До деревни Пустой Ярославль мы добирались пешком. Машина осталась в соседней Новоселке, водитель испугался за автомобиль — дорога внушала опасения за его сохранность. Несложно представить, во что превращается эта грунтовка в распутицу.
В списках не значится
Жители деревни жаловались во все инстанции, даже судились с администрацией Суздальского района. Суд вынес решение в пользу жителей, обязав муниципальные власти построить дорогу к деревне. Но пока проехать в деревню можно только на внедорожнике. Да и то не в любую погоду.
- Это у нас еще хорошая дорога, а вот на Петраково — вообще ужас. Там на днях машина НТВ застряла, трактором вытаскивали, - поведали нам деревенские.
Администрация района ссылается на нехватку средств на дороги и низкий норматив зачисления в районный бюджет доходов от акцизов на автомобильное топливо. На что местные власти и пожаловались журналистам федерального канала. Те, в свою очередь, вникать в нюансы не стали, опустив существенные факты. Если чуть глубже разобраться с ситуацией, то выглядит она иначе.
Начнем с того, что Пустой Ярославль не был включен Администрацией Суздальского района в перечень населенных пунктов, не имеющих подъездов с твердым покрытием. Поэтому финансирование дорожного строительства там было невозможным: нельзя финансировать то, чего нет. Только 9 августа этого года райадминистрация направила в областной департамент дорожного хозяйства письмо о включении деревни в этот перечень «по состоянию на 01.01.2020 года». А значит, и выделение областной субсидии на разработку проектной документации на строительство дороги к Пустому Ярославлю станет возможным никак не раньше его включения в этот реестр.
Что касается доли от акцизов, то она определена законодательством.
- Есть Бюджетный Кодекс. И все поступления в бюджеты идут строго в соответствии с законодательством. Но средства областного Дорожного Фонда в виде субсидий возвращаются в муниципалитеты. И в этом году Суздальский район получил денег на ремонт и строительство дорог больше многих других территорий — 99,3 млн рублей, - пояснил директор департамента транспорта и дорожного хозяйства АВО Алексей Косилов.
Конечно, и этих средств не хватит, чтобы одномоментно привести к нормативному состоянию все дороги. Тем более, что только в Суздальском районе 21 населенный пункт не имеет подъездов с твердым покрытием. А всего по области таких — 729. И по сравнению с другими регионами это еще не самая страшная цифра.
Но именно из-за количества нуждающихся в дорогах населенных пунктов встает вопрос приоритетов: количество населения, наличие в населенном пункте социальных или образовательных учреждений, объектов экономики.
Проклятье прописки
И вот тут как раз кроются причины невезения Пустого Ярославля. По факту в деревне - 40 обитаемых домов. Большинство из них ухоженные, как и уличная территория в целом. Но прописан только один человек. У всех остальных — городская прописка. По данным последней переписи, деревня и вовсе нежилая.
- Всю жизнь проработала на тракторном заводе, - рассказывает 73-летняя Раиса Ефимовна Камшилова. От завода и квартиру получали. Вместе с владимирской пропиской. Даже не задумывались тогда, что все это так значимо. До этого из деревни ходила пешком до автобусной остановки Новоалександрово, километров 5. Здесь родители оставались. Мы с сестрой сюда уже на пенсии перебрались. А прописка осталась городской.
Уезжают сестры из деревни, только когда связь с цивилизацией прерывается совсем.
- Мы здесь родились, здесь в начальной школе учились, сейчас от нее только стены остались. Для нас красивее этих мест нет. Только забросили нашу деревню, - вздыхают сестры. - Да и молодежь говорит, что были бы условия — жили бы здесь постоянно с удовольствием.
На окраине деревни живут еще две пожилые сестры Александра Ивановна Тюрюкова и Анна Ивановна Иванова. Вдвоем не так страшно оставаться в отрыве от цивилизации.
- В город, в эти бетонные стены уезжать совсем не хочется. Мы здесь на свежем воздухе, постоянно в движении. Но ближайший магазин — в Кутуково. Нам уже пешком не дойти. Автолавка не приезжает. Дети в выходные привозят продукты на неделю. А вот когда дожди не прекращались, они к нам три недели прорваться не могли, - вспоминает Анна Ивановна. - Но у нас сухари были, сушки. Так вот и продержались. Запас лекарств всегда держу (я инвалид 2-й группы), потому что скорая не едет сюда. Да и пока они из Суздаля доедут.....
В прошлом году у Анны Ивановны случился сердечный приступ, скорая отказалась ехать, сказали — не проедут. По телефону проконсультировали, какие лекарства принять.
- Теперь, что случается, я не в скорую звоню, а детям, чтобы они меня во владимирскую больницу забирали, - говорит женщина.
Вот так и живут. Поэтому и не спешат прописываться в деревне, чтобы не терять право лечиться по полису во Владимире, который ближе Суздаля. «Дорогу жизни» от Пустого Ярославля до Новоселки, как могут, приводят в более-менее проезжее состояние своими силами: ровняют тракторами, отсыпают строительным мусором. За свой счет строили деревенские и мост через речку.
Получается, по бумагам тут людей нет, а на деле — вот они. Живут с ранней весны и до зимы. В основном, постоянно проживают здесь пенсионеры, честно отработавшие свое на благо региона. Сейчас они имеют возможность жить в деревне, на работу каждое утро им успевать не нужно. Но право на достойную жизнь на родной земле они заслужили. Да и потом, владельцы домов, даже прописанные в другом месте, платят налоги за землю и недвижимость в казну муниципалитета. И имеют право на то, чтобы муниципальные власти озаботились строительством дороги к их деревне.
Фактор дороги
- Я сейчас в отпуске. Была бы нормальная дорога, перебрался бы сюда насовсем. 20 км до областного центра, да при хорошей дороге и без пробок — это же как пригород получается, - рассуждает Александр. - Мне до центра Владимира, до работы, отсюда при хорошей погоде добраться быстрее, чем из Доброго.
Летом здесь особенно многолюдно: отпускники, дети на каникулах. Места вокруг живописные, воздух чистый. Несмотря на отсутствие газа и бездорожье, народ обжитые предками места покидать не собирается. Молодежь приезжает на малую родину даже в зимние выходные — катаются на лыжах, встречают здесь новый год.
Многие говорят, что если хотя бы дорога была, - жили бы в деревне постоянно. Но без прописки. А вот прописку предпочитают сохранять владимирскую, в областном центре и с работой проще, и качество медицинских и образовательных услуг выше.
Получается замкнутый круг. Нет официально проживающих — нет и финансирования на инфраструктуру. А нет инфраструктуры — нет и развития деревни.
- У нас тут, в основном, все свои. Дома по наследству переходят. Редко, кто продает. Но когда дома на продажу выставляются, покупатели есть. Места уж больно хорошие. С дорогой тут много было бы желающих строиться, - уверена Анна Ивановна. - А бездорожье пугает: один такой покупатель застрял на дороге, наши помогали его машину откапывать, так после этого он и передумал здесь обживаться.
Не способствует бездорожье и экономическому развитию. А потенциал у Пустого Ярославля есть. Тут и потомственный пасечник живет. Несколько лет работает в деревне крестьянско-фермерское хозяйство.
- Начинали они с размахом. Овец 600 у них было, - сообщили нам местные. - Но ведь ни ветеринара вызвать, ни продукцию на рынок отвезти вовремя, ни корма завезти.... Видно, не выгодно в таких условиях оказалось. Сейчас они на растениеводство перешли. Это же сезонное занятие. Зачем теперь им на зиму здесь оставаться?
И о каком развитии села тут можно говорить?
Впрочем, в планах районной администрации строительство дороги на Пустой Ярославль появилась. Только не совсем той, что так необходима его жителям.
- Говорят, что собираются дорогу делать на Петраково, Козики, Клементьево. Это какой крюк до Владимира! Нам дорога на Новоселку нужна, - озвучивает чаяния деревенских Анна Иванова. - Для нас всегда она была главной. И раньше по ней ездили, летом на подводах, зимой на санях. А теперь оказывается, что ее и нет вовсе. И никогда не было.
Хочется надеется, что и эта дорога когда-нибудь станет пригодной для поездок. Во всяком случае, первый шаг Суздальская администрация все же сделала: начала работу по включению деревни в список населенных пунктов, нуждающихся в строительстве дорог. А областной департамент дорожного хозяйства готов выделить субсидию на проектирование и строительство дороги. И лучше бы это была та дорога, которой пользуются жители деревни. Но чтобы мечта жителей Пустого Ярославля осуществилась, дорогу до Новоселок власти района должны сначала поставить на баланс.
- Субсидии на проектирование дорог и дорожное строительство выделяются по заявкам районных администраций. Но изначально необходимо, чтобы населенный пункт был включен в перечень деревень, не имеющих твердого дорожного покрытия. Это инициатива района. И приоритетные объекты выбирает тоже район, - подытожил директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Алексей Косилов.
Читайте также: Как вязниковец подарил деревне дорогу