«По личному распоряжению директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Игоря Конышева во Владимире закрыт Детский музейный центр в «Палатах», расположенных на одной из центральных улиц Владимира. Детский центр занимал первый этаж. Второй и третий этажи Палат продолжают работать как музей, однако в экспозициях сокращаются целые разделы, а само существование постоянных музейных экспозиций в Палатах под вопросом.
Детский центр — не единственное, что уже уничтожил директор музея-заповедника. Демонтирован актовый зал на 300 мест. Под благовидным предлогом разобрана экспозиция владимирской живописи, планов по ее восстановлению нет, помещение используется как склад. Прекратил существование Дворцовый зал, место торжественных мероприятий, списана и увезена эксклюзивная мебель, сняты люстры, выполненные по старинным образцам. Из картинной галереи вывезены исторические резные банкетки, подаренные музеями Московского Кремля.
Будущее Палат неизвестно. Планы директора и его команды неизвестны.
Судьба всего музея-заповедника в условиях разрушительного произвола господина Конышева неизвестна, и это вызывает тревогу.
Пренебрег?
«Уникальный музей, уникальные люди», — такую оценку дал Центру и работе его сотрудников президент страны Владимир Путин. Президент бывал в Детском центре, когда приезжал во Владимир с деловыми визитами.
«Такой прекрасный дворцовый зал и в Питере не сразу сыщешь!» — восхищалась интерьером, созданным работниками музея, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
«Это лучшее, что я видел за последние годы», — не скрывая волнения, сказал о программе Детского музейного центра «Один день из жизни Владимира в годы войны» Р. И. Мединский. Ростислав Игнатьевич — советник председателя Российского военно-исторического общества, отец министра культуры России Владимира Мединского.
Господин Конышев имеет другое мнение, хотя не очень понятно, на чём оно основано. Мы ответственно заявляем, что с работой Детского музейного центра, который является отделом музея-заповедника, директор знаком не был. Он не посещал уроков, которые проводили сотрудники музея совместно со школьными учителями или без участия учителей. Он не был на экскурсиях для детей. Занятиях с детьми. Мастер-классах для детей. Выставках детского творчества. Специализированных занятиях для детей-инвалидов. Культурно-просветительских семейных встречах. Историко-патриотических интерактивных перформансах, посвященных Великой Отечественной войне, тех самых, которые до слез растрогали Мединского-старшего. Музейных праздниках. Тематических вечерах. За единственным исключением, когда буквально на несколько минут он каким-то чудом заглянул на праздник выпускников, но и в тот раз директор не нашел возможности посмотреть мероприятие, организованное его подчиненными, до конца.
Директор не знаком с методическими разработками сотрудников Детского музейного центра, а ведь прежде чем начать работать с детьми, музейщики изучали массу научной литературы, скрупулезно выверяли каждую мелочь, чтобы не исказить ни единого исторического факта. Обсуждали занятие с учителями. Корректировали. Выверяли. Еще раз все проверяли и перепроверяли. Еще раз обсуждали. И только потом пускали в работу.
Что мы теряем
Эта работа имела огромное значение для города, области и страны. Да-да, для всей страны. В Детском музейном центре ВСМЗ занимались не только дети самого Владимира и Владимирской области. В центр приезжали школьники и студенты из Москвы, Петербурга, Уфы и еще полутора десятков российских городов. У центра была такая прочная репутация сильного и уникального музейно-образовательного учреждения, что, побывав здесь однажды, преподаватели привозили своих учащихся раз за разом, год за годом. Туристические фирмы рекомендовали центр своим клиентам. По отзывам посетителей центра, другого такого музейного отдела: комплексного, тематически богатого, научно состоятельного, высокопрофессионального и при этом простого и доступного в общении с детьми — им найти не удалось. Возможно, его просто не существует.
Это правда. Работникам центра удавалось то, что является самым ценным в воспитании. Они умели тронуть сердце детей и подростков, вызвать в них интерес к Родине, ее истории, обычаям, традициям. Они умели заинтересовать и растрогать не только дошкольников, хотя и это сегодня почти невыполнимая задача. На их занятиях приобщались к отечественной истории и культуре и включались в нее подростки и взрослые, открывая для себя неизвестный мир дворянских и крестьянских обычаев, истоки народного патриотизма, стойкости, героизма и духовной красоты.
Маргинальное сознание — страшное сознание. Общество маргиналов — общество без будущего. В Детском музейном центре всегда это понимали и активно боролись за детей, предлагая им возможность ощутить свое место в этом мире. Свою ответственность за него.
Через прямой контакт с предметами истории и через самого человека Детский музейный центр воспитывал в детях людей с историческим прошлым, активную альтернативу маргиналам.
Это прекрасно понимали и ценили, в первую очередь, владимирские учителя. Не случайно именно они инициировали создание Общества друзей музея, написали письмо президенту страны, министру культуры, губернатору Владимирской области, под которым стоит 463 подписи учителей и родителей, и продолжают бить тревогу.
Что теряем еще?
Сколько всего было придумано, сколько и какими трудами создано! В экспозиции «Путешествие в каменный век» своими глазами можно было увидеть стада абсолютно живых мамонтов - мультимедийная инсталляция, созданная корпорацией BBC и приобретенная музеем, дает ощущение реальных мамонтов даже самому искушенному спецэффектами в кино ребенку. Мамонта можно было и потрогать руками — искусно выполненное чучело мамонтенка тоже купили. Дети могли посидеть в первобытной землянке. Своими руками с помощью трения добывали огонь — незабываемое ощущение, можете спросить у всех, кто пробовал.
Пальчиковый кукольный театр. Живое звучание старинных народных музыкальных инструментов. Ролевые игры. Письмо на бумаге гусиным пером. Настоящая похоронка, врученная настоящим, прячущим слезы почтальоном. Настоящий бал с веерами и настоящими бальными танцами в том самом прекрасном Дворцовом зале, о котором говорила госпожа Матвиенко…
Попадая в мир прошлого, где всё так близко и реально, своими глазами видя, своими руками трогая настоящие старинные предметы, невозможно не испытать сильного чувства. А если это чувство сопровождается и умножается талантливым рассказом (сотрудники Детского музейного центра все талантливые рассказчики, прекрасная речь — это профессиональная обязанность) — впечатление не сотрется из памяти никогда.
За создание Детского музейного центра семь сотрудников музея-заповедника были удостоены премии Президента России в области образования.
Дети любили центр.
Но центра больше нет.
Что делать?
Остановить разрушение музея. Восстановить детский музейный центр и развивать его, совершенствуя формы работы, пополняя коллекции, создавая лучшие условия и экспозиции. Уничтожение живого, эффективного, полезного культурно-образовательного учреждения без попытки вникнуть в его суть, без предложения концепции развития, с полным пренебрежением любым мнением — недопустимое действие, безответственное и безнравственное.
Предлог для закрытия центра — опасная для детей газовая котельная — не объясняет главного. Почему демонтаж в помещениях детского центра начался еще до событий в «Зимней вишне»? Почему экспозиции центра демонтируются, а остальные помещения Палат, которые, по логике, также находятся рядом с якобы пожароопасным объектом, продолжают работать?
Господин Конышев закрыл отдел своего музея, который проводил более 300 мероприятий и больше 1500 экскурсий (а иногда до 2000) в год и принимал ежегодно более 30000 посетителей.
Эти цифры — новость для господина директора? А если они ему известны, можно ли расценить его действия иначе, чем глумление и волюнтаризм?
Страшно думать о будущем музея-заповедника, который оказался в руках человека-уничтожителя. Человека, начавшего преобразования в музее с того, что нанес удар детям, а значит, по будущему России.
Ветераны Владимиро-Суздальского музея-заповедника:
Гордеев С. П., заведующий отделом книжного и рукописного фонда, заслуженный работник культуры, стаж работы в музее 52 года.
Горбунова Н. И., старший научный сотрудник исторического отдела, стаж работы в музее 23 года.
Зинякова В. С., директор Суздальского филиала ВСМЗ, заслуженный работник культуры, стаж работы в музее 43 года.
Ильина Л. Н., заведующий экскурсионным отделом, заслуженный работник культуры, стаж работы 47 лет.
Кузнецова С. К., художник, лауреат премии Президента России за создание Детского музейного центра, стаж работы в музее 24 года.
Котелкина Л. Ю., директор музейно-образовательного комплекса «Палаты», заслуженный работник культуры, стаж работы в музее 38 лет.
Колова В. А., заведующий выставочным отделом, награждена грамотой Министерства культуры, стаж работы в музее 45 лет.
Крицына Л. И., научный сотрудник Детского музейного центра, удостоена премии Президента России за создание Детского музейного центра, стаж работы в музее 35 лет.
Кудряшова И. В., методист, стаж работы в музее 25 лет.
Тараканова Н. И., заведующая реставрационным отделом ВСМЗ, стаж работы в музее 36 лет.
Тенеткина А. А., заместитель директора по науке, заслуженный работник культуры, награждена орденом Почета, стаж работы в музее 45 лет.
Реган Э. В., заведующий архитектурно-строительным отделом, заслуженный работник культуры, награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, стаж работы в музее 37 лет.
Белоус Н. А., заведующий монтажной мастерской, стаж работы в музее 24 года.
Чайковская Ю. А., заведующий Детским музейным центром, удостоена премии Президента Российской Федерации за создание Детского музейного центра, стаж работы в музее 34 года.
Суслин Н. Н., фотограф, стаж работы в музее 37 лет.
Гуринович В. Э., заведующий отделом истории современного общества, награжден знаком «За достижения в культуре», стаж работы в музее 19 лет.
ОТ РЕДАКЦИИ
Напомним, встревоженные владимирцы создали инициативную группу по организации и проведению общественных слушаний о ситуации в ВСМЗ. Они пройдут 17 мая в актовом зале областного совета профсоюзов по адресу: Владимир, Горького, д. 50, в 16:00. На слушания приглашен генеральный директор ВСМЗ Игорь Конышев. У него есть еще один прекрасный шанс выступить перед владимирской общественностью и представить, как это было поручено министром культуры РФ год назад, концепцию развития музея-заповедника. Таким образом, владимирцы дают Игорю Конышеву еще один шанс нормализовать отношения с городским сообществом, ответив на беспокоящие жителей вопросы.