8 августа 2019 в 16:57

Федеральный закон поставил точку в споре о межбюджетных отношениях

Прошло немногим более месяца после скоропалительного принятия Законодательным Собранием закона «О внесении изменения в Закон Владимирской области «О межбюджетных отношениях во Владимирской области», как на федеральном уровне были внесены соответствующие поправки в Бюджетный кодекс. От просьбы врио заместителя губернатора Аркадия Боцан-Харченко не бежать впереди паровоза, областные законодатели отмахнулись, а зря! Разбор "Владимирских ведомостей".

2 августа Президент РФ подписал закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений». Если внимательно вчитаться в текст этого федерального закона, то нет сомнений в том, что Законодательному Собранию вскоре придется вносить изменения в свой «закон о внесении изменения».

В принятом областными депутатами законе отсутствуют правила распределения субсидий, в то время как губернатор предложил дополнить закон нормой, согласно которой они устанавливаются постановлением администрации. В ст. 139 федерального закона как раз и говорится о том, что общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

К чему было спешить? Тем более удивительно, что областные законодатели отвергли замечания и преодолели вето губернатора 25 июля – на следующий день после того, как поправки в Бюджетный кодекс были приняты Госдумой уже в третьем чтении! От подобной поспешности предостерегал Президент РФ Владимир Путин на Всероссийском съезде судей: «Наше правовое поле меняется очень быстро, может быть, слишком быстро и порой несистемно, что создает немало угроз в процессе правоприменения».

А ведь о том, что в федеральное законодательство будут внесены коррективы в самое ближайшее время, областные депутаты не могли не знать, поскольку рассмотрение законопроекта «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений» было внесено в июльский план работы Федерального Собрания.

Как ранее информировали «Владимирские ведомости», закон о внесении изменений в действующий с 10 октября 2005 года закон № 139-ОЗ был принят Законодательным Собранием Владимирской области 27 июня этого года. Депутаты дополнили закон статьей «Распределение субсидий местным бюджетам из областного бюджета». В ней сказано: «Распределение субсидий местным бюджетам (за исключением субсидий за счет средств резервного фонда администрации Владимирской области) устанавливается законом Владимирской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период».

Новый областной закон лишает губернатора права распределять часть субсидий, находящихся ранее в сфере его компетенции, без согласования с Законодательным Собранием, а сами эти субсидии могут быть распределены либо при принятии областного бюджета, либо после внесения в него изменений. По словам Аркадия Боцан-Харченко, новый областной закон можно было бы только приветствовать. Вся ответственность при распределении субсидий муниципальным образованиям ложится на плечи депутатов Законодательного Собрания, и никто не сможет упрекнуть губернатора в субъективности. Но, с другой стороны, подобный механизм принятия решений может затормозить реализацию национальных проектов – а это главная задача, поставленная перед регионами.

Как пояснил губернатор Владимир Сипягин на пресс-конференции 10 июля, он предложил рассмотреть этот закон совместно с Законодательным Собранием и муниципалитетами. «Я не против этого закона, – сказал Владимир Сипягин. – Но даже соответствующий федеральный закон, который находится на рассмотрении в Госдуме, звучит по-другому. Как сказал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, с законами надо очень бережно обращаться, потому что это сразу же отражается на жизни граждан России».

Владимир Сипягин предложил изложить статью 2 закона «О внесении изменения в Закон Владимирской области «О межбюджетных отношениях во Владимирской области» в следующей редакции: «Установить, что в 2020 – 2024 годах постановлениями администрации Владимирской области без внесения изменений в Закон Владимирской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период могут быть внесены изменения в распределение объемов межбюджетных трансфертов местным бюджетам, предоставляемых в целях реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, между муниципальными образованиями и (или) между текущим финансовым годом и плановым периодом в пределах общего объема расходов областного бюджета на соответствующий финансовый год».

В федеральном законе «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений» указывается: «В случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации (кроме закона о бюджете), актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации без внесения изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период могут быть внесены изменения в распределение объемов субсидий между муниципальными образованиями».

Т.о., в федеральном законе говорится о том, что в областном законе должны быть предусмотрены случаи, когда губернатор может в оперативном порядке внести изменения в распределение субсидий. Речь идет не только о резервном фонде губернатора, но и о субсидиях, распределяемых на конкурсной основе, и о субсидиях, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Они «утверждаются законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации».

Формулировки федерального закона однозначны и не допускают двойного толкования. После принятия федерального закона рассуждать о том, кто оказался дальновидней – законодательная или исполнительная власть – не имеет смысла. Просто надо следовать букве федерального закона.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
33 минуты назад В Александровском региональном сосудистом центре освоили новый вид операций
Как сообщает Минздрав Владимирской области, в регионе пациенту 67 лет впервые имплантировали двухкамерный электрокардиостимулятор. У мужчины было низкое давление и редкий пульс - 35-40 ударов в минуту. Операция прошла в…
сегодня в 09:56 За первые три месяца года во Владимирской области выявили 23 поддельные банкноты
Специалисты отделения Владимир Банка России по итогам первого квартала 2024 года констатируют почти двукратное сокращение выявленных поддельных денег в регионе. Так, за этот период было выявлено 23 подделки. Для сравнени…