Архиепископом Владимирским и Суздальским (с 1916 года - Владимир-ским и Шуйским) Алексий (в миру - Анемподист Яковлевич Дородницын) стал в военном 1914 году. Обстановка на фронтах во многом определила его деятельность. Владыка организовал в губернии систему помощи раненым и беженцам со стороны церкви. Он открывал лазареты при монастырях, курировал создание земледельческих приютов для детей павших и увечных на войне.
Но и о философских беседах не забывал! Например, 6 декабря 1916 года в актовом зале Владимирской духовной семинарии преподаватель Кедров выступил с богословским чтением на тему «Современная воинствующая Германия с ее безбожною культурою как духовное детище философа Ницше». Лектор сопоставлял афоризмы Ницше с современными действиями германцев и взглядами их военачальников. «Лекцию дополнил авторитетными сведениями Высоко-
преосвященнейший Алексий, присутствовавший на чтении», - сообщали «Владимирские епархиальные ведомости».
«Чтобы спасти себя от безысходного положения, - говорил Алексий, - Германия устремила свой взор на восток, на славянство. Славянству чужды завоевательные инстинкты, оно только защищается, когда на него нападают, а предоставленное само себе оно живет тихою, покойною жизнью, но со внутренним огнем жизни. Эту неведомую, но пленительную силу Германия и хочет подчинить себе, влить ее в свой организм, чтобы оживить его. Скажем ей: «Да, славянство спасет Германию, но не в качестве побежденного, а в качестве победителя».
А еще, оказывается, Алексий был композитором, автором духовной музыки. Правда, его музыкальные сочинения называют дилетантскими. И все же в годы службы Алексия во Владимире его песнопения исполнял знаменитый архиерейский хор под управлением Алексея Ставровского. В том хоре в детстве пел будущий красный командир Николай Соколов-Соколенок.
Кстати, на революционные ветры 1917 года архиепископ Владимирский и Шуйский отреагировал вполне адекватно. Как сообщали «Владимирские епархиальные ведомости», узнав об отречении от престола Николая II, владыка Алексий послал телеграмму в Святейший Синод: «Собрание благочинных уездных протоиереев, преосвященных викариев, консистории в полном ее составе под моим председательством <...> постановило обратиться к населению Владимирской епархии с воззванием, в котором призвать его во всем подчиняться новой временной власти, всеми мерами содействовать осуществлению его намерений и молить Бога о том, да явит Отец Небесный нашему Отечеству мудрых строителей новой государственной жизни его, которые вывели бы Россию на путь к могуществу, славе и победе над врагом».
В речи, произнесенной перед молебном в Успенском соборе 5 марта 1917 года, владыка Алексий заявил прихожанам: «Братья и сестры, сыны и дщери Российские!.. Царь отрекся от Престола... Это была его воля. Но наша дорогая Родина... Она снова в муках рождения власти. Снова встала перед ней великая историческая задача создать власть, задача, которую она с великими усилиями и скорбями решала в 1613 году, и с помощью Божьей все же решила».
Архиепископ призывал верующих окружить Родину заботой, как больную мать.
«Мы не одиноки, - убеждал он владимирцев. - Там, в Петрограде, народные представители работают над созданием государственной власти. Они создали уже власть для нашего народа - это Временный исполнительный губернский комитет (местный орган Временного правительства. - Прим. авт.). Он есть центральная власть, ему мы должны подчиняться и исполнять его распоряжения. Мало того, мы должны помогать ему всеми зависящими от нас мерами поддержать в нашей губернии порядок и спокойное течение жизни».
Спокойное течение жизни самого архиепископа закончилось спустя несколько месяцев. Разразился скандал: в мае 1917 года губернский съезд духовенства и мирян фактически изгнал Алексия из епархии за «деспотическое управление» и за «дерзкое обращение с духовенством». Это была тогда обычная формулировка для удаления консервативных архиереев.
Когда же священнослужитель, столь благодушно отреагировавший на политические изменения в стране, успел прослыть консерватором? Все дело в его политических симпатиях, философии и публицистике. Еще до революции архиепископ опубликовал много книг, статей и речей по истории церкви, богословию, философии.
Среди наиболее нашумевших его сочинений - «Мораль Талмуда», которую подняли на щит черносотенцы. Высказывания отца Алексия по «еврейскому вопросу» вряд ли можно процитировать в приличном обществе...
После падения царизма владыке припомнили и его приветствие в 1915 году в адрес участников нижегородского всероссийского совещания уполномоченных монархических организаций и правых деятелей. Ну и самый страшный грех, в котором обвинили владыку, - почитание Григория Распутина, которого ненавидели во всех кругах общества - от аристократии до простонародья. Якобы Алексий даже послал Распутину одну из своих книг в подарок с посвящением: «Великому старцу».
После революции все это активно обсуждала читающая публика не только в губернии, но и в стране. Алексий же никогда за словом в карман не лез. В крупной питерской газете «Новое Время» он еще в марте 1917 года твердо открестился от симпатии к знаменитому «старцу»: «Распутина я никогда не видел и лично не был с ним знаком, никогда ни с какой просьбой к нему не обращался ни письменно, ни через третьих лиц. Но сам Распутин упорно домогался знакомства со мной... Распутина и распутинство я всегда ненавидел и несколько лет боролся с ним».
Бесполезно!
8 мая 1917 года чрезвычайный съезд духовенства и мирян Владимирской епархии единогласно постановил: «Удалить архиепископа Алексия из Владимирской епархии... как члена «Союза русского народа» и связанного с Распутиным...» Обвинили его и в том, что архиепископ Алексий в проповедях называл «новое правительство проклятым, оно создано не от Бога, а от самого сатаны».
Оставшись без места службы, он вскоре «прославился» на Украине, возглавив борьбу за «автокефалию» - полное отделение украинской церкви от русской. Для этого он, «русский патриот», уехал в Киев и объявил себя украинцем. Кстати, родом он был из Екатеринославской губернии (город Днепропетровск
с 1802 по 1926 год назывался Екатеринославом. - Прим. авт.), где появился на свет в семье дьячка в 1859 году. Уже став священником, он в Херсонской губернии как миссионер разоблачал секту «штундистов» (разновидность баптизма. - Прим. авт.). И позже на этом материале даже защитил докторскую диссертацию, когда был ректором Казанской духовной академии.
И вот на рубеже 1917 и 1918 годов архиепископ из Владимира стал главой Всеукраинской церковной рады. Издал молитвенник на украинском языке. Препятствовал возвращению в Киев митрополита Владимира, который был сторонником единства Русской православной церкви.
Вскоре митрополит Владимир в Киеве был жестоко убит и стал одним из святых великомучеников. Ненадолго пережил его и Алексий. Возглавить церковную власть на Украине и объявить автокефалию ему так и не удалось. Митрополитом Киевским был избран Антоний (Храповицкий). Алексий был извергнут из сана за «непослушание священноначалию и нарушение канонов», фактически - за попытку раскола.
С церковью возмутитель спокойствия примирился уже перед кончиной в январе 1919 года. Умер Алексий в маленьком монастыре в Новороссийске, на территории, подконтрольной белой Добровольческой армии. Отпевал его архиепископ Евлогий (Георгиевский), но и тот в своих воспоминаниях отозвался об Алексии в целом негативно.