...Шел 1181-й день войны, на фронте началась стратегическая Прибалтийская операция, а в глубоком тылу, во Владимире, открыли концертно-эстрадное бюро. Соответствующее распоряжение 14 сентября 1944 года подписал председатель Владимирского облисполкома Василий Сыроватченко - всего месяц спустя после образования самой области.
КЭБы в Советском Союзе создавали еще до войны - в крупных городах, в краевых и областных центрах. Историки культуры считают, что уровень исполнительского мастерства в большинстве бюро был невысок, но от артистов КЭБов особого профессионализма и не требовалось: главное - идеологически верный (или безобидный, с упором на легкий жанр) репертуар и активная гастрольная деятельность. Трудовому народу некогда ходить по концертам, «зрелища» должны прибыть сами, а посему чаще всего КЭБы не имели собственных помещений для выступлений и репетиций. О строительстве филармонических зданий на периферии в годы войны тем более не думали.
Но Победа была близка, оргвопросы по созданию концертно-эстрадного бюро более или менее решены, и в 1945 году у владимирских артистов появился «порт приписки». Под концертный зал областной филармонии власти отдали бывшую Пятницкую церковь в центре Владимира. До этого в обезглавленном и неотапливаемом храме выступали лекторы. Например, местные учителя рассказывали о новинках-литературы, известный ученый Николай Воронин демонстрировал слайды, на которых были изображены лежавшие на снегу обломки разрушенного фашистами памятника «Тысячелетие России» в Новгороде.
...Весной 1945-го в Пятницкой началась масштабная реконструкция. 18 мая газета «Призыв» писала: «Во Владимире, на улице III Интернационала, оборудуется концертный зал областной филармонии на 350 мест. В оформлении и оборудовании его принимают участие художники Мстеры, гусевские хрустальщики и лучшие мебельщики. Гусевской хрустальный завод готовит для концертного зала две большие хрустальные люстры, столяры изготовили красивые и удобные кресла, обитые плюшем». Каким был интерьер «очага культуры»? Увы, воссоздать его в деталях практически невозможно.
- Как выглядели люстры, изготовленные для филармонии, никто не может сейчас сказать, - прокомментировала хранитель коллекции стекла ВСМЗ Алла Чуканова. - Но люстры для различных организаций на Гусевском хрустальном заводе в 1940-1950-е годы действительно проектировали и, очевидно, изготавливали по специальным заказам.
С 1939-го по 1942-й и с 1945-го по 1948-й главным художником на ГХЗ работал Григорий Егоров, выпускник Строгановского училища, профессионал высокого класса. Совсем недавно в коллекцию музея внук художника Владимир Владимирович Егоров передал эскизы деда, среди которых есть несколько подписанных рукой Григория Георгиевича рисунков спроектированных им люстр. Возможно, одна из них украшала концертный зал.
...Время было трудное, голодное, но, как известно, «песня строить и жить помогает». Владимирское концертно-эстрадное бюро как могло вдохновляло земляков, устраивало праздники.
«Областная филармония широко развернула подготовку к обслуживанию зимних каникул школьников. С 30 декабря по 9 января в концертном зале пройдут 33 детских утренника (по три сеанса в день), на которых ребятам будут показаны интересные концертно-цирковые выступления специально приглашенных московских артистов. В программе: музыкальные номера – аккордеон, фортепиано, балалайка, гавайская гитара, а также большой иллюзионный номер, национальные танцы, пластические этюды и выступления дрессированных собак. Особые концерты будут даны для сирот погибших воинов и детей инвалидов Великой Отечественной войны. В концертном зале будет устроена также большая, богато разукрашенная, электрофицированная елка, вокруг которой состоятся массовые игры и танцы. Горисполком, горком ВЛКСМ, горторготдел и школы организуют выдачу детям новогодних подарков… а в Коврове, Муроме и Вязниках – Московский теневой театр и бригада артистов филармонии под руководством тов. Воронцовского» (газета «Призыв», 26 декабря 1945 года).
Свои филармонические коллективы во Владимире появились спустя пару лет. В 1947-1948 годах они активно выступали в областном центре и районах. В здание на улице III Интернационала также приезжали иногородние артисты. В 1960-е годы бывшая Пятницкая церковь была разобрана, горожане унесли храм по кирпичикам - для ремонта своих домов.
…В новый дом по адресу: проспект Ленина, 1, владимирские артисты филармонии переехали в ноябре 1967 года.
«Владимирская областная филармония строилась по индивидуальному проекту. Лицевая сторона - стекло, сталь. Лестницы облицованы плитами полированного мрамора. Зрительный зал вмещает 700 зрителей. Стены отделаны красной декоративной кожей; нижняя часть из полированного дерева. Балкон отделан еловой полированной рейкой. Такое оформление применено впервые. Подвесной потолок излучает ровный мягкий свет. Он же улучшает и акустику. В зале мягкие кресла из поролона. Они под цвет дерева стен. Просторное фойе. Много света. Здесь же буфеты, танцевальный зал. Оконные витражи от пола до потолка вдоль всей стены. Артистам отдан весь второй этаж. Здесь гримёрные, комнаты для репетиций...» (газета «Призыв», 2 ноября 1967 года).
Открытие концертного зала имени С.И. Танеева приурочили к празднику - 50-летию Великого Октября. Торжественное собрание начали не с музыки, а с доклада первого секретаря обкома КПСС Михаила Пономарева. Его пламенную речь о роли революции, текущем политическом моменте и экономических успехах несколько раз прерывали аплодисментами. Такое выражение восторга и одобрения допускалось. Однако праздник едва не был омрачен скандалом. Дело в том, что на собрание были приглашены первые (если брать послереволюционный период) почетные граждане г. Владимира, но этот вопрос горисполком не согласовал с обкомом. Партийное руководство выразило недовольство самодеятельностью городских властей, затеявших политическое мероприятие без их санкции. Но потом Пономарев сменил гнев на милость. Секретарь ознакомился со списком почетных граждан: «Токарь «Автоприбора» Михаил Мухин, бригадир плотников УНР-646 Александр Кутицын, учительница Анна Пирамидина» и разрешил церемонию.
Первым концертом для филармонии стало исполнение симфонической поэмы «Октябрь» Дмитрия Шостаковича. Владимирцы оценили. Филармония стала центром высокой музыкальной культуры и остается им до сих пор.
Читайте также: Артисты Владимирского драмтеатра получили медали за спектакль в Сирии