...Лидия Александровна с улыбкой встречает нас на пороге дома. Маленького роста, очень подвижная для своих лет женщина с внимательным взглядом серых глаз. Выразительное лицо, руки с изящными пальцами, которые по привычке аккуратно складываются как для работы кистью.
Она родом из этих вязниковских мест. Родилась в деревне Коробы. Училась и работала во Мстере. Сейчас живет по соседству в маленькой деревне Слободка. Добраться до дома заслуженного художника России непросто, нормальная дорога заканчивается посреди Слободки - а дальше непролазная грязь и колдобины. Местные власти еще только обещают сделать сюда дорогу.
- Когда началась Великая Отечественная война, мне было 14 лет, - вспоминает Лидия Александровна. – Я окончила семь классов. Ребят нашего возраста сразу начали отправлять в ремесленное училище. Явиться надо было по повестке. Не явишься – отберут продуктовые карточки. Мама моя встретила на улице известного художника Константина Ивановича Мазина, и он ей посоветовал: «Если вам жалко отдавать дочку в ремесленное, то пусть она идет во Мстерское художественное училище, может, что из нее и получится". Я сдала экзамены, меня зачислили. Стала учиться рисовать у одного из основоположников лаковой миниатюры Ивана Александровича Фомичева, а также у Ивана Алексеевича Серебрякова и Константина Ивановича Мазина, конечно. Я очень старалась! Своим трудолюбием добилась первых успехов.
В 1950 году Лидия Демидова направила на конкурс свою творческую работу «Дорога в будущее». И получила первую премию от мстерской артели «Пролетарское искусство»! А сколько потом было выставок – не счесть. Республиканских, всесоюзных, международных…
- Когда мне присвоили звание заслуженного художника, я поехала в Москву, - вспоминает она. - Дали посмотреть картотеку, и я удивилась тому, где побывали выставки с моими работами: Алжир, Франция, Монголия, Италия, Канада…
Кроме работы в артели «Пролетарское искусство», позже переименованной в фабрику, она 16 лет преподавала миниатюрную роспись и композицию во Мстёрской художественной профессиональной технической школе имени Модорова. Лидия Александровна воспитала не одно поколение молодых талантливых художников, тем самым помогая сохранению и развитию искусства мстёрской лаковой миниатюры.
Среди её учеников члены Союза художников России Якимочев, Можаев, Гаун, Сухов, художники Гусев, Прохорова, Данилова, Устименко, Солдатов, Ушанов.
Главные темы творчества Демидовой – военная пора, народные праздники и традиции, сказки. А еще - любимая «пушкинская» тема...
...Лидия Александровна берет в руки картины, рассказывает о тонкостях сюжета. Слушать ее приятный певучий голос, рассматривать пейзажи и изображения героев - это как смотреть любимую сказку из детства. «Мать», «Стенька Разин», «Русалка», «Беседка сказок», «Прощание», «Когда не спится». В этих работах вся жизнь. Все они будут представлены на юбилейной выставке. Более 30 шкатулок с лаковой миниатюрой и 25 больших картин (или пластин, как называет их сама художница) с разными сюжетами.
Гордость Лидии Александровны - ее внучка Светлана. Не прервалась творческая связь поколений! Светлана тоже художница, окончила Владимирский худграф и Московский художественный институт имени Сурикова. Теперь вот - заведующая мастерской во Мстере, она уже 13 лет сотрудничает с Москвой. С бригадой художников расписывает столичные иконостасы и храмы. В том числе – Храм Христа Спасителя, церкви на Мичуринском проспекте и в Крылатском. Расписанную ею икону Казанской Божьей Матери патриарх Кирилл подарил во время недавнего посещения Ватикана папе римскому.
- Меня восхищают ее работы, - говорит о внучке Лидия Александровна. – Отдала внучке все свои ненаписанные эскизы. Вдруг жизнь перевернется – и все начнут писать миниатюру. Тогда ей работы на всю жизнь хватит.
- Самая сильная сторона бабушки - она замечательный колорист, - говорит Светлана. - Помню, как в детстве она учила меня цветы собирать. Я упрямилась: зачем брать клевер, он же неяркий, некрасивый. А бабушка в ответ: посмотри, какой цветочек, какой листочек – в этом-то вся красота и есть. И научила видеть и понимать красоту.
Несмотря на жизненные перипетии: военное детство, забвение художников в сложные перестроечные времена, Лидия Александровна считает себя счастливым человеком. Муж ее был историком, 25 лет работал директором мстерской школы. Так что их дом всегда был домом открытых дверей. Все время кто-то приходил в гости. Однажды нагрянул сам министр культуры Демичев! На редкой тогда «Волге».
Муж мечтал отметить с ней золотую свадьбу, но не успел. Умер от инфаркта 14 лет назад. А Лидия Александровна, помня о его просьбе, написала потом картину, которую так и назвала – «Золотая свадьба».
- Жизнь была интересная, веселая, - говорит она. - Мы, художники, были дружными. Часто общались. Вот на фотографии нас 15 человек – членов Союза художников России, все из Мстеры. А сейчас осталось только двое – Лев Фомичев и я. И подруг уже нет. Видно, не в этом мире уже я живу…
Произведения Лидии Александровны украшают коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Мстёрского художественного музея. А интерес к рисованию проявляет уже и маленькая правнучка художницы Лада.
Почему-то во Мстере часто рождаются талантливые и творческие люди.