7 декабря 2016 в 17:20

Человек с ружьем против танка

75 лет назад - в разгар битвы за Москву - на фронт из Коврова стали поступать массовые партии нового оружия ‑ противотанкового ружья Дегтярева. Так ковровские оружейники продемонстрировали готовность выполнять срочные заказы военного руководства страны.

То ли винтовка,

то ли пушка

Сегодня противотанковое ружье Дегтярева (ПТРД) - экспонат военных музеев и экспозиций. Он особо выделяется среди замечательных образцов вооружения, которые дал Ковровский оружейный завод Красной Армии во время Великой Отечественной войны. ПТРД - эффективное и в то же время простое оружие ближнего боя со средними и легкими танками, дзотами и даже низколетящими самолетами.

Пик популярности противотанковых ружей пришелся на первые два года войны. Появлению ПТР предшествовали годы разработок разных конструкторов. Тормозили дело сомнения, а то и твердое сопротивление тех, кто считал, что противотанковые ружья вообще не нужны.

Дегтяревское противотанковое создали в рекордные сроки - менее чем за месяц, в течение июля 1941 года. Во время битвы под Москвой войска наконец-то получили долгожданное оружие, и бронированная техника немцев уже не смогла так же нагло, как раньше, утюжить нашу пехоту.

Рожденное в муках

Броня многих первых танков и бронемашин не превышала 20-30 мм. Практически с их появлением военные конструкторы задумались о разработке ружей, способных пробить броню. В России в Первую мировую хотели было приспособить против танков отечественное крепостное ружье Гана образца 1876 года, но так и не успели. Первый массовый вариант появился у немцев на основе винтовки «Маузер» в 1918-м.

В СССР толчок к разработкам противотанковых ружей дала война в Испании. Бои там показали, что такого оружия республиканцам и нашим добровольцам явно не хватало. По решению правительства проектированием миллиметровых ружей калибром 20-25 мм и массой до 35 кг занялись несколько конструкторов. И уже тогда, в 1936 году, на Ковровском заводе № 2 имени Киркижа были изготовлены два опытных образца ротного противотанкового ружья ИНЗ-10 системы Семена Владимирова и Михаила Блюма. Но первые варианты ПТР были не вполне удачными.

Очень близко к массовому производству и опять же в Коврове подошло самозарядное противотанковое ружье опытного конструктора Николая Рукавишникова (ПТРР). В 1939 году оно даже было принято на вооружение. Калибр в 14,5 мм стал наиболее оптимальным в последующем проектировании. Тем более как раз перед войной появился удачный отечественный патрон БС этого калибра - с бронебойно-зажигательной пулей. По плану в 1940 году советский военпром должен был выпустить до 15 тысяч таких ружей. Но опять помешали недоработки в конструкции и сомнения…

В Наркомате обороны СССР до войны весомее оказалось мнение тех, кто считал, что не надо распылять силы на ПТР, а лучше выпустить побольше противотанковых пушек. С одной стороны, верно: пушка надежнее. А с другой - где же быстро и экономично взять столько пушек? Довод противников ПТР был такой: танки вероятного врага вот-вот будут иметь броню по 60-80 мм. И даже массовая пушка-«сорокапятка» их не возьмет. И в августе 1940 года по настоянию начальника Главного артиллерийского управления Красной Армии маршала Кулика ПТР Рукавишникова сняли с вооружения.

Военная проверка

Но наступает июнь 1941 года. И немецкие танковые армады, в которых было еще очень много легких и средних боевых машин, клиньями прорезают позиции Красной Армии. А у пехоты, оставшейся без поддержки артиллерии, против танков нет ничего, кроме связок гранат и бутылок с коктейлем Молотова...

А немцы-то к нападению на СССР запаслись более чем 70 тысячами противотанковых ружей нового образца и тщательно распределили их по пехотным частям. У нас же пришлось, как часто бывает, решать на уровне «первого лица». Дело сдвинулось, когда сам Сталин в начале июля 1941 года приказал в течение месяца разработать ПТР под патрон 14,5 мм. И поручить это «еще одному, а для надежности - двум конструкторам».

Вот тогда к работе над ПТР кроме Рукавишникова подключили Василия Дегтярева и Сергея Симонова - не менее знаменитого конструктора «ковровской школы». Правда, Симонов в то время уже работал в Подмосковье, а оттуда эвакуировался с заводом в Саратов. Оба оружейника добились успеха, и в итоге на вооружение в августе 1941-го были приняты два противотанковых ружья - систем Дегтярева и Симонова (ПТРД и ПТРС).

В ружьях Дегтярева и Симонова было много похожего: длинный ствол, опора на сошки, вес (около 20 кг). Но и отличия имелись. Главное из них - ПТР Дегтярева было однозарядным. Для каждого выстрела ружье заряжалось вручную, и только гильза отбрасывалась автоматически. ПТР Симонова вышло более скорострельным, потому что патроны автоматически подавались из обоймы. Но оно оказалось и сложнее в производстве. Так что к битве за Москву с массовым выпуском подоспело именно ПТР Дегтярева - уже в ноябре 1941 года. Есть данные о том, что распределением первых еще «дефицитных» партий ПТРД по пехотным частям занимался сам Сталин. Первую партию из 300 ружей ковровчане выпустили в октябре, и в начале ноября она отправилась в 16-ю армию Рокоссовского.

Начав с малых партий, ковровчане довели выпуск ружей почти до 18 тысяч штук уже к концу первого военного года. А в 1942-м выпустили уже более 180 тысяч ПТРД. К этому времени набрал массу и выпуск ПТР Симонова - более 60 тысяч штук. Так что инструкция для бойцов в марте 1942-го была выпущена сразу на два ружья. В инструкции указывалось, какие у танка наиболее уязвимые места. Всего за войну в СССР произвели примерно 400 тысяч ПТР обеих систем. Параллельно для борьбы с танками был создан улучшенный патрон БС-41 калибра 14,5 мм с победитовым наконечником.

Феномен Дегтярева

Любопытно, почему именно Дегтяреву и ковровчанам удалось спроектировать первое массовое ПТР. Этому есть объяснение - опыт и талант. В 1941-м Василию Алексеевичу было уже за 60. Конструировать оружие он начал еще в Первую мировую. Дегтярев сумел воплотить российский и мировой опыт в своих разработках. На его счету был тогда и самый массовый ручной пулемет ДП, и танковый пулемет ДТ, и крупнокалиберный пулемет ДШК, и многое другое.

Однако разработки даже такого авторитетного конструктора принимались непросто. Взять тот же пистолет-пулемет Дегтярева - ППД. Знатоки пишут, что ППД был не без недостатков. И его все-таки в конце 1930-х умудрились снять с производства. Говорили: зачем, дескать, армии полицейское оружие ближнего боя? Но опять гром грянул ‑ финская война. И финны со своими пистолетами-пулеметами «Суоми» нанесли красноармейцам с винтовками такой урон, что выяснилось: ППД не так уж и плох. Его успели вернуть в массовое производство еще до войны с Германией. А затем уже конструктор Шпагин (опять же в Коврове!) создал еще более успешный ППШ.

Слава бронебойщиков

Хроника событий известна: под непосредственным контролем молодого наркома вооружений Дмитрия Устинова (будущего министра обороны) осень 1941 года на Ковровском заводе посвятили помимо прочего выпуску нового ПТРД.

Первый известный бой, где применили ПТРД, зафиксирован 16 ноября 1941 года близ деревни Ширяево под Москвой. С помощью ПТРД уничтожены были 10 танков и несколько бронемашин. Жаль, что не раньше появились эти чудо-ружья!

Однако до сих пор можно встретить среди историков вооружений разные точки зрения на значимость ПТР. Одни называют противотанковые ружья оружием Победы. Другие считают ПТР чисто «психологическим» оружием, которое помогло лишь тому, что пехота меньше пугалась танков. А реальный урон бронированной технике наносили все-таки пушки, причем довольно крупного калибра. Тем более что к концу войны от производства ПТР отказались вовсе - пришло время реактивных гранатометов.

Наверное, как всегда истина посередине. Ясно, что одного супероружия в обычной войне не существует. Но факты говорят в пользу ПТР: когда нехватка этого вида оружия была восполнена, немецкие военные стали опасаться наших пехотных частей и делились опытом, как выявить замаскированных советских бронебойщиков. А наша пехота реально обрадовалась новому бронебойному оружию.

ПТРД стали той «каплей», которая во всей массе вооружения, брошенного в 1941 году на защиту Москвы, склонила чашу весов в нашу пользу. Красная Армия Москву не отдала и перешла в наступление в начале декабря 1941-го.

Одним из рукотворных памятников гению Василия Дегтярева останется и ПТРД. А среди многочисленных наград конструктора есть и медаль «За оборону Москвы». Ковровские

ПТРД - это часть вклада в Московскую битву наших земляков.

Характеристики ПТРД-41

Масса

17,3 кг (неснаряженное)

Длина

2000 мм

Калибр

14,5 мм

Принцип работы

ручная подача

Скорострельность

8-10 выстрелов/мин

Прицельная дальность

1000 м

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
19 минут назад Волейбольный клуб «Муром» пробился в финал чемпионата России
Заключительный 11-й тур предварительного этапа на чемпионате России среди женских команд в Высшей лиге «А» волейбольный клуб «Муром» провел в Екатеринбурге. Три победы в четырех матчах позволили волейболисткам из Владими…
27 минут назад Александр Авдеев встретился с участниками Всемирного фестиваля молодежи в Сочи
В Центре опережающей профессиональной подготовки в стенах Высшей государственной инженерно-технической школы (колледжа) имени Д.К. Советкина губернатор Александр Авдеев провел встречу с участниками владимирской делегации…