Воспитание вундеркинда
Сергей Иванович Танеев родился во Владимире 13 (26 по новому стилю) ноября 1856 года. Принадлежал к разветвленному дворянскому роду Танеевых, известному с XV века. Его отец Иван Ильич, одаренный литературным и музыкальным талантом, служил во Владимире советником палаты государственных имуществ. К рождению младшего сына Сергея его родителям было уже к 60. Чиновничья карьера Ивана Ильича клонилась к закату. Выйдя в отставку, Танеев-старший перевез семью в Москву. Так что будущий композитор владимирцем был недолго - до 1865 года.
Сергей Танеев рано проявил музыкальную одаренность, первые уроки игры на фортепиано он начал брать в пятилетнем возрасте, а в девять был зачислен на первый курс только что открывшейся Московской консерватории.
Музыкальный критик Иван Липаев в своей работе о Танееве, вышедшей в 1915 году, писал: «Дитя провинции, полненький от ухаживания за ним отца и матери, одетый по моде того времени в бархатный казакинчик, в пеструю, клетчатую шелковую рубашечку, перепоясанную наполовину, в напускных шароварах, будущий ученик с первого своего появления привлек симпатии к себе профессоров».
Как мы видим по приведенному ниже фото Сережи Танеева в год поступления в консерваторию, описание одаренного провинциала критик дал достаточно точно.
В консерватории педагогом Танеева по классу фортепиано стал сам Николай Рубинштейн, а азы композиции провинциал-вундеркинд осваивал под руководством Петра Чайковского.
Многогранный талант
Сергей Танеев сам стал первым золотым медалистом в истории Московской консерватории. Он же считается первым в России крупным ученым-музыковедом. Современники признавали его талант как дирижера и исполнителя.
И все-таки Танеев остался в истории прежде всего воспитателем композиторов. Он преподавал в консерватории более 25 лет, до 1905 года. Его учениками были Рахманинов, Скрябин, Метнер, Глиэр, Игумнов, Яворский, Гречанинов и другие.
Современники часто сравнивали Танеева с Сократом. Потому что оба они оставили после себя многочисленных учеников, но сами мало что написали.
Сочинения Танеева казались его современникам сухими, слишком учеными и устаревшими. А сегодня, как пишут музыковеды, это «самобытное явление Серебряного века с его склонностью к ретроспективности». Особый стиль Танеева нашел отражение в его кантатах «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма», опере «Орестея», четырех симфониях, хоровых сочинениях и романсах.
Музыка
их связала
Большим другом и наставником Сергея Танеева стал Петр Ильич Чайковский. Танеев, прекрасный пианист, был первым исполнителем всех крупных фортепианных произведений Чайковского. Отчасти потому, что сам Чайковский не так уж хорошо играл на фортепиано.
Дружеская переписка композиторов продолжалась до самой смерти Чайковского. С годами Чайковский и Танеев перешли на ты.
Стоит отметить, что Танеев пропагандировал сочинения Чайковского, а Чайковский «продвигал» Танеева и его музыку. Именно с подачи Чайковского Танеев очень молодым, в 28 лет, стал директором Московской консерватории. Чайковский добился и постановки в Петербурге единственной оперы Танеева «Орестея», правда, премьера состоялась, когда Чайковского уже не было в живых.
В переписке Чайковский однажды иронично назвал Танеева «Бахом из окрестностей Пожарного депо (где жил Танеев в Москве. ‑ Прим. авт.), который посредством бесчисленного множества контрапунктов, фуг и канонов на темы русских песен и православных гласов кладет основной камень будущего величия русской музыки».
Впрочем, несмотря на дружбу, Танеев порой критиковал произведения Петра Ильича. Известно, что именно после негативной оценки Сергеем Ивановичем Чайковский уничтожил партитуру симфонической картины «Воевода». Правда, уже после смерти Чайковского сам же Танеев пожалел о своей суровой критике и участвовал в восстановлении «Воеводы».
В Ясной Поляне
все неясно
Через несколько лет после кончины Чайковского Танеев подружился со Львом Толстым. Он бывал в доме писателя в Москве, месяцами гостил в Ясной Поляне. В воспоминаниях об этой дружбе сохранилась пикантная история о том, что Танеевым и его музыкой увлеклась супруга Льва Николаевича Софья Андреевна.
«Иногда мне стоило только встретить Сергея Ивановича, послушать его бесстрастный, спокойный голос, и я успокаивалась. Личность Танеева была почти ни при чем. Он внешне был мало интересен, всегда ровный, скрытный...» - писала сама Толстая.
В общем, по уверениям самой Софьи Андреевны и по мнению разумных людей, вхожих в семью Толстых, до реальной измены мужу с Танеевым дело не дошло. Но Толстой явно ревновал жену и убеждал отказать Танееву от дома. И будто бы именно ситуация с Танеевым навеяла Толстому сюжеты «Крейцеровой сонаты» и даже «Анны Карениной».
«Словно дитя малое»
И только сам Танеев, «искренне витающий в своих фантазиях и поисках идеальной музыкальной красоты», ничего «такого» во внимании к нему жены Толстого не замечал. А если бы замечал, сам бы покинул дом Толстых, уверял один из его учеников - известный музыкальный критик Сабанеев.
Судачили в Москве и о романтических отношениях между Танеевым и женой художника Бенуа.
Однако, по воспоминаниям современников, Танеев «боялся» молодых женщин, а с увлекающимися им дамами поддерживал лишь платонические отношения. Всю жизнь Танеев проходил в холостяках. Почему? Точных свидетельств мы не найдем ни в одном из достоверных источников.
До седых волос Сергея Ивановича опекала старенькая няня - Пелагея Васильевна Чижова. Она говорила, что композитор в быту «словно дитя малое».
После успешных выступлений Танееву обычно вручали лавровые венки, и Пелагея Васильевна употребляла листья с них для супа. И когда запасы иссякали, няня говорила Танееву: «Вы бы в концерте поиграли, а то лавровый лист подходит к концу». Что на это отвечал композитор, история умалчивает.
Возможно, Сергею Ивановичу просто было не до лаврушки или любовных романов, ведь главным делом его жизни была музыка. Его высокие моральные качества отмечали все - Танеева называли «совестью музыкальной Москвы». Такое единодушие для конфликтной музыкальной «тусовки» того времени большая редкость.
Эсперанто и велосипед
Музыка, безусловно, была для Сергея Танеева смыслом и главной радостью жизни, но не единственным увлечением.
Одним из хобби Сергея Ивановича стало изучение иностранных языков. Он свободно говорил на немецком, французском, английском и овладел международным языком эсперанто. Танеев был членом международного общества эсперантистов, не только общался на эсперанто, но даже написал несколько романсов на этом языке.
Еще одной страстью композитора с легкой руки Льва Толстого стали велопрогулки. Несколько мешковатый и близорукий Танеев часто спотыкался и опасался ходить вечером в одиночестве. И все-таки уже в солидном возрасте освоил велосипед! Катался с удовольствием, хоть и сильно рисковал при таком-то слабом зрении. Один из веловояжей завершился тяжелой травмой ноги, и от любимого хобби пришлось отказаться, оставалось только провожать взглядом проезжавших мимо велосипедистов.
- Думаю, что даже переживания новобрачных в первую ночь их свадьбы не могут сравниться с теми ощущениями, которые переживает велосипедист, - как-то сказал Сергей Иванович одному из друзей: за спокойствием мэтра скрывалась увлекающаяся натура, жаждущая новизны.