За три дня участники тура побывали в городах Киржач, Александров, Суздаль, Владимир, Муром. Заглянули в село Шихобалово Юрьев-Польского района и в муромцевскую усадьбу Храповицких (Судогодский район).
В самом начале инфотура Игорь Каверзин, председатель комитета по туризму, обозначил важную проблему для туристической отрасли Владимирской области – перекос в сторону традиционного историко-культурного туризма. Действительно региону-33 с его историей и большим количеством памятников ЮНЕСКО логично развивать этот вектор. Однако такой вид туризма ограничивает привлекательность края для определённых возрастных групп. Эти слова подтверждаются статистикой. Средний возраст туриста во Владимирской области - 55 лет. А где же молодежь? Что владимирцы могут предложить подрастающему поколению, и не только школьникам и студентам, туры которых спонсируют родители, а и вполне платежеспособным и самостоятельным молодым людям?
По общему мнению экспертов-специалистов и в частности Игоря Каверзина, чрезвычайно важно дифференцировать туристическую отрасль. Например, создавать гастрономическую и экологическую привлекательность региона для гостей. Чтобы было интересно и современно, необходимо внедрять новые технологии и коммуникации. Кстати, представителям туроператоров была продемонстрирована возможность виртуальных путешествий по Золотому кольцу, а значит, и по Владимирской земле с помощью VR-очков. Такой вид экскурсии не только является самостоятельным продуктом, но может служить рекламой определенного направления.
Как бы то ни было, но даже с самой лучшей рекламой невозможно привлечь туриста без наличия интересного объекта или события. Во Владимирской области, кажется, с этим проблем нет, но избалованный турист требует «изюминку», и тут многое зависит от «роли личности» в туристической истории. Где счастливо сочетаются вкус и капитал, где имеется поддержка со стороны местной власти - там и с «изюмом» все в порядке.
В Киржаче энтузиасты-благотворители во главе с меценатом Евгением Федоровым создали уникальный Музей меди и латуни и еще множество потенциально востребованных объектов и маршрутов. В Суздале одним из таких «застрельщиков» и новаторов стал Игорь Кехтер. В его ресторане «Огурец» турист может узнать много нового о медовухе, огурцовке и яблочной наливке, а также создать свой собственный уникальный рецепт. Но необязательно бизнес должен стать первопроходцем, у госсектора тоже есть свои положительные примеры и секреты привлекательности. Так, в усадьбе Первушиных в Александрове интерактив устроили сами сотрудники местного художественно-краеведческого музея.
Творческий порыв представителям туроператоров предложили удовлетворить на фабрике «Владимиро-суздальские узоры» - на мастер-классе по росписи матрёшек. Участники инфотура отметили, что мастер-классы, которые проводятся в русле народных промыслов, сейчас на пике популярности у клиентов: ремесло - это не просто достояние культуры Владимирского края, но и знания, которые можно передавать.
В целом лейтмотив инфотура был таким: Владимирскую область надо не просто увидеть, но и прочувствовать. Города, села, деревни – это, в первую очередь, люди и их обычаи. Обычаи, которые порой можно встретить только в этом месте. На такой подход делают ставку в Юрьев-Польском районе в селе Шихоболаво. Традиции - это машина времени, и при правильной подаче такое путешествие сквозь годы не оставит туристов равнодушными. Хороводы и песнопения будут восприниматься как часть очень редкого иммерсионного шоу, а не показатель провинциальности. Правильный маркетинг, как известно, в особенности актуален для современного мира, и туристическая отрасль не исключение.
Это теория. А что на практике? Без ложки дегтя, увы, не обойтись. В том же культурном центре в Шихобалове почему-то после презентации народных гуляний возникла дискотека «под Лепса»...
Очевидно, что культурно-историческое значение Владимирского края невозможно переоценить. Знаменитые белокаменные памятники Владимира-Суздаля, храмы и монастыри Мурома, Александровская слобода, а также многочисленные музеи – это золотой запас Владимирщины. Люди со всего мира съезжаются, чтобы все это увидеть своими глазами. Тем не менее и тут возникают проблемы модернизации. Как сделать экскурсии по этим местам более интересными и увлекательными?
Туристы устают от однотипной информации, большинство из них не различают архитектурных нюансов: «Церковь и церковь... Очередная...».
Принимающая сторона это видит и пытается разнообразить экскурсии игровыми элементами. Это важно и правильно. Однако здесь необходимо разделять интерактив и «интерактив». Направлен ли он на развлечение или погружение? Если в «Александровской слободе» свадебные обряды говорили о забытых традициях и на какой-то момент ты оказывался в прошлом, то в усадьбе Первушина (там гостям предложили сыграть сценку из «Ревизора») или Музее меди (туристов запрягли в упряжку) в Киржаче «интерактив» был похож на конкурсы с тамадой. Очевидно, что для каждой программы есть своя целевая аудитория, но... Гостей, кажется, надо как минимум предупредить, «какие муки им придется принять».
Владимирская область богата своими красивыми природными ландшафтами. И экологический туризм может являться приоритетным направлением развития региона. Люди в городах (в особенности в мегаполисах) все больше понимают ценность хорошей экологии, и этот ресурс становится одним из важнейших.
- Я заметила, что во Владимирской области очень много красивых мест, - отмечает Ольга Лебедева, представитель одного из московских туроператоров. - Мне здесь всё нравится, и жаль, что мало молодёжи сюда приезжает. Но я думаю, что в регионе проходит мало фестивалей, которые молодые люди считали бы модными.
Да, с помощью фестивалей можно рекламировать регион. Однако вопрос: создавать новые фестивали или продвигать старые? Фестивалей в регионе-33 много, но спроси у какого-нибудь москвича (потенциально - потребителя владимирского турпродукта), какие он наши праздники знает, он, пожалуй, с трудом припомнит День огурца в Суздале или муромский День семьи, любви и верности... Надо уметь продавать! Молодежь в этом аспекте не отличается от других возрастных групп. Есть, конечно, нюансы - стиль коммуникации поменять, сфокусироваться на деталях и поярче упаковать, но в целом маркетинговая песня та же. А если добиться снижения цены билетов на «Ласточку» процентов на 30-40, это сразу толпы московских студентов приманит.
Впрочем, вернемся к инфотуру и его итоги подведем словами одной из участниц.
- Такие поездки очень полезны, - резюмирует Валерия Буслова, гендиректор московской фирмы «Музейка». - Они позволяют сформировать новые маршруты, получить уникальный контент для социальных сетей, а также установить более тесные связи с музейщиками, отельерами и гидами. Нам проще продавать тур, когда мы точно знаем, что увидит наш клиент, как он проведет время и какие эмоции получит.
Читайте также: В администрации Владимирской области приступили к верстке бюджета