Осознанный дефицит
Больше 70% расходов в новом году традиционно потратят на социальную сферу. Дефицит пока сохраняется, но с выраженной тенденцией к снижению. Соответственно и размер госдолга практически не растет. Доходы региона в 2018 году составят 49,7 млрд рублей, расходы – 51,6 млрд. По плану ВРП достигнет 426,8 млрд (в 2019-м – 451,8 млрд, в 2020-м – 480,7 млрд).
Между тем дефицит планировали свести к нулю как раз к 2018 году. Почему не удалось? Как пояснил председатель бюджетного комитета ЗС Максим Васенин, теоретически избавиться от дефицита можно хоть сейчас. Но тогда придется отказаться от части расходов. Например, из экономии уменьшить уровень помощи ОМСУ или урезать траты на строительство ФАПов, спортивных объектов во Владимире, Александрове и Судогде, новых школ в Кольчугине, Петушках и Собинке...
- Это инвестиции в будущее, - говорит депутат. – Так что мы осознанно их сохраняем.
Кроме того, пояснил Максим Васенин, часть дефицита образуется из-за так называемых неэффективных расходов, а по сути, из-за несоответствия реальных и необходимых трат нормативам.
- Например, в малокомплектных сельских школах расходы на одного ученика выше нормативных. Да, проще позакрывать эти школы, а детей возить автобусами в крупные населенные пункты. Но пока в деревне есть школа и ДК, деревня жива. Так что нам здесь принципиально воздержаться от резких движений, - уверен Васенин.
Тем не менее вопрос о сокращении дефицита с повестки никто не снимал. Согласно подсчетам АВО, прогнозируемый дефицит в 2018 году составит меньше 5% собственных доходов, через год этот уровень должен упасть до 4,5%, а еще через год – до 3%.
Первый вице-губернатор, директор департамента по финансовой и налоговой политике Вячеслав Кузин назвал несколько способов снизить дефицит. Например, можно взять коммерческий кредит на недостающую для баланса сумму или продать госимущество. Вряд новые займы или распродажу собственности можно назвать приятной стратегией: кредиты нужно будет отдавать, а ликвидное имущество когда-нибудь, но закончится. А вот работа с налоговым потенциалом (еще один путь, озвученный Кузиным) - взыскание недоимок, отмена «лишних» налоговых льгот и более рациональное использование госимущества - может дать бюджету дополнительные миллионы.
За льготы всегда кто-то платит
На 6,7 млрд рублей потянет в 2018 году общий объем предоставляемых регионом налоговых льгот. Но область не шикует: 82% этих льгот установлены федеральными законами и касаются частных лиц (налоговые льготы многодетным и малообеспеченным, налоговые вычеты и т.п.). Льготы области, предоставленные инвесторам, - около 1,5 млрд в год. Тоже много. Но в условиях, когда регионы соревнуются за инвесторов, отказаться от этого нельзя: это фундамент инвестиционной политики, благодаря которой мы за последние 10 лет сформировали новый экономический профиль региона. На каждый рубль льгот новые заводы приносят в консолидированный бюджет региона около 2 рублей.
Хотя за последние два года законодатели в тандеме с областной властью требования к льготируемым инвестпроектам сильно ужесточили. Будут ли ужесточать и дальше? Не исключено. Минфин требует от регионов, получающих дотации, использовать налоговые льготы только по принципу их социальной или экономической эффективности. Непослушание чревато срезанием помощи из федерального бюджета.
До 2018 года власти не наращивали налоговую нагрузку. В регионе-33, например, не стали вводить налог на имущество (в части торговых и офисных помещений) по кадастровой оценке, хотя могли. И в 2018 году владельцы магазинов и офисов региона-33 могут спать спокойно.
А вот что будет с нашумевшим налогом на движимое имущество организаций, который планируется ввести с нового года, пока непонятно. Законопроект приняла Госдума, но каким он выйдет из Совфеда и подпишет ли его Президент РФ, большой вопрос.
Речь не только об автопарках предприятий, сколько обо всем оборудовании. А это громадные деньги. По некоторым расчетам, если налог введут, областные предприятия должны будут дополнительно заплатить в бюджет около полумиллиарда (при максимальной ставке в 1,1% от базовой ставки налога на имущество). Потянут ли? Сохраним ли мы тогда ожидаемые темпы роста инвестиций в основной капитал по 4-5% в год?
Не зря же Федерация освобождала предприятия от налога на движимое имущество, введенное в эксплуатацию после 2013 года! А теперь стимула обновлять фонды не будет... Проблема в том, что региону, желающему сохранить эту льготу, сложно доказать ее эффективность. А если Минфин признает ее избыточной, санкций не избежать. Васенин говорит, что еще предстоят консультации по этому поводу с законодателями из других регионов, Госдумы и с Минфином, но для экономической стабильности субъекта вопрос очень важен.
Дотации - сомнительное благо
Отметим, ежегодно увеличивая собственные налоговые и неналоговые доходы, регион неизбежно теряет часть дотаций федерального бюджета. Часть недополученных из центра средств удается компенсировать за счет участия в федеральных программах. Большинство целевых госпрограмм реализуется на условиях софинансирования: каждый областной рубль притягивает несколько федеральных. Но без активности областной исполнительной власти их получить нереально.
Принцип финансовых взаимоотношений области и муниципалитетов тот же, что у Федерации по отношению к регионам: чем богаче территория, тем меньше ее дотируют. Есть ли стимул богатеть? Максим Васенин рассказал, что сейчас депутаты ЗС прорабатывают возможность не просто выравнивать уровень бюджетной обеспеченности ОМСУ, но, подтягивая до среднего уровня бедные территории, не лишать помощи богатых: срезать дотации не на всю сумму, которую они сумели дополнительно заработать сами, а, к примеру, на 90%.
Приоритеты могут поменяться
В федеральном бюджете на трехлетку запланировано общее снижение расходов, а во Владимирской области – небольшой, но рост. Не опрометчиво ли?
- Федерации сложнее строить достоверный прогноз на три года. У нее масштаб больше и выше зависимость от макроэкономической конъюнктуры. Поэтому часть средств, предусмотренных на трехлетку, там пока не распределяется по конкретным расходам, - высказал свое мнение Максим Васенин. - Исходя из практики, уменьшения не произойдет, хотя приоритеты будут меняться. Как, например, после окончания действия программы капремонта жилья, на которую около 10 лет в бюджете предусматривался солидный блок расходов. Эти средства в бюджете остались, но направлены они на другие цели.
Кстати, о приоритетах. Президент уже озвучил, что госзаказ оборонщикам будут снижать и что к 2020 году все такие заводы должны освоить выпуск продукции гражданского назначения в соотношении к военной 50/50. Напомним, в регионе-33 работают больше 20 оборонных предприятий, и это одни из самых весомых в масштабах области налогоплательщиков.
- У Владимирской области многоотраслевая экономика. Даже при большом количестве ориентированных на госзаказ предприятий нельзя сказать, что они представляют доминирующую отрасль. В этом основа нашей устойчивости. Когда гособоронзаказ сократится, в чем-то мы проиграем. Но смертельной рана не будет, - уверен Васенин. - С нашей промышленностью все будет хорошо. Ей уже несколько лет удается показывать темпы развития выше средних по стране и ВРП каждый год растет. Хочется быстрее, но сам факт роста в кризис - показатель.