Квота как ориентир
Федеральный закон устанавливает квоты для приема на работу инвалидов. Еще в 2017 году в правительстве анонсировали увеличение доли общей численности трудоустроенных инвалидов с 25 % до 50 % к 2020 году. Во Владимирской области из более чем 32 тысяч инвалидов трудоспособного возраста на начало года работали больше 8 тысяч. То есть 25 %. Но реально в течение прошлого года в регионе работали (или подрабатывали) гораздо больше - 33 %. Причем, конкретно в 2018 году трудоустроено порядка 973 человека — из 1,7 тысячи инвалидов, обратившихся в службу занятости за помощью в поиске работы или профподготовке по ее направлению.
Почему обращались не все? Специалисты департамента по труду и занятости АВО проводили выборочный опрос, в ходе которого выяснили, что готовы сотрудничать со службой лишь около трети лиц с ограниченными возможностями. Остальные ссылались на состояние здоровья, не позволяющее им работать, занятость учебой или уже состоявшееся трудоустройство. Ну, а кто-то просто не верит, что найдутся работодатели, которые будут ему рады.
Под закон о квотах для инвалидов в регионе подпадает больше 2 тысяч организаций, из них полностью заполняют квоту около половины, а 12 % норму вообще не соблюдают. Некоторые хитрят: нанимают инвалидов, а через месяц-другой вынуждают их уйти, - после того, как отчитаются о соблюдении нормы. Андрей Григорьев, директор департамента по труду и занятости, говорит, что больше такой «финт» не пройдет: департамент намерен отслеживать качество трудоустройства. Плюс — поможет новая госуслуга – сопровождение при содействии занятости инвалидов: индивидуальная помощь, создание условий труда на рабочем месте, ускорение адаптации — с возможностью компенсировать затраты за счет областного бюджета. По словам Григорьева, на это в 2019 году предусмотрено 2 млн рублей.
Конечно, не все инвалиды готовы работать. Как не все работодатели хотят их брать - поэтому теоретически не противятся идее нанимать людей с ограниченными возможностями, но условий им не создают. А некоторые хитрецы заявки на заполнение квот присылают с такими условиями, каким ни один инвалид не сможет соответствовать. К счастью, не все работодатели рассуждают так узко. В регионе много примеров социально ответственных предприятий, которые нанимают инвалидов и совершенно не жалеют об этом.
Бригады и сотрудники
Наглядный пример — фабрика «Ферреро» в Собинском районе. Еще в 2014 году компания связалась с региональным обществом глухих, предложив пул вакансий на фабрике на целую бригаду в 9-11 человек. Сейчас ее на фабрике называют «Бригада Light». Затраты на обустройство рабочих мест для этой команды (на покупку световых оповещателей, телеэкранов с информацией, специальных столов, исключающих наклонность положения, эргономичных стульев) составили 850 тысяч рублей. Из них 130 тысяч по своей программе компенсировала служба занятости. Вопрос безопасности особенных сотрудников на фабрике тоже решили просто: закупили для «Бригады Light» ярко-оранжевые жилеты и тщательно проинструктировали весь персонал (включая водителей погрузчиков) — видишь оранжевый жилет, значит, на звуковой сигнал не надейся и обходи-объезжай человека сам, если не можешь оповестить о себе иначе.
Людмила Дьякова, руководитель службы персонала фабрики, говорит, что эта бригада очень быстро перешла от сниженных норм выработки к обычным показателям. Кстати, зарплата сотрудников этой особенной бригады в среднем доходит до 36 тысяч рублей. Круто, особенно в сравнении со средней зарплатой инвалидов в целом по региону: 15380 рублей. А у «Ферреро» к зарплате прилагается еще соцпакет «а-ля СССР», транспорт на работу и обратно и компенсация на питание. Неудивительно, что в эту бригаду хотят попасть еще несколько человек из общества глухих. А менеджмент «Ферреро» этим проектом, по сути, доказал, что найм инвалидов — вовсе не бремя для компании, если все сделать грамотно.
На передовом «Гусаре» в Гусь-Хрустальном трудоустроены 16 инвалидов. Средняя зарплата порядка 20 тысяч рублей, но тут в реальности действует «вилка»: скажем, у уборщика территории с коротким рабочим днем заработок ниже этих 20 тысяч, а у квалифицированного рабочего — гораздо выше.
«Владимирский хлебокомбинат» тоже не отстает: у него в штате 9 сотрудников с ограниченными возможностями, и зарабатывают они в среднем 28 тысяч рублей в месяц.
В «Мон’дэлис Русь» о конкретных деньгах не сказали («все в зависимости от тарифной сетки и выполнения плановых показателей»), но сообщили, что на их заводе в Собинке работают 3 сотрудника с ограниченными возможностями, а на шоколадной фабрике в Покрове - 5 человек. При этом, люди из коллектива не выбиваются - трудятся на обычных рабочих местах.
Так что благодаря усилиям администрации региона и ответственных работодателей лед явно тронулся. Благо в образовательных учреждениях по инициативе департамента образования АВО теме уделяют большое внимание. Сейчас в области в профессиональных колледжах учатся 507 студентов с ограничениями по здоровью, по данным заместителя директора департамента образования Светланы Болтуновой. Специальности у них востребованные: программирование и коммерция, сервис и дизайн, лечебное и сестринское дело, бухгалтерия и технология производства... Для соответствия этим профессиям точно не обязательно быть атлетом — таланта, навыков и желания работать вполне достаточно.
Читайте также: Семейное материаловедение