6 июля в 11:51
  1. Общество

Мстера может стать туристическим центром всероссийского уровня

Фото: Наталья Ларина
У Мстеры Вязниковского района появился шанс превратиться в туристический центр как минимум всероссийского уровня. Шанс этот – новая федеральная программа «Тетра». А если еще и все региональные ресурсы подтянуть, то вполне реально сделать из поселка мастеров настоящую сказку. Главное, не упустить возможности.

Чего туристу не хватает?

Эта статья – рефлексия на недавний пресс-тур, посвященный развитию туризма в Вязниковском районе. Четыре года назад я уже была в подобном «презентационном» туре. Подвижки есть. Особенно в городском благоустройстве райцентра. Появилось и понимание того, что туриста нужно завлекать. Во всяком случае, претензий, почему к нам не везут туристов, в этот раз я ни от кого не слышала, а раньше и такое говорили в адрес властей региона. Туриста теперь не «везут» - прошли времена профсоюзных путевок. Турист покупает тур за свои деньги. А кто платит, тот и заказывает музыку. Вот с «угадыванием», что же сможет заинтересовать избалованного туриста и что следует рекламировать – проблемы остались.

Нераскрученный Ярополч

Странно, что журналистов не пригласили на прокат фестиваля "Хороводы Ярополья", проходившего на следующий день после пресс-тура на территории древнего Ярополча. Этнографический фестиваль с реконструкцией старинного свадебного обряда, свадебным пиром для гостей и прочими интересностями, с яркой местной спецификой - потенциально очень даже конкурентный продукт на рынке туруслуг. Вполне может "выстрелить". Есть смысл продвигать, сконцентрировав усилия и властей, и прессы. Может, сообща и решили бы проблемы с раскруткой? И нашли бы не нарушающий охранного законодательства компромисс с Госинспекцией по охране объектов культурного наследия, запрещающей на территории памятника археологии возведение любых конструкций. Например, конструкции для декораций и торговых павильонов, которые устанавливаются без фундамента и вообще без всяких земляных работ. Но об этой проблеме, как выяснилось, не знал даже директор департамента по развитию туризма Игорь Каверзин, поскольку фестиваль - детище другой структуры, подотчетной департаменту культуры. А почему бы не привлечь всех заинтересованных лиц и все структуры к поиску выхода из ситуации? Да и гранты можно попробовать получить сразу в нескольких департаментах: и по линии туризма, и по линии культуры. А если игровой обучающий семинар для школьников и студентов профильных колледжей организовать, то и у департамента образования можно поддержки попросить.

Сообща можно решить и другую проблему - формирование первоначального туристического потока. Ну не купит туроператор кота в мешке! Турфирмы повезут туристов целенаправленно в Ярополч, только когда праздник наберет признание. Таковы реалии. Тот же Праздник огурца запускали в Музее деревянного зодчества, где уже был свой наработанный трафик. Но и этот замкнутый круг можно разомкнуть. Есть же в регионе программы школьного и социального туризма. Давайте включим в их маршруты фестиваль в Ярополче. Получим и трафик, и рекламу в соцсетях, и какие-никакие деньги. Да, для этого необходима координация всех ведомств. Но это же решаемо!

Читайте также: Семь легендарных брендов нашей области

Есть что показать, но негде

Решается в Вязниках, хоть и не так быстро, как хотелось бы, и проблема выставочного зала для местного историко-художественного музея. После передачи церкви собора Благовещенского монастыря, который использовался как выставочный зал, в запасники пришлось убрать уникальную коллекцию народного костюма. Помещение есть - пустующее ныне здание бывшего училища, соседствующее с музеем. Но денег на ремонт и переоборудование этого памятника архитектуры нет.

- Решили пойти тем же путем, что уже апробирован в столице. Отдать помещение частному инвестору с обременением отреставрировать здание и передать первый этаж музею в долгосрочную аренду. Завершаем разработку нормативно-правовой базы для этого, - рассказал глава администрации Вязниковского района Игорь Зинин.

А вот Мстере о выставочном зале пока остается только мечтать. То, что в программе пресс-тура было названо новым выставочным залом, таковым не является. Прекрасно, что у местного музея появились дополнительные экспозиционные площади - две комнатки в старом особнячке. Экспозиция, что в них разместилась - "Фатьянова родом из Мстеры" - просто замечательная. И по концепции, и по собранному научным сотрудником материалу. Только это не "выставочный зал". А Мстере просто необходима настоящая современная и дорогая выставочная площадка - с большими площадями, хорошим светом, дорогими витринами, оборудованием и охранными системами. Потому что только в таком зале можно выигрышно и безопасно экспонировать изделия из серебра, иконопись и лучшие образцы декоративно-прикладного творчества мстерских мастеров. И это не только вопрос достойного и безопасного экспонирования, но и вопрос правильного позиционирования на рынке.

Продающая «упаковка»

Мстерские промыслы - ниша "люксовых брендов". Для них нужна и соответствующая "упаковка". А это не только выставочный зал. Центр поселка должен быть благоустроен по высшему разряду, а не по возможностям бедного муниципального бюджета. Бывшей улице Большой Миллионной (ныне - Ленинградской) для преображения требуется не так уж много - симпатичная брусчатка, вазоны с цветами, стилизованные под старину фонари. Будет отличное место для променада, средоточия бутиков и сувенирных лавочек. Правда, это "немного" вместе с выставочным залом уже тянет на сотни миллионов. Не по силам даже областному бюджету. Но почему бы не объявить развитие Мстеры приоритетом, и скоординировано отработать по всем направлениям, как это совсем недавно было сделано по Гороховцу?

- Мстере нужен статус исторического поселения, - убежден и.о. главы администрации Гороховецкого района, еще недавно возглавлявший администрацию Мстерского поселения Дмитрий Наумов. - Пока его получить не удалось. Других вариантов привлечения большого финансирования я не вижу. Мы и так привлекали средств на развитие в два раза больше собственных доходов. Но в Мстерское муниципальное образование входят 30 населенных пунктов. В том числе деревни, где инженерная инфраструктура, социалка и отсутствие благоустройства остались от колхозов. И 82 км дорожной сети. Все это "наследство" получено в удручающем состоянии, вложений в инфраструктуру не было много лет. Проблем накопилось немерено. Поэтому и вынуждены "размазывать" средства, ставить "заплатки" там, где уже совсем худо. С каждой копейкой носимся, как та обезьяна с гранатой, не знаем - куда кинуть, где нужнее. Поэтому по поселку работали малыми проектами. Чинили дороги, сделали новый мост, благоустроили пляж и один из скверов по программе "Комфортная городская среда". В этом году на средства той же программы - 2,3 млн - благоустраивается еще один сквер. Новую экспозицию создали на грант департамента культуры. Занимались навигацией. Решается вопрос с обустройством нормальных туалетов в ДК, которых хватило бы на большую тургруппу.

«Тетра» для креативной Мстеры

Придать динамику процессу превращения Мстеры в место паломничества туристов, возможно, поможет проект Минпромторга "Тетра". Мне об этом проекте и о том, что на стадии обсуждения в него включены Мстера и Гусь-Хрустальный, рассказал Игорь Каверзин. Эти города выбраны в качестве пилотных территорий для обкатки механизма создания "креативных городов и крафтовых деревень". "Тетра" - расшифровывается разработчиками как "территория сохранения традиций и укладов бытования". В целях проекта - создание комфортной среды для проживания и благоприятного бизнес-климата в тех населенных пунктах, где сохраняются традиции народных промыслов, повышение привлекательности жизни там для молодежи и развитие туризма. В департаменте развития предпринимательства информацию о существовании проекта подтвердили, но оговорились, что пока ничего не решено и не утверждено. А потому рано еще предавать огласке. Но почему и Зинин, и Наумов об этом проекте узнали от меня? А они как никто другой знают и возможности, и узкие места своих муниципалитетов. Кому как не главам администраций участвовать в обсуждении таких проектов. Вполне вероятно, что и дополнительные связи у них найдутся для лоббирования интересов нашего региона. Почему бы не подключить, например, экс-сенатора, руководителя Ассоциации развития исторических поселений «Русская провинция» Сергея Рыбакова?

Сведем баланс

Что уже в активе? Фатьяновский праздник поэзии и песни. И бренд "Вязники - песенная столица России". Фестиваль состоявшийся, со своей публикой. Добрый, уютный, атмосферный. Но давайте смотреть правде в глаза: он не сделал Вязники туристической меккой. Есть довольно раскрученное трофи-ралли. Хороший турпродукт. Но очень нишевый. С активным отдыхом вообще все очень неплохо в районе. Есть где поплавать байдарочникам, раллисты тоже прижились. Интересом пользуются и зимние экскурсии к зубрам. Если еще удастся, как задумано, обустроить площадку для планеристов на Венце - вообще здорово. Но поток туристов-спортсменов невелик. И они не делают "хорошую кассу". А чем привлечь массового туриста?

Хороший потенциал у бренда "Вязники - город героев". Вот только Аллея героев - совсем не тянет на объект турпоказа. А ведь памятники военной истории, например в Севастополе, очень посещаемы. Почему бы именно в Вязниках, давших больше всего Героев Советского Союза на душу населения, а не во Владимире разместить боевую технику времен Великой Отечественной войны или макеты такой техники?

- Мы сейчас бросили клич, обратились к общественности, к архитекторам: как можно "музеефицировать" эту аллею, чтобы там было, что посмотреть, что потрогать руками, рядом с чем сфотографироваться, чтобы туда интересно было приехать туристу. Думаем над этим, - согласился Зинин.

На мой взгляд, крайне не хватает району и отдельного маршрута, посвященного истории и традициям старообрядчества. Материал – документальный и вещественный - есть в достаточном количестве: ведь Вязниковский район - это самая "старообрядческая" территория. Но нет отдельных тематических туров. И зря.

Добавим креатива

Подачу турпродуктов давно пора менять. Делать ее более цепляющей, интригующей. Ну да, скажет турист, есть у вас промыслы — и лаковая миниатюра, и иконопись, и вышивка, и ювелирное искусство мстерских серебряных дел мастеров. Но миниатюра есть и в Палехе, серебряные промыслы — в Великом Устюге и Кубачах. Вышивка тоже во многих регионах есть. Почему нужно ехать именно во Мстеру? Перечисление длинного списка народных и заслуженных, лауреатов государственных и ленинских премий — совершенно не интересно современному массовому туристу.

А вот рассказ про "соавторов евангелиста Луки" — уже интрига. А факты ведь известные — от знаменитой иконы Владимирской Богоматери, по церковному преданию написанной апостолом Лукой, подлинным осталось только личное письмо, остальной красочный слой был разрушен. Этот шедевр иконописного искусства и сакральную для верующих реликвию восстанавливали именно мстерцы. Почему им выпала такая честь? Да потому что это известные «старинщики», умевшие писать иконы под старину для старообрядцев. Те поначалу вообще признавали только «дониконовские иконы» - написанные не позднее середины XVII века, а где такие взять на всех желающих? Вот и промышляли мстерские старинщики контрафактом, старя иконы и выдавая свои произведения под древние. Освоили все секреты старых иконописцев. Потому именно к ним и обратились, когда возникла нужда в реставрации главной святыни православной России. Из Мстеры вышли и первые династии российских реставраторов живописи. В этой истории есть и рассказ про находчивость ремесленников, и мистика, и немного криминала, и хеппи-енд с признанием успеха. Собственно, вся история Мстеры — история успеха, заслуженного талантом и упорным трудом. Главная улица поселка недаром называлась Миллионной - жили здесь миллионеры, художники и ремесленники, вышедшие из крепостного сословия и заработавшие капиталы упорным трудом. Чем наша «мстерская мечта» хуже «американской»? Тоже отличная тема для продвижения. А тема мстерского лубка вообще давно должна быть раскручена. Люди любят мелодрамы. А тут такая трогательная история о полуслепом наследнике иконописной династии крепостных, который из-за болезни мог остаться без профессии и был бы обречен на бедность, но стал раскрашивать литографические лубочные картинки. А затем основал во Мстере первую в губернии литографию и стал знаменитым предпринимателем Иваном Голышевым. Сегодня лубки, напечатанные в его типографии, репродуцируются во всех альбомах, а на их компьютерных репликах делают бизнес сувенирные лавки по всей России. Только почему-то не во Мстере. Хотя копеечных сувениров поселку очень не хватает. Тем более таких, которые турист может сделать собственноручно. Грант на оборудование для печати оттисков вполне можно попытаться получить в департаменте по развитию туризма.

- У нас не так много денег, но четыре гранта по 200 тысяч департамент развития туризма разыгрывает, - обнадежил Игорь Каверзин, заодно поведавший, что его департамент выделяет средства и на продвижение турпродуктов, и на туристическую навигацию, и на обучение специалистов туриндустрии правилам создания «гостеприимных пространств».

Вызов для губернатора

А если целенаправленно завести во Мстеру финансирование по линии всех департаментов? Как было с Гороховцом. «Дожать» включение поселка в программу развития исторических поселений. Пролоббировать участие Мстеры в программе «Тетра». Масштаб задач и уровень координации потребуется губернаторский. Дело славное, и память останется добрая.

Ведь Мстера и вправду уникальна. Где еще в одном месте столько промыслов сконцентрировано. И увлекательных историй для туристов во Мстере столько, что Голливуд обзавидуется. И деньги в федеральном бюджете для преображения Мстеры есть. Главное, чтобы они оказались «про нашу честь».

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
Туман накрыл улицы Владимира. Фоторепортаж вчера в 21:17
Вечерний туманный город в объективе нашего фотокорреспондента Владимира Чучадеева.
В Коврове учат жизни в обществе молодых людей с инвалидностью вчера в 14:10
«Я умею варить борщ!», «А я сам хожу за покупками!», «Вчера мы выучили новую песню!», «Недавно мы ездили на экскурсию!», - хвастаются подопечные социально-реабилитационного отделения Ковровского комплексного центра соци…
Во Владимире МЧС инструктирует жителей частных домов вчера в 11:39
Добровольно в России своё жильё страхуют лишь 3-5% домовладельцев. В частном секторе картина получше, но всё равно удручает: страхуются лишь 10% собственников. И это с учётом ипотечников, которые должны страховать предме…
В Ковровском районе трасса «разрубит» передовое хозяйство
О проблемах "ВВ" рассказал директор хозяйства Владимир Емелин
Туман накрыл улицы Владимира. Фоторепортаж
Вечерний туманный город в объективе нашего фотокорреспондента Владимира Чучадеева.
Во Владимирской области зарабатывают на сладостях и лекарствах
«ВВ» проанализировали данные Владимирстата по секторам промышленности Владимирской области и выяснили, какая отрасль в 2019 году…