Пожарные просят проезда
На днях с сотрудниками пожарной службы областного центра я лично тестировал степень доступности владимирских дворов для спецтранспорта. У пожарных по сравнению с другими экстренными службами, кстати, наиболее габаритная техника. Словом, мы с ними поставили простой, но наглядный эксперимент — заехать во дворы. Слава богу в тот момент не надо было гнать, как на пожар.
Будний день, семь утра. Большинство дворовых проездов заставлены еще не разъехавшимися машинами. Сотрудники пожарно-спасательной части № 3 (она на улице Соколова-Соколенка) пробуют на своей технике подобраться к домам в Добром. Едем колонной: 30-метровая автолестница на шасси «КамАЗа» и пожарная автоцистерна, тоже «КамАЗ».
Первый двор дома № 8 на Комиссарова. Автолестница не смогла вписаться в дворовый проезд из-за слишком тесно стоящих машин. В другом дворе, у дома № 7 все по той же улице Комиссарова - то же самое. Лестница продвинулась вдоль фасада чуть дальше, но затем на повороте уперлась в массу припаркованных машин.
Мы, конечно, рады за возросшее благосостояние владимирцев, но надо ведь понимать, что в случае чего (не дай бог!) пожарные должны будут подъехать максимально близко к месту пожара и начать боевое развертывание техники.
На месте, где автолестница остановилась, пожарный пробует выдвинуть пневматические опоры, а они необходимы для работы спасательного оборудования. Левая даже не смогла выйти полностью - мешает припаркованная легковушка.
Затем обе красные машины, с трудом пятясь задом, долго выруливают из двора. Водители их - просто виртуозы лавирования. И, кстати, а кто будет отвечать, если все-таки пожарные случайно заденут одну из понатыканных во дворе машин? Придется разбираться: будут учитывать ПДД и условия работы в случае ЧС.
Похожая ситуация и в другом дворовом проезде, у дома № 18 на Соколова-Соколенка. На шум техники выходит старшая по дому Надежда Баранова. Она говорит: машин во дворе, по которому идет узкий проезд к другим домам, паркуют столько, что не то что пожарные — даже «Газелька» скорой к подъездам не может пробраться. Но тем не менее:
- Мы что, не имеем права в своем дворе поставить машины? Имеем! - рассуждает она. - Жители знают, где найти соседей-автомобилистов, чтобы те вовремя отогнали свои машины. Однако ж как-то колодец заставили машиной, и аварийная бригада долго не могла начать ремонт, хозяина машины не могли найти...
Замначальника 1-й ОФПС Владимирской области, начальник пожарно-спасательной части № 3 подполковник Сергей Анисимов в своих объяснениях еще мягок:
- Ситуация с проездом по дворам не слишком хорошая. Особенно для подразделений пожарной охраны. Сегодня для того чтобы установить нашу технику вблизи домов, часто нет необходимых условий. Для проведения боевого развертывания необходим определенный метраж, определенное пространство, чтобы можно было проехать и участвовать в тушении пожара. А ведь у нас есть еще и 50-метровая лестница, которая по своим техническим параметрам еще больше этой 30-метровой. Ей и вовсе не развернуться...
...Стоя во владимирских пробках, я часто мечтаю передвигаться по городу на танке. По крышам этих тысяч отвратительных чужих машин. А как поступают пожарные, если случается боевой выезд? Что они делают с мешающим им транспортом? Анисимов отвечает в том духе, что когда горит, у пожарных нет времени убирать припаркованный транспорт. Во время пожара каждая секунда дорога.
- Для нас увеличивается время боевого развертывания, - говорит он. - Мы вызываем полицию к месту вызова пожарных. Полицейские приезжают и начинают поиск собственников машин. Но пожар-то не ждет. Так что мы производим боевые действия на пожаре исходя из тех условий, что имеются...
Информацию о загроможденных проездах к домам Анисимов и его коллеги сообщают в отдел надзорной деятельности Госпожнадзора. Тот пишет в мэрию. Круговорот бумаг в природе.
- Хотелось бы, чтобы люди не загромождали проезды и думали о тех службах, которым нужно оперативно приехать и сделать свою работу, - завершил Анисимов свой рассказ сдержанным криком души.
Нужны специальные площадки
Есть ли выход из сложившейся ситуации? Что имеют в виду пожарные, когда говорят, что все правила о проезде спецтранспорта написаны, но не выполняются в городе Владимире?
На сайте мэрии в августе была опубликована информация для владимирцев об определении и оборудовании мест для установки пожарной и специальной техники. Там Управление гражданской защиты города рекомендует «руководителям организаций, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами (независимо от формы собственности) проинформировать собственников помещений многоквартирных домов о необходимости инициирования общего собрания собственников помещений по вопросу оборудования площадок на придомовых территориях, находящихся в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, для обеспечения беспрепятственной установки пожарной и специальной техники, доступа пожарных подразделений с автолестниц или автоподъемников в любое помещение или квартиру при возникновении пожара».
И это — одно предложение с десятком причастных и деепричастных оборотов. Прочесть — а уж тем более понять его — невозможно. Но это детали, так уж чиновники пишут. Главное — толку ноль.
Проинформировали жителей города на сайте и о методических рекомендациях по размерам и расположению таких площадок и проездов к ним.
А начальник управления МКУ «Управление гражданской защиты города Владимира» Борис Беликов добавляет:
- Подчеркну, что это именно рекомендации, необходимые для обеспечения первичных мер в плане выполнения пожарной безопасности. Мы еще только приступаем к созданию мест для установки пожарной и специальной техники. Работа эта - на начальном этапе проектировки. Решение о создании таких площадок для пожарной техники на своих территориях должны принять собственники жилья. В первую очередь мы рекомендуем, чтобы они провели собрания и пригласили на них представителей нашего ФГКУ 1-й ОФПС по Владимирской области. В ближайшее время сформируем график этой работы. Начинаем ее прежде всего с территорий у высотных многоквартирных домов от 16 этажей и выше. У нас во Владимире 23 16-этажных и четыре 17-этажных дома. Именно для тушения пожаров в таких высотках применяется наиболее габаритная, крупная техника: автолестницы и подъемные устройства, требующие много места для разворота во дворе.
Да, без специальных мест пожарная техника в обычном дворе не сможет работать. В тупиковых проездах требуется специальная разворотная площадка размером 15х15 метров, чтобы пожарная лестница свободно подъехала к дому и начала работать по всем правилам.
Беликов отметил, что проблема еще и в том, что есть высотные дома, в которых не один-два, а четыре подъезда и больше. И тут одной площадкой для пожарной спецтехники не обойтись. Пожарная лестница просто не дотянется до нужной квартиры, если машина встанет, скажем, у первого подъезда, а пожар - в третьем-четвертом. Беликов уверен - надо уже на этапе проектирования высотных домов предусматривать эти площадки для пожарной и спецтехники.
- В ближайшее время мы планируем обойти все эти дома с нашими сотрудниками, представителями КТОСов, УК, ТСЖ, побеседовать с людьми, объяснить необходимость этой работы. Собственников будем предупреждать и о том, что эти будущие площадки должны быть круглосуточно свободны от их личного автотранспорта.
И речь не только о пожарных. Вот что в пресс-службе департамента здравоохранения ответили «ВВ» на вопрос о том, легко ли машине скорой приехать на вызов во Владимире:
- Шлагбаумы мешают, перекрытые дворы, ограждения домов, отсутствие нумерации на домах, заставленные транспортом дворы. Все это осложняет проезд санитарного автотранспорта, а также то, что далеко не все водители уступают дорогу скорой. Все эти факторы усложняют работу экстренной службы.
Мой двор — моя крепость
Но во дворах владимирских многоквартирных домов есть не только беда тучи припаркованных авто. Той же скорой подъехать по адресу мешают не только захламившие дворы машины. Владимирские жители как-то уж очень стремительно и всеми им доступными способами начали превращать свои дворы в крепости наподобие линии Маннергейма: со шлагбаумами, автоматическими воротами или просто бетонными блоками. Эта фортификационная деятельность законна?
Городские власти уверяют, что да. Раз в месяц комиссия, организуемая Управлением ЖКХ мэрии ездит по городу и проверяет законность установки шлагбаумов, могущих помешать проезду спецтехники в экстренных ситуациях, и других ограждений. Информация доводится в т.ч. и до пожарно-спасательных частей города. Когда караул выезжает на вызов, у него есть вся необходимая информация: кто и как в доме должен открыть шлагбаум, где расположен пожарный гидрант и т.д.
Мне удалось даже увидеть любопытный документ: отчет администрации Фрунзенского района на имя первого заместителя главы администрации города Гарева. Фрунзенцы прошли по району с КТОСами в ходе комплексной проверки, специально для выявления этих искусственных преград. В списке - более 30 мест установки «оборонительных сооружений», и это только по одному району. Кроме шлагбаумов и автоматических ворот там есть и трубы с цепями, и перекрытые арки, и бетонные надолбы с блоками. А ведь последние так просто не откроешь и не оттащишь.
В общем, ситуация такая - несколько лет назад, когда пошел бум на перекрытия дворов, мэрия убедилась (в т. ч. и в судебных спорах), что собственники жилья в многоквартирных домах имеют право на своих земельных участках устанавливать перекрытия, согласованные с экстренными службами. И только если перекрытие вызывает конфликты и резонанс, город может применить т. н. публичный сервитут на место установки преграды и снести его.
Но все это, конечно, далеко не экстренно.
Пока выходит, что война покажет… И упомянутую старшую по дому № 18 на Соколова-Соколенка, когда она говорит, что в их проездном дворе очень бы хотелось тоже поставить шлагбаум, можно понять. Чужие здесь не ходят...
Часто преграды во дворах приводят к скоплениям машин перед ними. Пример — шлагбаум, перекрывающий поворот во двор дома № 11а на проспекте Строителей. Он очень раздражает водителей, для которых этот двор не «свой». И «чужие» машины теснятся прямо на повороте с проспекта на отрезке дороги от основной трассы до шлагбаума.
Или еще пример - бетонный блок при въезде во двор 5-этажного дома № 40 на Чайковского. Блок давно лежит, и, видимо, законно. Вроде бы, спецтехника может въехать во двор с другой стороны дома. Но проезд по двору очень узок и упирается как раз в бетонный блок. Остается лишь гадать, создаст ли он помеху при пожаре.
ПОЛЕЗНЫЙ ТЕЛЕФОН
Жители Владимира, если они хотят экстренно обращаться с жалобой на препятствия для проезда по дворам, можно звонить дежурному ЕДДС города по телефону 05 (105) или 53-11-48.