Непростые задачи
Как нам рассказали в департаменте образования АВО, в проекте «Точка роста» участвуют крупные сельские школы - суммарно в них обучается около трех тысяч учеников.
- Отбирали самые продвинутые учебные заведения, с хорошей материальной базой и опытом участия в программах, - уточнил Игорь Мальгин, начальник отдела общего образования профильного департамента.
В каждую школу-участницу нужно закупить мебель и оборудование, необходимое для обучения и организации научной работы школьников. Сумму на эти цели определили - по 1,64 млн рублей на проект. Потратить с толком и с соблюдением всех законодательных норм непросто: надо подготовить дизайн-проект, перечень необходимого, сформировать конкурсную документацию, согласовать и утвердить график закупок... А еще в каждой школе назначить руководителя образовательных площадок, обучить педагогов.
Все лето в помещениях, предусмотренных под открытие центров, идут ремонтные работы. По планам «под ключ» центры будут готовы до конца августа. Задача непростая для организаторов образования.
Разделить ответственность
В департаменте образования нас заверили: при анкетировании в строке «проблемы» все директора школ - участников проекта поставили прочерк. Однако проблемы были у всех. Средства, выделенные на «Точки роста», не полностью покрывают расходы. Например, на плечи муниципалитетов легла нагрузка по ремонту школьных помещений, не входящих в проектные зоны. За счет местной казны также надо было закупить мебель и канцтовары для центров, а также оплатить командировочные расходы на обучение педагогов. Кадровый вопрос - животрепещущий. Поначалу в некоторых территориях учителя в возрасте старше 50 лет просто отказывались принимать участие в проекте, так как чувствовали свою некомпетентность. Однако проблема разрешилась: представители 21 сельской школы прошли курс заочного обучения с опытными преподавателями, а с 29 июля - практические обучающие курсы на базе регионального технопарка «Кванториум».
По словам директора департамента Ольги Беляевой, муниципальные образования откликнулись на участие в проекте по-разному. Помощь оказали, но насколько смогли. К примеру, Ковровский района добавил 400 тысяч рублей для двух «своих» школ, а Юрьев-Польский - 700 тысяч для одной сельской школы в Симе.
В Собинском районе образовательные центры появятся в двух сельских школах. И здесь софинансирование из районного бюджета оказалось самым щедрым по сравнению с другими муниципальными образованиями области. Как сообщила главный финансист районного образования Марина Крылова, Воршинская школа получила 436 тысяч рублей на ремонт и 312 тысяч рублей на мебель, а Толпуховская – 688 тысяч рублей на ремонтные работы с заменой полов, потолков, электрики и больше 300 тысяч рублей на мебель. Кстати, в Толпуховской школе ремонт уже успешно завершен.
Два разных варианта
Непростая ситуация сложилась в Петушинском районе. Образовательный центр должен появиться в Аннинской средней школе. Оборудование заказано и придет до 15 августа, а на ремонт районный бюджет денег не нашел.
- У нас бедственное положение! – говорит руководитель управления образования Петушинского района Елена Коробко. - Нам надо было отремонтировать три кабинета для открытия центра. Выкручивались, как могли. Область выделила 8 млн рублей на подготовку всех образовательных учреждений района к учебному году. Вот за счет этих денег покупали мебель и делали ремонт в Аннинской школе. Правда, силами сотрудников, никаких бригад не нанимали. Мы также направили областные средства на замену окон в этих кабинетах – старые буквально вываливались. Живем в условиях дефицита и не можем тратить деньги на излишества. За старым столом можно заниматься. А вот если течет крыша в детском саду или крыльцо в какой-то школе разваливается, то занимаемся прежде всего этим…
А вот Вяткинская школа Судогодского района традиционно в числе передовиков. Здесь уже и робототехнику осваивали, и в конкурсах побеждали.
- Для нас участие в проекте - это продолжение развития, шаг вперед! – сообщил «ВВ» Сергей Чернышев, директор Вяткинской школы. – Высокоскоростной интернет мы подключили четыре года назад. Торги на поставку оборудования состоялись, все должны привезти до 29 августа. Кроме денег нацпроекта 300 тысяч рублей на ремонт помещений и мебель нам выделила администрация Судогодского района. Несколько раз в месяц представители приезжали и спрашивали, чем еще помочь. В составе центра у нас появятся два класса, лаборантская и мастерская. Параллельно с подготовкой к открытию центра «Точка роста» проводим в школе замену системы отопления.
Как утверждает Сергей Михайлович, самым сложным делом были торги. Да и ремонт нужен необычный, нестандартный. К примеру, в классе надо вместо одной розетки сделать 16. И не на стенах! Освещение современное подбирали, на светодиодах. Мебель тоже необычная: вместо парт поставили красные столы, желтые стулья и разноцветные диванчики. На подвесном потолке – рисунки в виде молекул, атомов и микроскопа.
Оборудование, о котором рассказал директор Вяткинской школы, просто фантастика! Это квадрокоптеры с камерой, трансформеры, включающие функции ноутбука и планшета, робототехнические наборы, очки виртуальной реальности, цифровые фотоаппараты, 3D-принтер. Когда представляешь все это, понимаешь, что открытие 21 центра во владимирских сельских школах - это действительно и «Точка роста», и новый шаг к развитию.
Читайте также: Во Владимирской области ищут руководителя центра компетенций