Как мы уже сообщали, 22 января в мэрии Владимира прошел брифинг заместителя главы администрации Сергея Сысуева, в ходе которого городской чиновник обвинил областной департамент строительства в создании очага социальной напряженности – выдачей разрешения на строительство трех многоэтажных жилых домов-«свечек» на улице Комиссарова. (см. «Мина заложена в Генплане: мэрия Владимира зря снимает с себя ответственность за точечную застройку»).
Городская администрация таким образом решила подогреть недовольство жителей соседних домов и, по словам Сергея Сысуева, направила в прокуратуру заявление с просьбой провести проверку законности выдачи разрешения на строительство.
Примечательно, что обвиняемый мэрией департамент строительства, в полномочия которого в 2018 году входили выдача разрешений на строительство и выдача градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ) на территории областного центра, по сути, выполнил строго регламентированную законодательством техническую процедуру.
При выдаче разрешения на строительство собственнику земельного участка департамент принял от заявителя пакет необходимых документов, включающий в себя заключение государственной экспертизы проекта, проверил соответствие всех документов, а также возможность строительства высоток на данном земельном участке, после чего принял положительное решение.
В случае же, если департамент по каким-то надуманным причинам отказал бы в выдаче разрешения на строительство, в действиях ответственных сотрудников подразделения областной администрации могло усматриваться бездействие при предоставлении государственной услуги.
Ключевым событием, повлекшим создание напряженной ситуации, стал не сам факт выдачи разрешения на строительство – формальной бумаги, подтверждающей комплектность пакета документов, а перевод земельного участка, на котором раньше находился детский сад, в территориальную зону многоэтажного строительства. Как следует из документов территориального планирования, размещенных на сайте мэрии Владимира, данный вопрос решался еще в 2012 году, при разработке и утверждении генерального плана муниципального образования. На карте функционального зонирования в редакции от 2014 года четко видно, что территория, на которой планируется строительство высоток, определена администрацией города под многоэтажное строительство.
Перед тем, как генеральный план был утвержден депутатами городского совета и подписан главой администрации Андреем Шохиным, мэрия проводила во Владимире публичные слушания – собрания заинтересованных местных жителей – на которых рассказывала людям о нововведениях в градостроительной политике.
При этом ни в коем случае нельзя сейчас обвинять местных жителей, что они сами виноваты, что в 2012 году не увидели «мины замедленного действия» в виде грядущего соседства с многоэтажками. К сожалению, администрация Владимира выработала крайне «эффективную» модель проведения подобного рода мероприятий. Общественные слушания назначаются в будни, на дневное время, когда большинство местных жителей находятся на работе. Нередко объявления о проведении общественных слушаний можно увидеть только на сайте городской администрации, и то в хорошо спрятанном специализированном разделе.
Для того, чтобы придать легитимности всем этим «общественным слушаниям», на встречи с чиновниками нередко приглашаются сотрудники районных администраций и комитетов территориального общественного самоуправления (КТОСов), а также общественники из лояльных мэрии организаций. Поэтому неудивительно, что люди в 2012 году не узнали, что администрация Владимира решила «поселить» по соседству с ними многоэтажки.
Что касается выдачи самих разрешений на строительство, то владимирская мэрия по какой-то причине превратила данную процедуру в целую эпопею для ряда застройщиков. Достаточно красочно иллюстрирует нравы, творящиеся в городском управлении строительства и архитектуры, интервью, которое мне дал известный застройщик Сергей Русаков. Его компания застраивала целый квартал в районе Загородного парка во Владимире. Пару лет назад бизнесмен, натолкнувшись на стену непонимания в городской администрации, был вынужден принять решение об уходе с рынка строительства жилья. Компания Сергея Русакова в какой-то момент перестала получать разрешения на строительство новых домов. Основания, по которым было отказано в выдаче разрешений, застройщик считает надуманными.
Сергей Русаков: «Мы получили от администрации ГПЗУ – градостроительный план земельного участка, на основании которого заказали в специализированной организации проект строительства. Данный проект впоследствии был утвержден Владимирской государственной экспертизой, как соответствующий всем градостроительным нормам. После этого обратились в Управление архитектуры за завершающим документом – разрешением на строительство. Никто же не сомневается, что владимирская государственная экспертиза – это не шараш-монтаж какой, правильно? Экспертиза нам подтвердила, что всё соответствует. Нам один раз отказали, другой раз отказали, третий раз. Ну, то есть мы подавали трижды документы и нам трижды отказывали по причинам, высосанным из пальца…».
После этого руководство компании «Система» приняло решение отказаться от дальнейшего строительства домов во Владимире. Позиция администрации фактически привела к приостановке деятельности юридического лица, из-за чего более 300 человек остались без работы.
Что касается земельного участка в районе дома № 15 по улице Комиссарова, то предыдущий собственник – известный во Владимире девелопер Александр Шамов – несколько лет назад не смог добиться в городской администрации выдачи разрешения на строительство жилых домов. Неизвестно по какой причине, но, несмотря на положительное заключение экспертизы и на соответствие участка зоне территориальной застройки, компания Шамова не смогла «договориться» с городскими чиновниками и была вынуждена данный земельный участок продать.
В новом генеральном плане Владимира, проект которого в настоящий момент разрабатывает нанятая мэрией коммерческая фирма из Москвы, земельный участок на улице Комиссарова, как ни странно, уже значится в зоне «Объектов обслуживания, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности». Другими словами – в новом генплане мэрия запланировала «поселить» во двор жильцам некое производство либо торговый центр.
При этом, у городской администрации почему-то не возникало вопросов при выдаче разрешений на строительство многоэтажных домов по чётной стороне улицы Ставровской, как и не возникало вопросов при строительстве 16-этажного дома № 3А и 17-этажного дома № 5 по улице Крайнова. В действующем генеральном плане Владимира вся данная территория разрешает строительство домов лишь среднеэтажной застройки.
В предлагаемом проекте нового генплана мэрия пытается исправить свои нарушения, запланировав в этом районе уже зону многоэтажного строительства. То есть подгоняют генплан под уже построенные с нарушениями дома.
Также нельзя не упомянуть, что чиновники городской администрации, выдавая разрешение на строительство высоток в районе среднеэтажной застройки, даже не удосужились поставить застройщику условие, чтобы он строил «дома-свечки», не полностью заслоняющие солнечный свет жителям соседних пятиэтажек. Напротив, новые жилые гиганты раскинулись на всю площадь купленных земельных участков.
Не обрадовались соседству с 10-этажным домом и жители улицы Кулибина. Дом на 160 квартир появился в районе малоэтажной застройки в 2017 году. На карте функционального зонирования действующего генерального плана в зоне малоэтажной застройки выделен небольшой участок для строительства дома от трех до пяти этажей. Как раз на нем и расположилась впоследствии десятиэтажка. В новом же проекте генплана весь прилегающий к высотке район предлагается застроить домами до 14 этажей высотой. И здесь мэрия подгоняет генплан под свои ранее выданные с нарушениями разрешения на строительство!
Еще при обсуждении генплана в 2012 году жители района, образованного улицами Фейгина, Северной и Полины Осипенко, протестовали против планов мэрии о переводе данных земель под многоэтажное строительство.
Сегодня все горожане могут убедиться в правильности доводов местных жителей и ошибках градостроительной политики мэрии: когда-то тихий и спокойный район заполонили громадными многоквартирными домами, а некогда зеленые улочки теперь битком заставлены припаркованными автомобилями новых жильцов.
В 2017 году экс-губернатор Светлана Орлова «забрала» полномочия по градостроительной деятельности в ведение областного департамента строительства. Сразу же после выборов губернатора области, на которых победил Владимир Сипягин, депутаты фракции «Единой России» совместно с администрацией города инициировали возвращение данных полномочий в городское управление строительства и архитектуры.
Примечательно, что в ходе брифинга в городской администрации заместитель главы Сергей Сысуев заявил, что из 340 ГПЗУ, выданных в 2018 году областным департаментом строительства, в 226 случаях мэрия нашла некие недостатки. Но было приведено лишь четыре примера – по всем этим объектам документация выдавалась после 8 октября, то есть после вступления в должность губернатора Владимира Сипягина. По остальным 222 проблемным, по мнению Сысуева, объектам разрешения выдавались еще при администрации Светланы Орловой, однако мэрия их не упоминает. Понятна причина избирательности?
В пресс-службе администрации Владимирской области сообщили нашей редакции, что департамент строительства исполнял свои полномочия в рамках действующего законодательства. Все согласования проведены в строгом соответствии с утвержденным мэрией генпланом развития города Владимира, правилами землепользования и застройки, а также градостроительными регламентами.