Все прозрачно? Или призрачно?
Мусор, конечно, был у нас и раньше, только услуга по его сбору и отправке на полигон была для граждан не коммунальной, а жилищной. Мы за это платили, но сколько конкретно в счетах (от управляющей компании или ТСЖ) не просматривалось.
Теперь, обещают авторы «мусорной реформы» федерального масштаба, все будет иначе. Куда поедет хвост от съеденной за ужином селедки и сколько будет стоить это «путешествие», каждый сможет проследить по квитанции. Услуга в платежке будет идти отдельной строчкой, а не частью затрат на содержание общедомового имущества. Там будет указан тариф, количество жителей, на которых начислен платеж, норматив накопления, сумма. Оплатить счет «за мусор» надо будет до десятого числа следующего месяца.
Вопрос вопросов: а сколько придется платить? Несмотря на то, что новый год уже не за горами, но пока неизвестно. Вероятнее всего, конкретика появится не ранее 1 декабря - к этому времени тариф на вывоз ТКО утвердит профильный департамент АВО, и уже от него, как от печки, пойдут «танцевать» расчеты для населения.
Однако уже сейчас в общественном пространстве появилась информация, что тариф для Владимира определят на уровне 544 рублей, и с учетом норм накопления (ого! есть оказывается и такие!) с каждого жителя многоквартирного дома областного центра запросят по 100-110 рублей в месяц.
Думы о человеке
Подчеркнем, по-новому все начисления будут производиться именно с человека, а не с квадратного метра жилплощади. И это, пожалуй, одно из самых важных положений реформы.
Справедливо ли это? Кто-то считает, что безусловно, ведь мусорят не метры, а люди.
С другой стороны, есть опасность, что бюджет больших, например, многодетных семей после введения новшеств затрещит по швам. Адепты реформы в этом случае отвечают: сбор и вывоз ТКО не зря перевели в разряд коммунальных услуг - теперь на возмещение затрат оплаты «за мусор» можно будет получить субсидию. Правда, при этом надо собрать немало справок, доказывающих несостоятельность гражданина, и уже потом обратиться за помощью в органы соцзащиты по месту жительства. «Молчунам» субсидию не дадут - в РФ все льготы начинаются с личного заявления.
Как коммунальные службы узнают, сколько человек живет в квартире? В этом вопросе коммунальные службы уповают на институт прописки (регистрации). Например, во Владимире база формируется на основании данных, предоставленных УК и ТСЖ. Ситуации, когда фактически проживает один человек, а зарегистрированных четверо (или наоборот), в законе не прописаны. Как вариант выхода из положения - предоставление справок в условное ЖКО, что кто-то из зарегистрированных в определенный период не проживал по конкретному адресу.
Кто за все в ответе?
Еще одно нововведение государства в «мусорной» теме: в каждом субъекте Федерации должен быть свой (возможно, и не один, если территория большая) региональный оператор по обращению с отходами. Его главная задача — координация всего процесса обращения с мусором (от сбора до уничтожения незаконных свалок) в границах определенного региона, устанавливаемых территориальной схемой. Статус оператора организация получает после прохождения конкурса и не менее чем на десятилетний срок.
Во Владимирской области единый региональный оператор на ближайшие десять лет - компания «Владэкотехпром». Именно «Владэкотехпром» будет сопровождать ТКО от контейнера до полигона.
В случае претензий на некачественный вывоз мусора любой потребитель сможет обращаться напрямую к региональному оператору. На каждой площадке будут размещены контактные данные «Владэкотехпрома».
Региональные операторы также должны будут каждый год подтверждать расходы: сколько получили от населения, куда потратили. Постепенно должна появиться электронная модель территориальной схемы - это будет ресурс, на котором любой житель сможет увидеть «мусорные реки», объекты обработки, захоронения.
Предполагается, что изменение процесса работы с мусором приведет к изменению системы борьбы с незаконными свалками. Если региональный оператор обнаружит свалку, которая больше кубометра, он будет обязан направить уведомление собственнику участка и потребовать ее убрать. Если он в определенный законом срок этого не сделает, региональный оператор за свой счет убирает свалку, а потом выставляет счет собственнику.
Что касается разрешенных официально мест утилизации отходов, то здесь в ближайшее время мало что изменится. Например, во Владимире сортировка останется в Добром, полигон - в Марьинке.
Согласно договору
Региональный оператор будет обязан заключить договоры с юридическими лицами и потребителями на оказание коммунальной услуги.
Для физлиц есть два варианта: публичный договор, который считается заключенным, когда человек хотя бы один раз оплачивает счет, и индивидуальный договор в письменном виде, заключить который можно в офисе регионального оператора. Плата «за мусор» будет начисляться через управляющие компании или напрямую.
С юрлицами - без вариантов: индивидуальный договор с каждой организацией. Но сложностей в переходный период, кажется, с «юриками» будет больше.
- Когда мы опубликуем тариф в средствах массовой информации, юридические лица в течение 10 дней должны будут направить заявку региональному оператору с просьбой заключить договор, - поясняет главный инженер компании «Владэкотехпром» Константин Сулимко. - Мы отправим им договор на заключение. Нюансы есть, реформа меняет систему радикально, но чтобы информировать юридических лиц, мы проводим сейчас встречи активно, также у нас есть информация на нашем сайте.
Частники ропщут
В ближайшее время региональный оператор должен заключить договоры на конкурсной основе о вывозе мусора с компаниями, работающими на рынке.
Но конкурсы на перевозку мусора во Владимире отменялись уже дважды. Коммерческие предприятия не согласны на сотрудничество с регоператором на предлагаемых условиях. УНР-17, «Чистый Владимир» и «Спецсервис» подали иски в Арбитражный суд и жалобы в Федеральную антимонопольную службу с требованием скорректировать предложенные АВО правила игры.
По мнению коммерсантов, в документах нет четкости по срокам оплаты, то есть не прописано, когда перевозчик получит от «Владэкотехпрома» реальные деньги за свою работу. По идее, оплата за услугу должна идти после подписания акта, но «заковыка» в том, что в конкурсной документации не указано, как быстро должен среагировать региональный оператор на выполненный заказ. Не установлено также, когда акт может считаться подписанным. Регоператор сам решает, когда заплатить. Может при таком раскладе на законных основаниях задержать подписание документов и оплату хоть на месяц, хоть на два.
- В любой момент нам могут устроить кассовый разрыв. И как в этом случае оплачивать бензин и, например, платить зарплату? - возмущается юрист «УНР-17» Сергей Румянцев.
Так и разориться недолго...
- Конкурсная документация ставит в абсолютно кабальные условия перевозчиков. Выигравший лот перевозчик, по сути дела, рискует всем бизнесом, - подтверждает директор «Спецтранса» Антон Сивков. - Нам публично обещали, что контракты с перевозчиками будут заключаться на срок не менее пяти лет. А по факту - один год. И при этом мы должны предоставить какую-то фантастическую банковскую гарантию. Например, по одному из лотов было 108 миллионов рублей. Да у нас весь «Спецтранс» столько не стоит! «Владэкотехпром» не рискует ничем и является региональным оператором, а отвечаем за состояние области, получается, только мы.
Неудивительно, что сложившаяся ситуация дала повод для критики: институт региональных операторов видится очередным новообразованием на болезном теле отечественного ЖКХ. А платить за эксперимент придется нам, потребителям, причем без всякой надежды на то, что мусорная проблема исчезнет.
А В ЭТО ВРЕМЯ
С 1 ноября компания «Владэкотехпром» отказалась работать в Суздальском и Камешковском районах. Эти территории были выбраны для обкатки новой модели обращения с бытовыми отходами во Владимирской области.
Экономический итог «пилотного проекта» плачевный: с лета 2018 года в картотеке Арбитражного суда появилось 13 дел о взыскании задолженности с «Владэкотехпрома». Самый большой долг (более 10 миллионов рублей) - перед компанией «УНР-17». В списке взыскателей также значатся «Спецтехавто», «Биотехнологии», «Чистый Владимир», «Автобан», «Спецсервис».
Читайте также: Сбор и утилизация отходов: опыт муниципалитетов Израиля