30 августа 2017 в 15:50

Ярмарочная губерния

Ярмарка многоликая, бушующая, яркая... Толпы торгующих, покупающих и просто любопытствующих. Ожившая сказка для детей, серьезное дело - для взрослых. В дореволюционной Владимирской губернии ярмарки и базары играли огромную роль в повседневной жизни городов и сел.

Для нужд обывателя

«Торговля во Владимирской губернии, если не считать крупных оборотов по сбыту на всю Россию и за границу, незначительна и носит исключительно местный характер, сосредоточиваясь в городских и сельских лавках, ярмарках и базарах», – сообщалось в отчете владимирского губернатора за 1913 год. - Базары регулярно в течение всего года устраиваются во всех городах и крупных селах, а также при фабриках и заводах, обслуживают они, главным образом, потребительские нужды местного обывателя».

В начале XX века ярмарок во Владимирской губернии насчитывалось более 300. Число их по уездам было разным: во Владимирском уезде - 56, в Вязниковском -15, в Муромском - 5, в Ковровском - проходило 66 ярмарок.

На ярмарках можно было приобрести разные бакалейные, мучные и мануфактурные товары (одежду, посуду), сельскохозяйственные инструменты, лошадей, скот и многое другое.

Большинство ярмарок проходили в течение одного дня и были приурочены к местным храмовым праздникам. Часто торговля устраивалась при церквах. Бывали ярмарки и по два дня, и даже по целой неделе.

По оборотам торговли ярмарки очень разнились. Среди наиболее крупных были Преподобенская ярмарка в Суздале с 25 сентября по 1 октября (даты по старому стилю - Прим. автора) с оборотом до 40 тысяч рублей, Рождественская ярмарка в Коврове (18-24 декабря) с оборотом до 30 тысяч рублей. Сергиевская ярмарка в Киржаче (24-29 сентября) показывала оборот до 112 тысяч рублей. Но многие другие торги перекрывала своими объемами Муромская ярмарка, проходившая с 23 июня по 3 июля: в 1913 году оборот ее превышал 1 миллион рублей.

Из справочных изданий о Владимирской губернии можно было узнать «расписание» основных ярмарок по месяцам и с указанием «специализации» на тех или иных товарах. Например: с. Великово — «Благовещенская» — 25 марта — мануфактура и бакалейные товары; с. Шапкино — «Никольская» — 9 мая — мануфактура, бакалейный товар, обувь; с. Любец — «Успенская» —14-15 августа — мануфактура, скот, мед; с. Хотимль — «Успенская» — 14 августа—мануфактура, бакалейный товар, овес… И так далее.

Как учреждали ярмарки?

Решения об учреждении ярмарок и дат их проведения утверждал сам губернатор. Его окончательной визе предшествовала переписка местных сообществ с земскими управами уездного и губернского уровней по поводу открытия каждой, даже небольшой сельской, ярмарки. Так что контроль властей за торговлей был тщательный.

Любопытные документы земских органов показывают, как рождались такие «ярмарочные решения». Например, крестьяне села Крапивнова Суздальского уезда обратились с прошением об открытии базаров по пятницам и ярмарок 9 мая, 23 июня и 26 августа. При этом было заявлено, что «открытие базаров и ярмарок имеет важное значение для экономического благосостояния не только крестьян села Крапивнова, но и окружающих селений».

В 1908 году в губернии решали вопрос об учреждении в погосте Дмитриевском Судогодского уезда трех «годичных» (то есть ежегодных) ярмарок. Началось все с «приговора» прихожан Троицкой церкви Дмитриевского погоста, который они направили через Авдотьинское волостное правление в губернскую земскую управу 30 августа 1908 года: «Из приговора прихожан видно, что в погосте Дмитриевском в течение года три раза собираются торговцы с разными товарами для продажи местным жителям: в день мольбы Святыя Троицы, 29 августа в усекновение главы Иоанна Крестителя и 26 октября в день великомученика Дмитрия Солунского, но так как торговля производится без разрешения, и уже торговцы в виду налагаемых на них штрафов окончательно перестали являться со своими товарами, то прихожане ходатайствуют, при приходской их церкви в погосте Дмитриевском, учредить три годовых ярмарки в вышеприведенные дни».

То есть стихийный торг в селе уже сложился, но несанкционированную торговлю власти и тогда старались не допускать. Вот жители и решили легализовать ярмарку. Просьба прихожан Дмитриевского погоста была поддержана губернской управой.

Секреты популярности

Почему же так востребован был именно ярмарочный формат торговли? Об этом можно судить по обсуждению перспектив открытия ярмарки в селе Заястребье Бережковской волости Судогодского уезда. В данном случае причт местного храма и общество крестьян обратились с ходатайством об открытии ярмарки в Заястребье трижды в году: 6 января, в Духов День - 19 июля и 22 октября. Просители объясняли просьбу тем, что «селение это находится в отдалении от города, поэтому жителям часто приходится терпеть нужду в самых необходимых вещах». «У сельских торговцев продукты всегда бывают дороже и по качеству сомнительного достоинства, - указывали ходатаи, - ездить же за покупками в город стоит слишком дорого, так как крестьянину приходится потерять для этого рабочий день».

Значит, на ярмарки приезжали торговцы с более качественными товарами и продавали их по более приемлемым ценам. В случае с Заястребьем у местных крестьян был и свой интерес: создать поблизости торговую площадку для реализации собственного урожая овощей. Вот что об этом сказано в докладе Владимирской земской управы за 1908 год: «В приходе означенного села крестьяне разводят много огородных овощей: капусты, огурцов, которые они сбывают с большим препятствием в отдаленных селениях: например, Гусь- Хрустальный (входил в состав Судогодского уезда - Прим. автора) в 30 верстах и село Мошок в 20 верстах».

И вот последовало положительное заключение ответственного губернского органа: губернская управа «полагала бы разрешить открытие в селе Заястребье Судогодского уезда трех однодневных ярмарок». Следующими шагами стало вынесение этого проекта на «благоусмотрение губернского земского собрания», а затем на утверждение губернатора. В итоге Заястребье обрело свои ярмарки.

Храм пустой, все ушли на базар

Обычно местные приходы были заинтересованы в ярмарках. Ведь кроме эффекта от привлечения народа по праздничным выходным дням, приходы или сельские общества получали плату с торговцев.

Однако одно необычное дело с участием губернской управы от 1908 года показывает, что торговля порой отвлекала народ от посещения храма. Так было в слободе Мстере. Владимирская духовная консистория обратилась в губернскую управу с ходатайством, инициатором которого изначально стал староста церкви села Шустова Вязниковского уезда Алексей Васильевич Соколов. Он просил о том, чтобы была запрещена базарная торговля в слободе Мстере Вязниковского уезда 6 января в день Богоявления Господня и перенесена на другой день.

Основание староста указал такое: «Все окружающее взрослое население в этот день уезжает в слободу Мстеру, почему приходские храмы в этот день бывают совершенно пусты, и даже бывает некому нести св. иконы на Иордань». Благочинный священник Димитрий Сокольский, в ведомстве коего находилось село Шустово и слобода Мстера, поддержал просьбу церковного старосты и подтвердил факты. По словам священника, «действительно в день Богоявления Господня во всех сельских храмах его благочиненского округа богослужение 6 января совершается при полном отсутствии молящихся прихожан, которые все с раннего утра уезжают на ярмарку в сл. Мстеру и здесь с утра до вечера проводят время в сутолоке торговли».

Вот почему, как просила духовная консистория, «было бы весьма желательно закрытие торговли в сл. Мстере 6 января. Тогда жители и сельских, и Мстерских приходов имели бы возможность встретить и провести великий праздник Богоявления Господня, как подобает православным христианам».

Казалось бы, решение будет в пользу официальной религии и дороги к храму. Но вышло по-иному. На сделанный из губернского центра запрос Мстерское волостное правление предоставило отзыв местного сельского старосты, который объяснил, что Мстерский сельский сход не пожелал перенести на другой день Крещенскую ярмарку в слободе Мстере «как существующую с давних пор». И это понятно: изменение привычной даты ярмарки сказалось бы на торговых оборотах.

В итоге уездное земское собрание постановило: «ярмарку в сл. Мстере оставить по-старому». А губернская управа «полагала означенное ходатайство духовной консистории отклонить».

Пройдемся вдоль прилавков

Во «Владимирской газете» за 1902 год можно найти репортаж о работе Ковровской Рождественской ярмарки: «Торговля в настоящем году идет, в общем-то, бойко, и ярмарка очень оживленная. Больше всего на ярмарке сундучного товара, здесь есть сундуки всех величин и на всякий вкус... Торгуют этим товаром хорошо, потому что каждый крестьянин, имеющий подрастающую дочь, считает долгом запастись сундуком для приданого».

Много также было на той ярмарке щепного товара (ушатов, ковшей, кадок и прочегоПрим. авт.), произведенного в Ковровском уезде, преимущественно в Алексинской волости, где особенно хорошо делали дубовые кадки. Хозтовары расходились быстро и в конце ярмарки на прилавках ничего не оставалось.

Со скобяным товаром, кроме местных торговцев, в Ковровский уезд приехали еще павловские кустари из Нижегородской губернии. «По обыкновению на ярмарку являются несколько торговцев с мануфактурой, галантерейным, бакалейным и кондитерским товаром, последний продается по довольно высоким ценам, что объясняется малой конкуренцией», - писал корреспондент «Владимирской газеты».

Экзотический для нашего времени ярмарочный товар - гробы. Продавалось их на ярмарках много. «Примерка» проходила тут же: чтобы выбрать домовину нужного размера, в нее ложились. Процедура эта всегда собирала много любопытных. Стоили гробы от одного рубля до полутора. Дома гроб до смерти хозяина служил хранилищем для овощей.

Много продавалось на ярмарке в Ковровском уезде «полугородских» и «городских» саней (по цене от 12 до 25 рублей). Но спрос на сани в 1902 году был мал. Поблизости от санного ряда шла и конная торговля. Целый ряд был занят овчинниками. Они продавали овчины, полушубки, шубы. Дальше - валяная обувь и несколько «балаганов» с шапками.

Торговля шла бойко, цены были невысокими - ярмарка не теряла популярности.

КОНКРЕТНО

Почем нынче на базаре ссек бедра и груди?

Такса, составленная Владимирской городской думой на продажу во Владимире мяса в августе 1881 года:

Говядина черкасская (поставлялась во Владимир из южных степных районов и была выше по качеству чем местная, «русская» - Прим. автора):

1-го сорта ссек (бескостное мясо - Прим. автора) бедра и груди: пуд – 2 руб. 40 коп, фунт – 6 коп.

2-го сорта передняя часть: пуд – 2 руб., фунт - 5 коп.

Говядина русская

1 сорта филейный ссек бедра и груди: пуд – 2 руб., фунт – 5 коп.

2-го сорта: пуд 1 руб. 60 коп., фунт – 4 коп.

Баранина

лучшая: фунт 6 коп., средняя: фунт - 5 коп.

Сало черкасское: фунт - 12 коп, русское: фунт - 10 коп.

Свиное: фунт – 15 коп.

С использованием материалов из фондов Государственного архива Владимирской области.

Иллюстрация: Ярмарка в Муроме. Картина художника Ивана Куликова.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:46 Из Гусь-Хрустального в зону СВО доставлен очередной груз помощи нашим бойцам
Администрация города Гусь-Хрустальный отчиталась о доставке в зону Специальной военной операции очередного конвоя с помощью нашим бойцам. Груз сформирован силами местных предприятий, предпринимателей и неравнодушных граж…
вчера в 17:46 В Гороховце супруга погибшего в канализации рабочего отсудила у предприятия 600 тыс рублей
Объединенная пресс-служба судов Владимирской области сообщает о выигранном местной гражданкой суде. Женщина - вдова рабочего МУП «Гороховецкий водоканал», погибшего при несчастном случае на производстве 2 августа 2023 го…