Почему не срослось у Хигера?
Амбициозный проект забуксовал, потому что не вписывался в нормативы озеленения. Инвестор в течение 10 лет много раз перерабатывал проект, все более насыщая его коммерческой недвижимостью, и одновременно лоббировал изменение градостроительной документации, о чем «ВВ» неоднократно рассказывали.
Но вот содержать территорию в порядке Хигер, видимо, не считал нужным. Уборкой в старых садах занимались волонтеры.
Именно это обстоятельство и послужило поводом для разрыва контракта между мэрией и «Фондом создания и развития центрального городского парка г. Владимира».
Причиной же изменения вектора политики мэрии в отношениях с Хигером по этому участку стал, хотелось бы надеяться, четко прозвучавший запрос городского сообщества на благоприятную городскую среду с тенистыми парками, прудами, родниками и птицами. Горожане твердо заявили, что не готовы отдать остатки озелененных территорий под очередные отель, бизнес-центр и крытый развлекательный комплекс, которые могут быть построены в другом месте без ущерба зеленым насаждениям. Важно, чтобы теперь, когда парковая зона вернулась городу, общественное мнение не осталось за скобками.
Защита генпланом
Мы поинтересовались у главного архитектора города Андрея Быкова: какую судьбу готовит мэрия заброшенным садам? Он заверил «ВВ», что застраиваться зеленая зона не будет.
- В планах у города на этом месте Центральный городской парк, ‑ заявил Андрей Быков, уточнив, правда, что это должен быть масштабный проект стоимостью не один миллиард рублей. Понятно, что на реализацию столь грандиозных планов в городском бюджете вряд ли когда-нибудь найдутся средства. - Поэтому мы будем искать нового инвестора и пытаться заинтересовать его соседней общественно-деловой зоной или чем-то еще, - уточнил Быков.
И тут у многих горожан возникает резонный вопрос - а будет ли проект нового инвестора лучше «Хигер-парка», особенно с учетом того, что законодательная почва для строительства офисов и отелей в зеленой зоне подготовлена? Напомним, в 2014 году статус территории в Правилах землепользования и застройки был изменен. Из категории Р-1 (озелененная территория общего пользования) она была переведена в категорию Р-7 (тематический парк). При этом нормативная площадь озеленения сократилась с 70 до 50 процентов, а площадь застройки увеличилась с 7 до 35 процентов.
Еще ранее угол улицы Мира и Октябрьского проспекта был перекрашен из зеленого в красный цвет, т.е. из парковой превратился в общественно-деловую зону.
В феврале 2016 года, когда впервые был поднят вопрос о возвращении старых садов муниципалитету, архитекторы и экологи заявили о необходимости восстановления статуса зеленых зон общего пользования для всей территории между Октябрьским проспектом и поворотом к ДТЮ. Это, по их мнению, будет работой над ошибками и гарантией от застройки на будущее.
- Вопрос о возвращении территории статуса озелененной зоны общего пользования Р-1 может быть решен в следующем году при корректировке генплана при условии, что такие предложения прозвучат от проектировщиков, членов комиссии по генплану или во время общественного обсуждения, - обнадежил Андрей Быков.
«ВВ» связались с архитектором Николаем Волковым, который, как оказалось, как раз намерен выступить с такой инициативой.
- При корректировке генплана надо жестко отвести остатки озелененных территорий паркам: от ДТЮ до Октябрьского проспекта и сквер напротив. Я категорически против застройки этой территории с учетом катастрофического положения с зелеными насаждениями в городе, которые буквально тают на глазах. А резервов для сокращения дефицита озелененных территорий у нас нет.
Таким образом, в 2017 году появится возможность застолбить в градостроительной документации территорию старых садов как парковую. Главное ‑ не упустить момент.
Парк культуры и отдыха как в Париже
Другой вопрос: что делать с зеленой зоной в реальности? Сейчас это 26 гектаров заброшенных коллективных садов. Фруктовые деревья цветут и плодоносят, но большей их части уже около 40 лет. Летом это место - труднопроходимые заросли, в тени которых устроены несколько десятков импровизированных площадок для пикников. Вокруг кострищ скапливается много мусора. Центры притяжения: пруды с утками и родник, а зимой ‑ крутые горки. Есть одна асфальтовая аллея и одна, давным-давно засыпанная гравием. Остальные дорожки протоптаны отдыхающими.
Благоустройством этого природного уголка последние годы занимаются разве что неравнодушные горожане. Сначала они просто собирали и вывозили мусор. В этом году подключившиеся к доброму делу художники добавили в облик парка красок: повесили причудливых форм и расцветок птичьи домики, украсили граффити и экомозаикой бетонные руины времен перестройки. Арт-субботников было уже три, и горожане весело провели там время: с пикниками, концертами, экскурсиями по птичьим голосам, лекциями. А собранный в парке пластик, кстати, отправили в переработку.
В планах у активистов ‑ устройство в парке «собакодрома» из подручных материалов: площадки для развития, обучения и реабилитации домашних любимцев. Все это делается на собственные средства волонтеров и на деньги, собранные с помощью краудфандинга. В числе постоянных спонсоров только мусоровывозящая компания «Спецтранс». Главное, что движет молодыми людьми ‑ желание сделать уютнее и красивее свой город.
Мэрия в это время озабочена поиском нового инвестора. По словам Андрея Быкова, потенциальных претендентов на горизонте нет, поэтому пока бремя содержания территории ляжет на горадминистрацию.
- Задача города ‑ привести эту территорию в порядок: сделать там дорожки, лавочки, фонари, вырубить сорные деревья, чтобы можно было там гулять, - говорит Быков. У какой из муниципальных структур на балансе окажется парк, он пока не знает.
А вот заведующая кафедрой экологии ВлГУ, доктор биологических наук, профессор Татьяна Трифонова считает, что таким легким благоустройством можно и ограничиться.
- Владимиру придется обустраивать эту зеленую зону на средства городского бюджета, потому что у инвесторов опять получится либо жилая застройка, либо офисы. А здесь требуются дорожки, освещение, уход за водными объектами и обновление зеленых насаждений. Не всех сразу, конечно, а постепенно, потому что молодые саженцы станут полноценными деревьями только лет через пятнадцать. Для этого нужен качественный дендроплан. Возможно, стоит объявить конкурс проектов. Но на воплощение лучшего варианта город должен выделить средства. И совсем не обязательно одномоментно. Главное, чтобы горожане понимали, что там происходит.
Архитектор Николай Волков тоже убежден, что облагораживать парковую зону можно частями, и это не будет такой уж непосильной ношей для бюджета города. Суздальский городской парк на 15 гектарах стоил отнюдь не миллиарды, а 132 миллиона рублей. И если исходить из удельной стоимости гектара благоустройства, то на 30 миллионов, потраченных на сомнительную реконструкцию парка имени 850-летия города, можно было бы привести в порядок 4 гектара под окнами «белого дома». Это для начала. А в течение пяти лет, глядишь, и все 26 гектаров бы осилили. Николай Волков, к слову, считает возможным реабилитацию старых проектов, а их было несколько.
Если не изобретать велосипед...
В 1986 году институт «Владимиргражданпроект» по заказу горисполкома создал рабочий проект Детского парка.
В нем были предусмотрены розарий, дендрарий, сад сирени, фонтаны, детские и спортивные площадки, летний театр и станция юннатов. Застройке при столь солидном наполнении отводилось всего 1,5 процента, в отличие от 35 процентов у Хигера. А основной объем документации приходился на дендроплан, которого у Хигера вообще не было. Проект даже начали реализовывать, но в 1990-е он был остановлен. С тех пор сохранились остатки входной группы с упавшими на землю бетонными буквами, доска почета и недостроенный фонтан.
В 1990-м в рамках проектирования центральной части города это место тоже отводилось под парк. Причем напротив здания обладминистрации планировался парадный сквер, соединявшийся с Детским парком мостиками. Макет этого сквера и набережной Лыбеди до сих пор стоит в коридоре «Владимиргражданпроекта», и Волкову он нравится.
Был еще проект 2009 года, который, по мнению Волкова, намного хуже, поскольку включает уже общественно-деловую зону. Но он, по крайней мере, вписывался в нормативы озеленения.
- Надо понимать, что инвестор на полноценный парк не найдется. Однако, если область и город ставят задачу, она, как правило, решается, - говорит Волков. - Даже в Париже строят новые парки, один из которых ‑ на месте завода «Ситроен». И это реализация советской идеи парков культуры и отдыха с газонами, скамейками, деревьями и кустарниками, а не парков развлечений, которые пропагандирует Хигер.
Профессор Татьяна Трифонова тоже апеллирует к мировому опыту.
- Токио, Берлин, Сеул, Париж и многие другие города отдают огромные площади в центре под парки, хотя земля там намного дороже владимирской. Городские власти организуют большие пространства с хорошими газонами, ухоженными деревьями, где люди могли бы гулять после работы, в обеденный перерыв, потому что большинству работающего населения ехать за город некогда.
Эксперты предостерегают на будущее от манипуляций со словом «парк», однозначно заявляя, что городу нужен в этом месте природный уголок без апарт-отеля, развлекательного центра и конгресс-холла.