14 августа 2017 в 11:28

«Битумный заводик» отреагировал на заявление Москальковой

На следующий день после того, как корреспондент «ВВ» задал вопрос про «битумный заводик» уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой, нам позвонили из компании «Биотум» и пригласили на экскурсию.

Напомним, Москалькова на съезде российских региональных уполномоченных по правам человека во Владимире, который как раз и был посвящен защите экологических прав граждан, обещала обратиться в Генпрокуратуру и не допустить начала работы предприятия, если оно будет причинять вред окружающей среде и здоровью населения.

Мы приняли приглашение. И отправились на экскурсию на предприятие. Вот что мы там увидели.

Инвестор работает над имиджем

НПП «Биотум» встречает гостей заливистым лаем рвущегося с цепи пса.

- Собаку зовут Битум, - представляет «сотрудника охраны» пресс-секретарь «Биотума» Анна Уланова. Он бросается на каждый проезжающий мимо его будки «КАМАЗ». А грузовики беспрерывно снуют туда-сюда. Иногда даже разъезжаются с трудом. На территории строящегося завода идут масштабные земляные работы. Экскаваторы вынимают грунт и наполняют им самосвалы, которые уезжают разгружаться за пределы предприятия. Куда? - спросит читатель, памятуя историю о вывозе «Биотумом» строительных отходов в село Семеновское? Об этом ниже.

Пока идем в офисное здание. Фасад и интерьеры административного корпуса украшены экологической символикой: зеленые листики, панно с изображением природных объектов... Очевидно, общественный резонанс заставил инвестора поработать над созданием «дружественного природе» имиджа.

Персонал – исключительно молодые люди. Максимум 30 с «хвостиком». В отделе кадров нас ошарашили: двое жителей Рукава (деревня, протестующая против строительства) уже работают на предприятии бухгалтером и разнорабочим.

После этого мимо бухгалтерии мы пройти, конечно, не смогли.

- Да, я из Рукава. Выросла здесь. Наш дом стоит на удаленном от завода конце деревни. Но я не боюсь проводить на территории предприятия весь свой рабочий день, поскольку знаю, что производство безопасное, - говорит цветущая молодая женщина с очаровательной улыбкой. Никакого давления со стороны односельчан она в связи с трудоустройством на «Биотум» не испытывает. И своей новой работой вполне довольна.

Далее заглядываем к юристу предприятия. Интересуемся судебными перспективами разбирательства в арбитраже по иску жителей деревни Рукав. Они, напомним, оспаривают разрешение на строительство, выданное пост-фактум, и заключение Роспотребнадзора о сокращении санитарно-защитной зоны с 300 до 50 (как раз со стороны деревни) метров.

- Мы уверены, что дело будет рассмотрено в установленном законом порядке и суд вынесет обоснованное, законное решение. Доказательственная база у нас неплохая, - заявляет руководитель юротдела Дарья Зайцева.

- Вы уверены в этом даже, несмотря на то, что начали стройку самовольно (это уже зафиксированный факт)? - спрашиваю я.

- За то, что мы строили без разрешения, предприятие уже понесло наказание. Мы заплатили штраф - 250 тысяч рублей. После этого наша деятельность осуществляется строго в рамках законодательства, - говорит юрист.

На прощание она выдает нам для изучения тома копий документов: положительное заключение экспертизы проекта строительства завода, санитарно-эпидемиологическое заключение, разрешение на строительство, работу НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени Сысина об установлении зоны приемлемого риска здоровью населения и даже заключение на самовольно построенные резервуары для хранения битума, легализующее самострой.

Здесь сделаем небольшое отступление ради некоторых фактов из этой кипы бумаг.

Документы и факты

Во-первых, они позволяют четко проследить хронологию событий.

Бывший склад Минобороны был продан мэрией Владимира в декабре 2015 года. В марте 2016-го депутаты горсовета перевели землю из категории П-4 в категорию П-1. Она предусматривает размещение производств высшего класса опасности.

Когда на публичных слушаниях представителю горадминистрации задавали вопрос «Что там будет?», он ответил, что не знает, мол, пока речь идет только о переводе земли.

Когда глава администрации Владимира Андрей Шохин и глава администрации Собинского района Александр Разов заявляли 29 августа 2016 года, что битумного завода не будет, а близ Рукава появится шикарный логистический центр, мэрией Владимира уже три месяца как был выдан инвестору градостроительный план земельного участка под размещение производства.

В августе прошлого года Шохин с Разовым на пару уверяли, что никакого строительства не ведется - а потом «Биотум» был оштрафован именно за самострой.

В общем, легко понять недоверие к органам власти со стороны многократно обманутых жителей. Они вполне объяснимо не верят экспертам, утверждающим, что даже в 50 метрах от заводика можно жить и не беспокоиться о здоровье.

Во-вторых, по документам предприятие действительно отнесено к III классу опасности. Правда, земля в категорию П-2 еще не переведена. Это депутаты горсовета, опомнившись, предлагали сделать для успокоения местных жителей.

В-третьих, помимо деревни Рукав и садов рядом с заводом с западной стороны будет еще и фермерский рынок. Странное, конечно, градостроительное решение.

Но главное - в документах содержится подробное описание производственного процесса с оценкой вредных выбросов (более 7 тонн в год) и степенью воздействия их на окружающую среду. И да, по документам (имеются в редакции) выходит, что деревне Рукав предприятие не угрожает.

Надо отдать должное представителям НПП «Биотум». Они продемонстрировали открытость. И даже не тем, что предоставили документацию (обнародовать ее еще в январе этого года требовал первый вице-губернатор Алексей Конышев). Они провели нас по всей стройплощадке будущего предприятия и ответили, правда, с разной степенью откровенности, на все наши вопросы.

Как это будет работать?

При въезде на территорию завода строятся гигантские весы, где будут взвешивать битумовозы. С весов машины будут следовать мимо складских площадок и корпусов на эстакаду, расположенную у забора со стороны деревни Рукав. Здесь битум будет сливаться и по системе трубопроводов поступать в производство.

Возможен и обратный процесс загрузки продукцией предприятия, например полимерно-битумным вяжущим (ПБВ).

Битумовоз может слить битум и на хранение – в две емкости объемом 3 тысячи кубометров каждая. Для этих целей предусмотрена другая эстакада.

Далее битумовоз покидает территорию предприятия опять же через весы.

В общем, движения тяжелого транспорта в 50 метрах от деревни будет много. Впрочем, на завод ведет еще и железная дорога. Битум будут доставлять и по ней. Для слива предусмотрена эстакада, где будет сниматься паровая рубашка. Пар под давлением подается в нижнюю часть цистерны, отчего ее содержимое нагревается и начинает вытекать через сливное отверстие. Пар, превращаясь в воду, будет сливаться в специальные желоба, откуда, как объяснил технический директор НПП «Биотум» Филипп Козлов, пойдет на очистные сооружения. После очистки воду планируют сбрасывать в придорожную канаву. Это не запрещено.

Производственное оборудование уже стоит в цехах, обтянутое защитными чехлами. Его фотографировать нам не разрешили – опасаются промышленного шпионажа. Как объяснил технический директор, для завода заказана уникальная комбинация оборудования разных производителей из разных стран. Отечественных агрегатов нет, есть китайские и немецкие.

- Мы опираемся на европейский опыт с их нормами в области охраны окружающей среды и производства. Они более совершенные и современные. Оборудование, которое здесь установлено, аналогов в РФ не имеет. Мы попытались собрать и объединить здесь лучший мировой опыт. Выбрали конфигурацию с наименьшими выбросами, с наименьшим количеством трубопроводов, с самыми короткими расстояниями. Все оборудование стандартизировано, сертифицировано в своих странах, конкретно под нас ничего не разрабатывалось. Какие-то ноу-хау небольшие у нас есть в области транспортировки сырья. Все остальное – это коммерческая тайна, - сказал Филипп Козлов.

На женский непосвященный взгляд оборудование представляет собой цистерны с подогревом и иногда с миксером внутри. Есть еще агрегаты для подачи и смешивания присадок, жидких и сыпучих.

Предприятие, согласно предоставленным документам, будет выпускать 800 тонн ПБВ в месяц, битумных мастик – 40 тонн в месяц, битумной эмульсии - 120 тонн в месяц.

Технологический процесс приготовления ПБВ подразумевает интенсивное смешивание битума с полимерами при высокой температуре, а затем, говоря кухонным языком, «настаивание» смеси. Битумные мастики – это смесь битума с латексом, каучуком или полиуретаном. И с растворителем - в случае холодных мастик. Битумная эмульсия – это битум, соединенный с водой при помощи эмульгаторов. Все это будет происходить в трех производственных цехах завода. Остальные помещения на территории – это склады. Часть продукции будет храниться в запатентованной таре под открытым небом ближе к «Пекинке». Для производства этой тары строится отдельный цех.

Чем пахнет заводик?

Нас допустили и на производственную «кухню», в лабораторию, где будут доводить до совершенства рецептуру продукции. Лаборатория впечатляет сияющей чистотой, блестящими колбами и множеством приборов, на которые иронично смотрит с портрета Альберт Эйнштейн. Здесь нам показали агрегаты искусственного старения, позволяющие оценить изменения свойств материалов со временем. Есть стенды для температурных, механических и влажностных испытаний. Руководит всем этим хозяйством выпускник и экс-сотрудник ВлГУ Николай Федоров. На вопрос о вредной химии он терпеливо объясняет:

- Мы будем использовать полимеры, адгезионные добавки, сшивающие агенты, антиокислители. Это различные порошки и жидкости органического происхождения - самые обычные вещества, которые используются на других предприятиях. Они могут представлять опасность при несоблюдении условий хранения, при разогреве до очень высоких температур, когда они начинают испаряться. У нас на производстве таких высоких температур не будет. Мы будем нагревать их максимум до 180-190 градусов.

Прошу показать «химию». Меня отводят в маленькую комнату, где на стеллажах стоят канистры с гранулами, порошками и разноцветными жидкостями. Дышать там, честно скажу, трудно. Едкий запах буквально валит с ног. И это ведь склад только для лабораторных нужд! Можно себе представить, как будет пахнуть производство…

На этот счет нам предложили поговорить со специалистом по вентиляции. В штате, оказывается, есть человек, который отвечает за систему очистки воздуха. Зовут его Олег Скворцов. Важно: он не смог гарантировать нам, что жители Рукава не почувствуют ароматов «Биотума». Но заверил, что запах не вреден.

- Выбросы однозначно будут соответствовать допустимым. Я могу гарантировать, что вредных компонентов, влияющих на человека, его жизнь, на растущие у него в огороде овощи, не будет. Но будет ли конкретному человеку вонять? Это зависит от конкретного человека. Чувствительность у всех разная, - объяснил Скворцов. Он, как куратор проекта очистки как раз и работает над минимизацией выбросов.

- Наше стремление простое – мы хотим поставить очистку максимальной эффективности. Рассматриваем мировой опыт, ездили на многие аналогичные предприятия, которые занимаются переработкой битума. Принцип максимальной очистки понятен – это газокаталитическая очистка. Сейчас выбирается производитель оборудования, который сделает установку под наши нужды. Многие производители уверяют нас в степени очистки до 98 процентов. Эту степень очистки мы хотим еще улучшить до «следов». Это термин, обозначающий максимальное приближение к 100-процентной очистке. Наша цель - получить такой комплект оборудования, который позволит достичь такой степени, - рассказал Скворцов.

А теперь - внимание! Не факт, что на предприятии будет одна труба вместо 40 источников выбросов. Это инженерное решение, напомним, было анонсировано на январской встрече с представителями АВО, мэрии и местными жителями и горячо приветствовалось встревоженной общественностью и департаментом природопользования АВО.

- Мы думаем, как систему очистки на предприятии организовать. Есть много разных технологических схем. Где будет находиться труба, одна или несколько - ни на что не влияет. Выбросы и характер газа от этого не изменятся. К выбросу планируется углекислый газ и вода. А в процессе очистки образуется еще и озон, - заявляет Скворцов.

Между тем, исходя из документации, к выбросу планируются весьма опасные, в том числе канцерогенные вещества: бензопирен, хлоропрен, эпихлоргидрин, оксиды углерода, азота, марганца, железа и серы, ортофосфорная кислота, толуол, фенол, спирт н-бутиловый, метиловый эфир метакриловой кислоты, этилацетат, бензин, керосин, нефтяное минеральное масло, предельные углеводороды, пыль двуокиси кремния, пыль полистирола. Правда, их количество, судя по заключениям, не превысит допустимых величин за пределами санитарно-защитной зоны, размеры и границы которой, напомним, у жителей вызывают серьезные сомнения.

Из технологий, которые точно будут применены, - газоуравнительная система с очистными сооружениями. Она подразумевает закрытую систему соединения резервуаров с битумом и его производными с фильтрационным оборудованием. Излишки газа, выделяющиеся при наполнении емкостей, будут по трубопроводам поступать на фильтры и обезвреживаться.

На всякий пожарный

Еще одно опасение жителей – возможный разлив нефтепродуктов. Чтобы развеять страхи по этому поводу, нас ведут к огромным резервуарам как в фильме «Белое солнце пустыни». Именно эти емкости вместимостью по 3 тысячи кубов были построены без разрешения на строительство и «узаконены» задним числом. Сейчас они неприглядно ржавые. Но в будущем их покроют цветными панелями, которые выполняют не только эстетическую, но и защитную роль. На днях хранилища битума проверяли на герметичность, заполняли водой. Испытания, по словам технического директора, прошли успешно. Вокруг бочек возводится бетонная стена, способная удержать от разлива на местности содержимое одной емкости. Такие защитные меры требуются по закону, хотя, как меня заверили, столько битума разлиться не может в принципе, так как он хранится не в жидком состоянии.

- Чтобы расплавить застывший материал до текучести, его специально будут подогревать, примерно в том объеме, который требуется изъять из бочки для производственных нужд. Весь резервуар прогревать экономически нецелесообразно, - объясняет Филипп Козлов.

Жителей Рукава не меньше разлива битума пугает и возможный пожар на заводе, способный, в их представлении, смести с лица земли деревеньку.

- Любой дом, стоящий за забором нашего предприятия, в десятки раз пожароопаснее, чем наш завод. Предусмотрены системы пожаротушения и пожарной сигнализации. Есть пути для подъезда пожарной бригады. Предприятие максимально защищено от пожара, - уверяет технический директор. Он, кстати, отрицает напряженность в отношениях с местными жителями. А по поводу заявлений Москальковой и губернатора Светланы Орловой о возможном закрытии предприятия, инвестиции в которое составляют миллиард рублей, хладнокровно отвечает так. Мол, он абсолютно согласен с тезисами уполномоченного по правам человека в РФ о том, что никакое предприятие, наносящее вред окружающей среде, не должно функционировать. Именно поэтому тут принимаются все меры для того, чтобы минимизировать воздействие на окружающую среду.

- Мы вкладываемся в оборудование, потому что знаем, что как только мы начнем работать, к нам придут замерять выбросы. И если что-то не так, нас сразу закроют, а это не в наших интересах.

Запустить завод (никакой, конечно, это не логистический центр) планируют к концу года. От каких еще заявлений власть и представители «Биотума» отступят на практике, жизнь покажет. Возможно, на месте бывших продовольственных складов, где раньше хранились тушенка и мед, и появится суперсовременное химическое предприятие, использующее лучшие из доступных технологий. Но ответьте положа руку на сердце, кто из нас желал бы столь близкого соседства пусть даже с самым чистым в стране нефтехимическим производством? И разве правильно, что это существенно влияющее на жизнь решение принято за людей и тайком от них?

Еще не работает, а природе уже вредит?

С этими мыслями мы решили заглянуть в деревню, сделать фото заводика так, как его видят жители Рукава. Перед нами на М-7 с территории НПП «Биотум» выехал самосвал с грунтом. У поворота на Энергетик встал в левую полосу и включил поворотник. Ну что же, нам туда же. А далее мы оказались невольными свидетелями вывала грунта со стройплощадки за околицу деревни Рукав.

Очевидно, что это не единственный разгрузившийся здесь самосвал. Горами земли присыпаны деревья и кустарники. Растительность повреждена тяжелой техникой. Жители в суде показали фотографии места действия.

- Мы не возили грунт никуда, кроме частного участка в районе Семеновского по договоренности с хозяином этого участка. Кто-то жаловался на то, что там кучи. Сейчас эти кучи заровняли бульдозером. Все остальные кучи в городе и в его окрестностях к нам отношения не имеют, - сказала между тем нам помощник гендиректора по связям с общественностью и СМИ Анна Уланова.

Ну и как должны относиться к такому соседу местные жители?

Фото автора, Владимира Чучадеева, из группы "НЕТ! Битумному заводу под нашими окнами!" в социальной сети ВКонтакте.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:14 В Муроме 14-летний подросток из-за петарды едва не лишился глаза и пальцев
Вечером в пятницу, 20 декабря, в городе Муром в местную больницу поступил подросток с множественными травмами кисти руки и ожогом глаза. По словам подростка, у него в руке взорвалась петарда.
вчера в 18:46 Пенсионерку, пытавшуюся поджечь полицию в Петушках, отпустили под домашний арест
Во Владимирской области суд избрал меру пресечения 73-летней пенсионерке из города Петушки, которая в субботу пыталась поджечь здание районного отдела МВД.