- Небольшой земельный надел был у нас давно, с 1993 года. Тогда генерал Александр Руцкой призвал отставных офицеров идти в фермеры, - вспоминает Павел Владимирович. - Я как подполковник запаса откликнулся на этот призыв - оформил надел в 4,6 га в Киржачском районе. Но вот что дальше делать с землей, на тот момент не представлял. Ведь нормальное хозяйство тоже требует вложений, поэтому вернулся в Москву зарабатывать деньги. Я и сейчас совмещаю сельское хозяйство и бизнес в столице - работаю генеральным директором группы компаний «Грант Моторс». Ну а тогда в круговерти повседневных забот, честно скажу, забыл о наделе. Несколько лет назад жена, разбирая документы, нашла свидетельство о собственности на землю и загорелась идеей создать ферму в Киржачском районе. Места здесь красивейшие! Построили два дома - один для себя, второй побольше - гостевой, организовали ферму. Средства для первоначальных инвестиций к этому времени у нас уже были заработаны. Почему бы не попробовать? Земля - это актив, тоже должна доход приносить.
Был и еще один мотив, побудивший Павла Михарева заняться фермерством - обида за наше сельское хозяйство. Когда-то на землях вблизи Кудрино работал – и успешно! – большой совхоз. Только дойное стадо насчитывало 2000 голов. Ныне об этих временах напоминают только заброшенные здания скотных дворов. Поля зарастают, кое-где пашни уже лесом покрылись. Даже в Афанасово - бывшей центральной усадьбе совхоза осталась только одна корова...
И в офицере Михареве что-то взбунтовалось против приговора российской деревне - земля есть, работать надо! Тем более что до того, как связать свою жизнь с армией, Павел Владимирович закончил сельскохозяйственный институт в Оренбурге.
Начали Михаревы с того, что купили 27 черно-пестрых коров в разоренном совхозе. Но затем переключились на разведение коров герефордской породы. Приобрели производителей с племенными свидетельствами.
- Взвешивали все плюсы и минусы. С одной стороны, в молочном животноводстве оборачиваемость средств выше. Это важно, если на старте проекта брать кредит, но мы инвестировали собственные средства. Поэтому для нас важнее были другие моменты, - объясняет Павел Михарев. - В молочной отрасли выше затраты на производственный цикл и ниже доходность. К тому же на рынке довольно высокая конкуренция, соответственно – закупочные цены на молоко не самые выигрышные для производителя. А вот говядиной наш рынок не насыщен, цены хорошие, спрос превышает предложение. Поэтому и решено было специализироваться на мясном животноводстве экологической направленности.
Коровы мясной герефордской породы легко переносят российские морозы. Не требовательны в содержании. Пасутся на свежем воздухе с мая до ноября, пока есть трава.
Сначала фермеры присматривались к ангусам. У них выход мяса пусть и ненамного, но побольше, чем у герефордов. Но есть нюансы. Ангусы - порода, требующая очень больших площадей для выпаса. К тому же нрав у этих коровушек агрессивный. Значит, выпасы надо обязательно огораживать. Вместо одного пастуха нанимать нескольких. Возросшие расходы разницу нивелируют. Герефорды же очень спокойные и миролюбивые, у большинства даже рогов нет.
Для герефордов не нужна зимняя ферма. Животные зимуют на улице, в обычных загонах, к которым пристроены просторные сараи-ангары для укрытия от сильных ветров и дождей.
- Поначалу мы засомневались: неужели это настолько нетребовательная порода? Построили ферму на 50 голов. Но, оказалось, что на воздухе животным живется даже лучше. Зря вложились. А с другой стороны, ферму можно использовать для содержания дойного стада, тем более что у нас в хозяйстве есть два доильных аппарата. Это, кстати, повысит оборачиваемость средств, - рассуждает фермер.
Сейчас Михаревы специализируются на выращивании бычков и телок для продажи живым весом. Дело оказалось весьма прибыльным. Сложился пул постоянных клиентов. Племенной скот покупают, например, другие фермеры - их привлекает, что животные быстро набирают вес. Среди потребителей продукции фермы «Эко Кудрино» - рестораторы, владельцы специализированных магазинов и просто любители вкусно поесть: мясо герефордов - отменное.
Если у не мясных пород коров выход мяса составляет 50%, а кости составляют 8-10% от массы туши, то у герефордов мяса – уже 60-65% костей – 6-7%. Это объясняется тем, что питательные вещества идут в мясо, а не расходуются на выработку повышенного количества молока. Да и качество мяса особое. Около 5% туши относится к категории мраморного мяса – дорогущего деликатеса. Оно сочное, быстро готовится: минут сорок - и тушеная говядина на столе.
Животноводы тоже оценили племенные качества быков-герефордов и «доходность» породы. При скрещивании обычных коров с герефордами телята рождаются крепкими и здоровыми, наследуя конституцию элитного родителя, а с нею способность быстро набирать вес. Если метисную корову снова скрещивают с герефордом, то в третьем поколении уже полностью доминируют все признаки мясной породы.
Выгодны герефорды и тем, кто не занимается селекцией, а только откормом животных. До полугода телята растут не очень быстро, но и питаются при этом они только молоком матери. Так что затрат на них – не особенно много. А вот потом начинают прибавлять заметно.
Михаревы продают телят в возрасте 8-9 месяцев, в весе 150 кг. С этого времени, если к обычному рациону (свежей траве или сену) добавить по 2-3 кг зерна в день, то за год животное вырастает до 400 кг.
- Запускать собственный убойный цех – дополнительные затраты. Не столько даже финансовые, сколько организационные. По-другому нужно выстраивать и логистику реализации. Можно, конечно, доращивать животных до тех же 400 кило и сдавать на бойню, это выгоднее, но, если честно, нам это психологически сложно, - признается Павел Владимирович. - Тот доход, который мы имеем сейчас, нас вполне устраивает. Полгода животные питаются на пастбище - свежую траву ни один комбикорм не заменит. Да мы и не используем никаких добавок. Только трава, сено и зерно. Поэтому и мясо экологически чистое. Кормим коров 180-200 дней в году. Затраты на кормление – около 8 тысяч рублей на одну голову. Если посчитать все производственные затраты (с зарплатами сотрудникам, коммунальными платежами, налогами, текущими расходами и т. д.), то выходит около 20 тысяч на голову. Из них часть компенсируется субсидиями из бюджета. Субсидии очень хорошие сейчас - больше 10 тысяч рублей на корову, 15 тысяч на голову компенсация при покупке племенного скота, погектарные выплаты есть. С учетом компенсаций затраты в целом у нас получаются в 15 тысяч на голову, а продаем телят за 35-40 тысяч каждого.
В прошлом году фермеры продали 70 телят. Но и стадо тогда насчитывало 150 голов. А в этом году его сократили до 55 коров.
- Когда начинаются отелы, то нужно непрерывно быть рядом со стадом. И чем больше стадо, тем больше требует внимания. А у нас так сложились семейные обстоятельства, что нужно чаще бывать рядом с престарелыми родственниками в Москве. Там же и главный мой бизнес. Вот и приходится сокращать поголовье, - сожалеет Павел Михарев. - Что мне как бизнесмену крайне обидно - дело-то хорошее, выгодное! У нас сегодня 120 га земли уже три года в аренде, есть право выкупа. Еще 45 га у компаньона. Половину этой земли мы расчистили от зарослей кустарника, распахали. 70 га еще только ждут ввода в сельхозоборот. А вокруг еще 1,5 тысячи га заброшенной пашни. Есть куда расширяться. Реально на этих площадях можно содержать 300-400 голов и получать прибыль 5-6 млн ежегодно. И это нужно делать при существующей рыночной конъюнктуре. Если найдется инвестор, готовый продолжить начатое нами, то мы готовы к переговорам. Жалко не использовать такой потенциал: село должно работать и приносить доход.
Реклама.