронетранспортеры Ковровской танковой дивизии. Они перегородили оба выезда. Однако в 5 утра 21 августа блокада была снята. Ее военные потом объясняли «внезапными учениями»…

Когда путь был открыт, сводный батальон построился на плацу в полной экипировке с оружием и начальник школы довел приказ до личного состава. Все сели в автобусы: «Нас провожали коллеги, курсанты, матери и жены, - вспоминает Гофман. - У многих на глазах были слезы, ведь ехали и не знали, что происходит в Москве».

В Москве офицеры и курсанты из Владимира охраняли здание МВД РСФСР на Огарева, 6.

Но самое удивительное задание выпало двум бойцам батальона ‑ самому Гофману и курсанту Боброву. Их, наиболее крепких физически, включили в особую элитную группу, которая должна была обеспечить арест членов ГКЧП, которые как раз вернулись самолетом из Крыма, где Горбачев отказался их принять.

И вот лучшие силы МВД России поехали из прокуратуры РФ в аэропорт «Внуково-2», по трое на черных «Волгах». В аэропорту остановились у здания, где содержали арестованных гэкачепистов. Вывели арестованных Язова, Крючкова, других...

- Каждого посадили в отдельную «Волгу» на заднее сиденье. Мы сели по бокам, - вспоминает Александр Гофман. - Крючкова сопровождал сам зам­министра МВД РСФСР Дунаев с сотрудниками на милицейском «рафике». Двигались разными маршрутами, опасаясь попыток освобождения арестованных. Ехали по ночной Москве молча, держа на коленях заряженные автоматы.

Потом курсанта Боброва поставили в караул охранять арестованных, а Гофмана с другими элитными силами отправили в Москву на улицу Рылеева к дому министра внутренних дел СССР Пуго, чтобы его арестовать. Но не успели: Пуго застрелился…

Результаты августа-91

Сразу после победы над ГКЧП по всей стране, и во Владимирской области тоже, первым делом было реквизировано имущество КПСС и КП РСФСР. Деятельность всесильной партии приостановили, а к концу года полностью прекратили. А уже в декабре 1991-го не стало СССР.

Члены ГКЧП вскоре были амнистированы. И сегодня не утихают споры о том, чем все-таки был тот августовский путч. Наверное, поэтому сразу несколько ныне здравствующих участников тех событий из разных лагерей отказались от юбилейных интервью для нашей газеты.

Но то, что «путч ГКЧП», случившийся 25 лет назад, стал важной вехой развития новой России ‑ это бесспорно. И владимирцы сыграли в тех событиях не самую последнюю роль.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:14 В Муроме 14-летний подросток из-за петарды едва не лишился глаза и пальцев
Вечером в пятницу, 20 декабря, в городе Муром в местную больницу поступил подросток с множественными травмами кисти руки и ожогом глаза. По словам подростка, у него в руке взорвалась петарда.
вчера в 18:46 Пенсионерку, пытавшуюся поджечь полицию в Петушках, отпустили под домашний арест
Во Владимирской области суд избрал меру пресечения 73-летней пенсионерке из города Петушки, которая в субботу пыталась поджечь здание районного отдела МВД.