Дорога в школу
Гаврильцевская школа ведет свою историю с 1914 года - в тот год был первый выпуск. И с тех пор внешне не сильно менялась. Каменное одноэтажное здание для средних и старших классов смотрит на округу большими окнами. Первое ощущение внутри — это дореволюционный простор. При том, что сама школа кажется очень компактной.
Рядом - чуть поменьше и помоложе — деревянное здание начальной школы, которое смотрится как обычный деревенский дом. В этом году участники пятого межрегионального пленэра художников рисовали её с натуры. Они были очарованы её видом и гармонией пейзажа. Две работы художники оставили в подарок школе.
С директором школы Любовью Галаниной заглядываем в классы. Все — несмотря на то, что школе более 100 лет - отремонтированы и оснащены не хуже городских. В первом попавшемся классе биолог, он же географ, Игорь Николаевич Семенов, изучает учебные планы. Он владимирский, и сначала работал как совместитель.
- А потом влюбился в нашу школу и перешел на постоянную работу, - лукаво улыбается Любовь Владимировна.
Географ-биолог в дождь и в снег добирается до школы, как и многие его коллеги, на машине. Она для учителя не роскошь, а средство передвижения. Гаврильцевская школа - единственная в области, до которой все сто процентов учеников и педагогов добираются транспортом. Ребят везут из шести населенных пунктов. И когда под школьными окнами видишь желтую 10-местную «Газельку», то понимаешь, как велика роль стальной рабочей лошадки в образовательном процессе. Без неё и звонок не прозвенит.
- Если про городскую школу можно сказать: «Нет учителя - нет учебного процесса», то у нас гораздо сложнее, - рассказывает Любовь Владимировна. - Нет водителя - нет детей в школе, нет учебного процесса. Я благодарна родителям за понимание. Они помогают. Если заболел водитель, они подхватывают соседских ребят. Если наша «Газель» в холода не завелась, мы садимся на свои машины и едем по маршруту школьного автобуса, смотрим — вдруг кто на остановки вышел и стоит замерзает...
Стопроцентный подвоз — очень специфичное дело, организовать его нелегко. За скромную зарплату надо найти работящего и ответственного водителя без вредных привычек. В деревне с этим бывает сложно...
- Если у меня машина не заведется, значит, у папы или дедушки заводим машину, - говорит мама третьеклассника Надежда Щербак. - Мы живем в Гатихе, километра четыре от школы. Привыкли, что в любую погоду едем в школу.
Она говорит, что вопрос выбора школы для ребенка не стоял в принципе. Надежда и сама училась здесь же.
- Учителя все знакомые, каждый может позвонить и сказать, что так, а что не так. В отличие от городских школ, тут и понимания больше, и проще. Мы как одна семья, все друг друга знают...
Председатель родительского комитета Ольга Рамазанова соглашается с соседкой по парте: от добра добра не ищут. Она тоже заканчивала Гаврильцевскую школу, а теперь ее младший сын учится в одном классе с Надеждиным. Хотя уточнение про один класс — лишнее. Тут они все в единственном числе: первый, второй и так далее. Мои собеседницы вспоминают время, когда было по-другому: классы были под 30 человек, и даже по два в параллели. Теперь на селе другая школьно-арифметическая реальность. В прошлом году на первосентябрьской линейке стояли 94 ученика. В этом году стало 80. Выпустили из 9-го и 11-го классов 21 человека.
- С 1 сентября мы функционируем как основная школа, - поясняет директор. - Набирать по 5-7 человек в выпускные классы грустно. Им необходим для роста интеллектуальный фон, нужно соревнование умов. Мы в мае «звездный» выпуск сделали: выпустили трех золотых медалистов. Большой восклицательный знак поставили на среднем образовании! А набрали на нынешний учебный год 8 первоклассников.
Для сельской школы — норма.
К доске пойдут все!
Первый раз в первый класс ребят поведет Наталья Ермолаева. Она уже на рабочем месте, и к 1 сентября у неё всё готово. Своими руками украсила школьную доску, сделала восемь оригинальных бейджей с именами учеников. Хотя вопрос о том, всех ли она запомнила, её развеселил:
- Я их всех уже знаю и дома у многих была.
Семь из восьми первоклассников Гаврильцевской школы умеют читать. Со счетом проблем тоже нет. Сложнее будет с письменными заданиями. Однако коллега Ермолаевой Ольга Алексеева, которую представили как местную легенду (она пришла в эту школу очень давно после окончания педучилища), уверена, что нет таких задач, которые местные школяры и педагоги не могли бы решить. Всё дело — в количестве парт: в её классе их четыре, а в журнале второклассников шесть фамилий, и многие - знакомые!
- Представляете, какое внимание тут к каждому ребенку?! Да я не то что пять раз могу каждого за урок спросить, а все 45 минут вокруг них кружишь. И они знают, что их каждый день спросят, каждый день не расслабишься, даже если твоя фамилия последняя в списке. И домашнее задание нельзя ни «зевнуть», ни плохо сделать. Сразу всё учитель заметит, - уверена Алексеева.
Ольга Константиновна учила и многих родителей. Она говорит, что это помогает: знаешь, как подход к ученику найти.
- Наших детей из школы иногда не забрать, просятся еще на часик остаться, - говорит одна из мам. - Они иной раз мечтают: «Хоть бы автобус сломался, и мы бы домой не поехали»...
- А кто постарше - те об этом утром мечтают, - уточняет Ольга Рамазанова. - У каждого свое представление о счастье, у малышей оно, конечно, за партой.
Но, похоже, что все вместе - и родители, и педагоги - думают об одном: чтобы эта сельская школа оставалась на образовательной карте региона. В перспективе, в 2025 году, в Гатихе будут строить новую школу.
- Но наша школа останется, - твёрдо говорит Любовь Владимировна.
Задачка со многими нулями
А куда деваться, если сюда, к примеру, многодетная семья Пеннеров определила уже четвертого ученика? В этом году в первый класс идёт Феврония. К директору семья в день нашего визита пришла с самым младшим ребенком: 2-месячной Сашенькой. Светлана и Дмитрий Пеннеры перебрались в деревню Трофимовка Судогодского района из Оренбурга — но сюда, в Гаврильцево, им ездить сподручнее. Семья верующая, к выбору школы подходила очень серьезно. Советовались с односельчанами.
- В нашей деревне есть дети, которые здесь учились. Они уже сами родителями стали и хорошо отзываются о школе. Да и мы довольны, хотя, конечно, программа сложная, самим приходится учиться, - говорит Дмитрий. Вопрос о том, как двум родителям собрать в школу четверых учеников, заставляет его глубоко вздохнуть.
- Все траты в четырехкратном размере, - помогает мужу Светлана.
Арсений Гуляков, в гости к которому мы напросились, живет недалеко от деревни Пенкино, возле местного санатория. Статус ученика Гаврильцевской школы его не просто радует - он с великим удовольствием показывает свой новенький портфель. Рядом горюет его сестренка Василиса. Она тоже очень хочет в школу, но ей пока и шести нет...
Их мама честно признается - ни о какой другой школе даже и не думали: есть родная, в которой сами учились, где все просто и знакомо. Сюда и дети пойдут.
Без тени сомнения определила дочь в сельскую школу и Наталья Никитина (она тоже её заканчивала, и старший сын учился тут). Её дочка-первоклассница Ульяна сообщила: уже сарафан наглажен к 1 сентября, она его мерила, в зеркало смотрела, сама себе понравилась. Но с портфелем были трудности: Ульяна хотела с феями, но мама выбрала другой...
Кстати, о выборе. Все мамы, которые делились с нами настроением и мнением о школе, признавали: быть родителями учеников сегодня дорого. Ищут возможности снизить школьные затраты: кто в Иванове одевал ученика, кто — в Коврове и Владимире. Но в любом случае, «на круг» сумма получилась порядка 10 тысяч рублей, чаще всего - с «плюсом».
Где всё просто и знакомо...
Завтра во многих семьях учеников Гаврильцевской школы, ставшей с этого года основной, будет праздник.
- И дома, конечно, отметим, но и ребенка во Владимир свозим. Это же событие! - сказала нам одна из мам. И по тому, как тщательно обустраивали свои классы педагоги и родители, видно: школа здесь — объект важнейший.
Это впечатление складывается и благодаря деталям интерьера ещё из той, дореволюционной эпохи. В учительской сохранилась одна из стен внушительной печки. Она служит доской объявлений. Учат тут «от печки», но к «теплой» жизни печь уже давно отношения не имеет. Есть школьная котельная. Ею, как и «Газелью» с водителями, командует тоже директор. Топят дровами. На сезон надо запасти 320 кубов. И еще найти четырех кочегаров. Как и водители, они должны быть в строю всегда — и тоже без вредных привычек.
Хотя есть в школе один совершенно уникальный работник. Он может и вахту у печи занять, если кочегар вдруг не выйдет. Евгения Буртового мы застали на стремянке. Он проверял освещение в первом классе.
- Он у нас заведующий библиотекой, завхоз, электрик, водопроводчик, столяр, а если надо — и косарь, - представила его директор. Был Евгений водителем, ушел по состоянию здоровья, но со школой расстаться не смог.
Подобная привязанность тут у многих. Любовь Владимировна признается, что «кадровый» вопрос расслабляться не дает. Раньше выручали молодые специалисты, приезжавшие в надежде получить отсрочку от армии. Сейчас вроде всё благополучно, но ситуация может поменяться в любой момент. Есть, правда, у директора своя команда. А если учесть, что руководит она здесь уже 19 лет, то ясно, насколько значима роль личности в этой школьной истории.
Любовь Галанина - из Оргтруда, выпускница владимирского педа. О школьных реалиях у нее представление полное: была и лаборантом, и воспитателем в продленке, и учителем начальных классов, и замдиректора. Когда ее направили ее в Гаврильцевскую школу, она думала - временно, на пару недель. А задержалась на 20 лет...
- Вот сейчас нет педагога по музыке, - говорит она. - Но найти его на трехчасовую ставку — задача нереальная. В итоге один из педагогов, пройдя подготовку, дает и уроки музыки...
Тут вообще не принято выяснять, кто и кого выручит. Если надо, учителя выходят на замену без уговоров. А старшеклассники, если за окном сильный снегопад, без возражений берут лопаты в руки. Одна школа — одна семья.
У школы смета на содержание не выдающаяся. Но смесь хозяйского подхода с сельским уютом - даже в мелочах. При входе в начальную школу ряд вешалок с именами: «Фрося», «Егор», «Артем», «Ира», «Никита». Просто дом родной...
...И я вдруг поймала себя на мысли, что ищу своё имя...
Светлана Салатаева.