Реализация стратегии губернатора Орловой по созданию высокотехнологичной и наукоемкой экономики невозможна без постоянно модернизирующейся и высокоэффективной системы образования. Наши выпускники должны быть готовы к работе на самом современном оборудовании, их не должны смущать сложные профессиональные задачи. Они должны быть подготовлены и к всё более усложняющимся социальным отношениям. Все эти проблемы обсуждались на заседании коллегии областного департамента образования, прошедшей на этой неделе в «Кванториуме», которое открыла директор департамента образования АВО Ольга Беляева.
Коллегия начала августовскую декаду педагогических совещаний в преддверии 2018-2019 учебного года. Беляева рассказала, как решаются основные проблемы сферы образования. Например, открытие мест в яслях и детсадах для всех нуждающихся детей от 2 месяцев до 3 лет до начала 2021 года. А для детей 3-7 лет очередей в ДОУ уже практически нет. Вскоре появятся новые детские сады с ясельными группами в Сновицах и Боголюбове. Начиная с детского сада, создается безбарьерная среда.
В общем образовании современные требования таковы: переход от двухсменной работы школы к работе в одну смену. Пока в нашей области около 14 тысяч детей более чем в 70 школах учатся в две смены, и надо создавать новые места для учеников. Открытие новых школ, капремонт и реконструкция имеющихся позволяют решить эту задачу. Напомним - в 2017 году в школах было создано 470 новых учебных мест. Для этого понадобилось построить одну и отремонтировать две старые школы. Зато до конца этого года таких новых ученических мест будет создано более 1700, а в 2019 году - ещё как минимум не менее 1500. С завершением строительства школ в Камешкове и Коврове - еще 2000. И это не просто школы. Они оснащены самыми современными оборудованием, компьютерами, мастерскими.
Сильная научно-техническая составляющая - одна из важнейших характеристик владимирских школ. У нас высок процент охвата различными видами дополнительного образования. Особенно заметно наше лидерство в части биолого-экологического образования. И это понятно - важная часть губернаторской стратегии развития областной промышленности связана с экологической составляющей. Развитый туризм, комфорт и уют для местных жителей, которые являются конечной целью Светланы Орловой, не могут соседствовать с грязными, технологически отсталыми заводами.
А вот конкретные примеры. Например, в Вяткинской школе Судогодского района 1 сентября откроется технопарк. Школы насыщаются новым учебно-лабораторным оборудованием. Владимирский «Кванториум» - образец для подражания для всей страны. Открываются еще два «Кванториума» - в Гусь-Хрустальном и Александрове. Образцом внешкольных занятий с детьми для всей России стал и Патриарший сад.
Успешное участие школьников в конкурсах и олимпиадах - это не просто возможность показать уровень работы учителей с одаренными детьми, но и часть выполнения поручений президента. Центры работы с одаренными детьми в школах должны быть приоритетными. Всего школьники области участвуют в 140 конкурсных мероприятиях разного уровня, число их призеров приближается к 3 тысячам. И итоги ЕГЭ показывают - сдавших на 100 баллов становится все больше, как и получивших по предметам по 80-100 баллов.
Школьная система должна работать на воспитание успешного ученика. Но она не должна забывать и о проблемах перагогов. В этом году со 130 до 230 миллионов рублей увеличен объем средств, направляемых на приобретение для педагогов жилья.
Уровень средней зарплаты педагогических работников вырос с 25 тысяч рублей в прошлом году до 34 тысяч - в нынешнем. Зарплата работников детсадов возросла с 23 до 27 тысяч рублей.
МНЕНИЯ
Надежда Пономаренко, заместитель директора лингвистической гимназии № 23 Владимира, заслуженный учитель России:
- Учитывая курс на поддержку инноваций в школе, наша гимназия создала Центр профессиональной идентификации. Мы благодарны руководству области и города за поддержку нашего начинания. Результат - наша гимназия по итогам конкурса выиграла два гранта, городской и областной, как школа, внедряющая инновационные проекты. У нас появились средства на приобретение оборудования для лабораторий и мастерских. Они необходимы для профессиональной навигации детей, которая уже в школе поможет им выбрать главное дело их жизни. С 1 сентября мы начинаем работать по предметным кластерам, когда ребенок постигает профессию, осваивая не только теоретические основы, но и опробует полученные компетенции. Такое знакомство с профессиями означает тесную работу школы с вузами и колледжами, предприятиями и организациями.
Евгений Лукашев, мастер производственного обучения Владимирского технологического колледжа:
- Мы все видим, что в профессиональное образование область вкладывает серьезные средства. Приобретается и каждый год совершенствуется оборудование по всем компетенциям, которые преподаются в нашем колледже. Это оборудование европейского уровня по программе Worldskills. Наше участие в чемпионате «Молодые профессионалы» Worldskills позволило улучшить учебную базу. Да, это добавляет ответственности нам, педагогам и мастерам производственного обучения. Оно требует тонкой настройки, большего внимания - но надо видеть, как загорелись глазенки у ребят, когда они стали проходить обучение на такой суперсовременной технической базе. Теперь наши ребята еще более востребованы на производстве, особенно те, кто хочет стать настоящим профессионалом, те, кто старается в учебе.