На открытии выставки знатоки и поклонники искусства Дика говорили об уникальности творческой манеры художника и редкой возможности увидеть столь большую коллекцию работ мастера.
Петра Дика называют сегодня художником мирового значения. Так сказал о Дике, своем старшем коллеге и друге художник Владимир Севостьянов, При математически выверенной композиции Дик видоизменял физику предметов. В этом и секрет его «формулы» чувств. Предметы в работах Дика обретают символическое значение при особом использовании цвета и света. Так создавался его особый визуальный мир.
Директор Центра пропаганды ИЗО Андрей Александров ставит Петра Дика в один ряд с Пикассо и другими знаменитыми мастерами искусства XX века. Художественный язык Дика как раз таков, что понятен и востребован ценителями искусства во всем мире.
Директор департамента культуры АВО Алиса Бирюкова напомнила, что хотя художник родился на Алтае, творческой родиной для него стала Владимирская земля. А работы его побуждают размышлять о вечных духовных истинах.
...Петр Гергадович Дик родился 1 января 1939 года в селе Глядень Благовещенского района Алтайского края в старинном немецком поселении. В 1962 году окончил Свердловское художественное училище имени Шадра, а в 1973 году - Московское высшее художественно-промышленное училище. С конца 1960-х годов жил во Владимире, в последние годы много работал в Суздале. Использовал оригинальную технику — пастель и уголь по наждачной бумаге. Мне рассказал один из друзей Дика о том, как нелегко было раздобыть качественную однотонную наждачку во времена дефицита. Позже Дик создавал пастели и на обычной бумаге.
В 1991 году ему присвоили звание заслуженного художника РСФСР, а в 1999 году — народного художника России.
Персональные выставки владимирского графика проходили в Третьяковской галерее и Русском музее (дважды), на других площадках Москвы и Питера, в музеях Новосибирска, Нижнего Новгорода, Омска, Смоленска и т. д. Его работы выставлялись и за рубежом в Германии, Италии, Англии и других странах. Только в Эрлангене состоялись 4 его персональные выставки.
Петр Дик скоропостижно скончался 14 августа 2002 года в городе Ворпсведе, в Германии, накануне открытия своей очередной персональной выставки. Похоронен во Владимире.
Работы художника приобретены Баварским государственным фондом художественных коллекций в Мюнхене, хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, ВСМЗ и многих других музеях и частных коллекциях.
Представленная в год 80-летия Петра Дика выставка создана ее куратором из московской галереи «Грос-Арт» Еленой Осотиной. Эти работы бережно сохранила вдова художника Кира Сергеевна Лимонова. На выставке представлены пастели, созданные Петром Диком в последние 15 лет жизни, на которые пришелся период расцвета и международного признания его творческого метода.
Скульптор Игорь Черноглазов уверен, что Дик был также талантливым скульптором и монументалистом. Ведь щемящий мемориал у Вечного огня на Князь-Владимирском кладбище вместе с соавторами создал именно Петр Дик к 30-летию Победы. Но в итоге сосредоточился все-таки на графике.
Инициатива провести выставку пастелей Петра Дика во Владимире в юбилейный год принадлежит общественной комиссии по сохранению творческого наследия владимирских художников при региональном отделении ОНФ. Заполучить такой вернисаж было непросто. Сопредседатель комиссии Анна Паевская скоординировала работу всех заинтересованных сторон. Увидеть так много работ Петра Дика сразу — большая удача и редкость для ценителей искусства. Ведь стоимость его работ сейчас так высока, что провинциальные выставочные центры порой просто не могут позволить себе их приобрести.
Работы Дика вызывают разные чувства. Одни видят в его картинах одиночество, другие — глубину, третьи — вселенскую грусть.
А вот что писал о своем замысле сам Петр Дик: «Мой творческий метод кратко можно определить как «вычитание случайностей» во имя художественной выразительности и проникновения в сокровенную суть явлений. Предметный мир, дематериализуясь в произведении, трансформируется в язык пластики, где действует свет, ритм и цвет. Возникает некая двойственность реального и ирреального. С ней-то я и работаю. Когда удается претворить разнородные впечатления жизни в целостный цветопластический организм картины, где все формы не только согласованы, но пронизаны едиными токами энергии, она обретает самостоятельное бытие».
Вникнуть в «Формулу чувств» Петра Дика можно в Центре пропаганды ИЗО до 24 февраля.
Читайте также: Народный художник Лев Фомичев: «Возможен миллион оттенков цвета»