23 марта 2017 в 09:55

Как учились музыке в старом Владимире

Сегодня во Владимире несколько музыкальных школ, музучилище и профильный факультет в университете, не счесть вокально-инструментальных объединений и студий, где можно узнать азы нотной грамоты, научиться петь и играть на музыкальных инструментах. А какими возможностями учиться музыке обладали жители губернского центра в конце XIX - начале XX века?

Петь в церковном хоре

Начнем с обучения вокалу, хотя бы уже потому, что век назад это был самый распространенный и доступный путь в музыку. Прежде всего, речь идет о церковном пении. Этот предмет входил в курс духовной семинарии, и семинария располагала штатом сильных преподавателей.

Однако для того, чтобы научиться тянуть ноты, не обязательно было связывать свою жизнь с церковным учебным заведением. В XIX веке во Владимире действовало Училище пения, организованное Братством святого благоверного князя Александра Невского. Начиная с 1883 года при этом училище работали курсы по подготовке учителей для народных школ и регентов церковных хоров. Вот впечатления современника: «Уроки пения в училище нередко посещаются самим Архипастырем, который во время своих посещений испытывает учеников как в теории пения, так и в самом искусстве пения; равно и в умении их перелагать унисонную квадратную ноту на голоса и в пении этих переложений совместно с игрой на скрипке»...

В 1913 году во Владимире при семинарии открылись «Курсы для учащих (то есть учителей. - Прим. авт.) в церковных школах Владимирской епархии». На курсы были вызваны 80 педагогов обоих полов из церковных школ со всех уездов. Все это финансировала церковь.

При особом таланте можно было попробовать себя в самом престижном вокальном коллективе Владимира - архиерейском хоре Успенского собора под управлением Алексея Ставровского. Уроженец села Ставрова Алексей Ставровский помимо руководства хором еще прекрасно играл на альте в любительском городском оркестре и учил скрипичной игре своего сына Петра и еще нескольких музыкально одаренных владимирцев.

А можно ли было сменить амплуа от церковного пения к сценическому, светскому? Да! Самый известный пример - бас Большого театра Сергей Красовский (1894-1971), выходец из села Войново-Гора Покровского уезда. Окончив Владимирскую духовную семинарию и набравшись опыта в архиерейском хоре, Красовский прославился в Москве как оперный певец. Правда, уже после революции.

Нанять учителя на дом

И все-таки в основном первые шаги к инструментальной музыке во Владимире до 1912 года были возможны только с помощью частных учителей или в гимназиях.

Яркий пример домашнего обучения - семья Танеевых. Со старшим братом композитора Сергея Танеева Владимиром с пяти лет занимался его отец Иван Ильич, чиновник, обожавший музицировать. Потом к старшим детям пригласили немца Рихарда Делича, авторитетного музыкального наставника того времени. Владимир Танеев вспоминал, что родители выбирали ему учителя музыки из числа всего лишь двух (!) бывших в городе. Это, впрочем, не значит, что во Владимире нотную грамоту знали только эти двое. В качестве учителей для отпрысков состоятельных владимирцев выступали барышни из хороших семей, также получившие домашнее музыкальное образование. Например, первые уроки игры на фортепиано Сергею Танееву давала Мария Миропольская, дочь доктора, друга семьи. Наставнице пятилетнего Сережи было всего 13 лет.

Позже за обучение Сергея Танеева взялась Варвара Возницына (по мужу - Полянская) и занималась с ним вплоть до отъезда Танеевых в Москву в 1865 году. Уроки Варвары запомнились композитору, и он писал потом: «Вероятно, Полянская сумела поднять силы, не покидавшие меня во всю жизнь».

Как мы знаем, в Москве в консерваторских кругах талантливого мальчика из Владимира сразу заметили, и впоследствии из него вырос великий композитор и пианист. А Варвара Возницына-Полянская осталась преподавать музыку во Владимире, в женской гимназии. Рихард Делич вел музыку и пение в гимназии мужской.

На снимке:

Преподаватели и учащиеся музыкальных классов при ИРМО. Владимир, 1914 год

Музыка - предмет по выбору

Педагоги подрабатывали частными уроками не от хорошей жизни. Дело в том, что музыка в гимназиях относилась к числу необязательных предметов, преподававшихся за дополнительную плату.

Заглянем в отчет о занятиях необязательными предметами в земской женской гимназии во Владимире за 1906 год. Лишь 37 учениц выбрали музыку, пение предпочли 547 гимназисток, танцы - 111, гимнастику - 59. В общем, большого спроса на музыку в гимназии не было, музыкальное образование ограничивалось в основном вокалом.

Учителя музыки не входили в число гимназической элиты и оказывались в центре внимания лишь когда давали с воспитанниками благотворительные и праздничные концерты для горожан. Зарплата Рихарда Делича в гимназии составляла 200 рублей в год, а надзирателя той же гимназии - 500 рублей. Вот и приходилось немцу на досуге репетиторствовать...

Сколько же платили за каждый частный урок музыки? Тогда, как и сегодня, репетиторы не стремились раскрывать «договорные» цены. Но известно, что частными уроками музыки было трудно прожить даже в столице. Об этом вспоминал композитор Сергей Ляпунов. В Петербурге в 1880-е годы он пытался зарабатывать на жизнь только частными уроками, оставаясь «свободным художником». «Свободный труд, - писал потом Ляпунов, - давал заработок очень неверный и незначительный, и я поневоле должен был жить бездомно, не имея возможности хоть сколько-нибудь изменить свой образ жизни».

Первая школа

Возможно, те же по большей части материальные мотивы были у владимирского «свободного художника» и потомственного музыканта Петра Ставровского (1887-1938). Именно он в 1912 году открыл первую частную музыкальную школу во Владимире.

К этому времени Ставровский-младший окончил Московскую консерваторию в Москве и вернулся во Владимир. Он собрал в своей школе всех лучших музыкальных педагогов города. Газетное объявление об открытии музыкальной школы сообщало: «Предметы изучения: фортепиано, скрипка, пение (сольное и хоровое), оркестровая игра, теория и история музыки. В состав преподавательского персонала приглашены лица с высшим музыкальным образованием. Занятия будут вестись под наблюдением профессоров Московской императорской консерватории».

На третьем этаже дома Вострухиной (на углу Георгиевской и Большой улиц) школа Ставровского арендовала помещения, которых хватило на несколько просторных классов, кабинет директора, концертный зал с эстрадой и концертными роялями «Беккер».

Краеведы выяснили, что в школе Ставровского учились юноши и барышни из семей дворянских, купеческих, мещанских. Обучение было платным. А если нет финансовой возможности, то извольте на курсы певчих и регентов при семинарии. Кстати, занятия по церковному пению там вели все те же отец и сын Ставровские.

От других крупных городов России Владимир с открытием частной музыкальной школы отстал более чем на полвека. В конце 1914 года частная школа Ставровского преобразовалась в музыкальные классы при Владимирском отделении Императорского Русского музыкального общества (ИРМО). По сути, мало что изменилось, но учебное заведение теперь существовало под авторитетным брендом. И тут мы были далеко не впереди России всей. В Нижнем Новгороде, Саратове и Пскове отделения ИРМО возникли еще в 1873 году, в Тамбове - в 1882-м.

Принадлежность к Императорскому Русскому музыкальному обществу благосклонно отразилась на уровне гастролеров. Еще в 1910 году в зале Дворянского собрания с восторгом встречали хор «природных» цыган из московского ресторана «Яр». А теперь владимирцы могли пригласить к себе на гастроли выдающихся скрипачей - преподавателя Питерской консерватории Леопольда Ауэра и его ученика и зятя Бориса Сибора, московского баритона Николая Шевелева и профессора консерватории виолончелиста Альфреда фон Глена.

Революционный 1917-й не остановил развития музыкального образования во Владимире. Школу Ставровского не закрыли, напротив, в 1918 году большевики переименовали ее в Народную консерваторию. Правда, ненадолго, слишком уж круто это звучало - не по чину для провинциального Владимира. Создатель первого профильного учебного заведения в губернском центре, увы, после смены строя не задержался. До конца 1930-х Петр Ставровский успешно работал в музыкальных театрах Москвы, на Украине и в Горьком. К сожалению, в Горьком Петр Алексеевич попал под ложное обвинение в шпионаже и был расстрелян в 1938 году.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:14 В Муроме 14-летний подросток из-за петарды едва не лишился глаза и пальцев
Вечером в пятницу, 20 декабря, в городе Муром в местную больницу поступил подросток с множественными травмами кисти руки и ожогом глаза. По словам подростка, у него в руке взорвалась петарда.
сегодня в 18:46 Пенсионерку, пытавшуюся поджечь полицию в Петушках, отпустили под домашний арест
Во Владимирской области суд избрал меру пресечения 73-летней пенсионерке из города Петушки, которая в субботу пыталась поджечь здание районного отдела МВД.