Подготовленная почва
Герой нашего времени ведет активный образ жизни, посещает фитнес-центр и бассейн, не чурается утренней пробежки и ест исключительно полезный натурпродукт. Быть спортивным и здоровым - круто! Этот образ активно продвигается по всем каналам связи с потенциальным потребителем спортивных товаров и услуг. Но, что более важно для российских реалий, посыл зафиксирован в официальных речах первых лиц государства.
Так, выступая в марте на заседании Совета по развитию физкультуры и спорта, президент Путин заявил, что «нужно активнее развивать массовый спорт, прививать физическую культуру с детских лет, поддерживать интерес к спорту среди граждан старшего возраста». Глава государства напомнил, что к 2024 году в регулярные занятия спортом надо вовлечь 55 % населения страны, а правительство должно не позднее октября будущего года принять новую «спортивную» стратегию РФ сроком до 2030 года. Таковы программные устремления федерального проекта «Спорт - норма жизни».
Что это значит для бизнеса? Общественный запрос на ЗОЖ будет активно поддерживаться федеральными ресурсами - реклама в самых разных формах, финансирование развития инфраструктуры, популяризация отдельных видов спорта и весомые пряники для чемпионов (список неполный). В купе это даст устойчивую целевую аудиторию ЗОЖ-активистов, считающих нужным тратить весомую часть личного бюджета на занятия спортом.
Что продаем? Кому продаем?
Процесс уже пошел. Как сообщает Владимирстат, в областном центре 620 спортивных сооружений - частных, муниципальных, областных. Физкультурой и спортом в секциях, группах здоровья и фитнес-центрах занимается каждый третий владимирец - более 136,6 тыс. человек (данные за 2018 год).
Вся эта армия поборников активного образа жизни однозначно нуждается в спортивной форме и инвентаре, а если есть спрос, будет и предложение. Магазины спорттоваров открываются в регионе с завидной регулярностью, правда, и выживают не все - слишком высока конкуренция. Местные бизнесмены отмечают, что особенно тяжело стало вести дела с приходом на владимирский рынок «сетевиков» («Спортмастер», «Декатлон») и возрастающей популярности интернет-торговли. Однако при правильной организации бизнеса шансы на успех есть.
Самый актуальный формат - магазин самообслуживания (это повышает оборот на 25-40 %) площадью не менее 250 м2. Выбор ассортимента зависит от направленности, но желательно, чтобы в магазине были представлены спорттовары и одежда от ведущих брендов, что с учетом курса валют потребует больших капиталовложений.
Более скромные первоначальные траты - на открытие магазина спортивного питания. На аренду, закупку товара, оборудования и зарплату с налогами нужен стартовый капитал как минимум в миллион рублей. Площадь магазина спортпита может быть небольшой (экономим на аренде!), для обслуживания покупателей достаточно одного продавца-консультанта (средняя зарплата для владимирского продавца - 18-20 тысяч рублей). Дело пойдет лучше, если расположить торговую точку в стратегически правильном месте, например, около фитнес-клуба или на территории крупного ТЦ.
Но одна точка - это большой риск. Да, вложений меньше, но и шансов заинтересовать покупателя тоже. Опытные предприниматели предпочитают начинать стартап с 4-5 магазинов спортпита в разных районах города или даже разных районах области. Логика проста: один магазин «провис», другой «вытащил». Но все они сходятся во мнении: аренда (800-2000 руб./м2) съедает бюджет, торговать надо в собственном помещении, тогда можно заработать.
Впрочем, для тех, кто хочет окунуться в спортивный мейнстрим именно сейчас, реальность приготовила ложку дегтя. По словам владимирского спортивного активиста, имеющего опыт предпринимательской деятельности, Ивана Андриади, золотые времена для мелкого спортивного бизнеса в провинции уже прошли. Если в начале «десятых», не вымывая деньги из предприятия и не урезая личные будние траты, на спортивных магазинах можно было заработать на приличное авто за полгода, то сейчас все скромнее. Помимо высокой конкуренции среди негативных факторов он называет практически полный отказ от наличного расчета как с партнерами, так и с покупателями.
Заработать на зрелищах
В качестве прибыльного товара могут выступать спортсмены (тренеры), клубы (команды), спортивные сооружения, турниры и соревнования.
Пожалуй, самым успешным таким соревнованием, которое проходит в регионе-33, стал суздальский Golden Ring Ultra Trail 100. Трейлраннинг (это бег по тропинкам и без, по всему, что не асфальт и не бетон. — Прим. авт.) закрепила в Суздале команда Running Heroes Russia. Ее успех, в том числе и коммерческий, подтвержден в апреле на форуме «Спорт как бизнес»: Golden Ring Ultra Trail 100 признан лучшим российским событием в циклических видах спорта.
На чем делают деньги организаторы забегов? Один из источников дохода - взносы участников. В зависимости от дистанции Golden Ring Ultra Trail 100 регистрационный взнос составляет 500-3800 рублей. Пенсионерам, инвалидам, многодетным - скидка 50 %. Чем популярнее событие (вложения в рекламу - без ограничений), тем больше прибыль: тропинки - это не стадион с фиксированной вместимостью.
Но при проведении любых массовых мероприятий не стоит забывать о такой статье расходов, как обеспечение безопасности - это значит надо нанимать ЧОП, взаимодействовать с полицией. Также, по закону, на любом турнире должны присутствовать медики. Тарифы на услуги скорой, допустим, для стадиона «Лужники», конечно, даже в расчет браться не будут, а, например, для проведения детского турнира на кольчугинском «Металлисте» покажутся существенными (от 2000 рублей в час).
Фитнес для фанатов
В спортивном бизнесе много франшиз: по такой схеме можно открыть и магазин, и фитнес-клуб. Для начинающих бизнесменов этот вариант может быть более удобным, чем старт с нуля, да и риски здесь меньше. Как правило, владелец марки предлагает уже готовую стратегию продвижения, помогает с оборудованием и подготовкой персонала. Строгие условия в договоре франшизы регламентируют ведение дел и тем самым оберегают от неверных шагов. Но франшиза в спорте - это недешево.
Франшиза World Class во Владимире работает не первый год. Это один из 43 франшизных филиалов сети. Условия сотрудничества для всех одинаковые. От франчайзи требуются документы, подтверждающие оплату аренды помещения под клуб сроком на 10 лет, либо оформление его в собственность. Кроме того, партнер должен неукоснительно соблюдать стандарты компании.
Общая сумма необходимых инвестиций достигает 30 миллионов рублей. Роялти в 4 % выплачиваются несколько раз в год. Маркетинговые и рекламные сборы - 5 %. Единоразовый вступительный взнос - 50 тысяч долларов (до 3 миллионов рублей). Прогнозируемый срок окупаемости - два года. Но владельцы бренда честно предупреждают: прибыль предприятия рассчитывается индивидуально, зависит от принятой политики ценообразования, места расположения клуба и «иных факторов».
Самое удачное место: фитнес-зал в шаговой доступности от потребителя. Цену в конечном счете диктует общий уровень жизни: стоимость абонемента во Владимире просто не может быть такой, как в Москве. К упомянутым «иным факторам» можно отнести, например, меняющиеся условия, которые диктует государство.
Государство - в партнерах
Вступивший в силу в августе Федеральный закон № 303-ФЗ обязывает фитнес-центры привлекать к работе только квалифицированных сотрудников и тренеров. То есть обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками для оказания соответствующих услуг.
- Это правильно, - говорит директор департамента физической культуры и спорта АВО Алексей Сипач. - За непрофессионализм тренеров можно дорого заплатить - потерей здоровья наших граждан. В государственных или муниципальных школах, клубах и центрах здоровья без образования тренеры не работают, а значит человек уверен, что спортивные занятия ему не навредят. Также и частные физкультурно-спортивные организации должны формировать у россиян здоровый образ жизни, создавать условия для сохранения и укрепления здоровья, а не наоборот.
Закон заставит выйти из тени частные фитнес-залы (что, возможно, повлечет для них дополнительные расходы), но благодаря большей прозрачности и достоверности их отчетной и налоговой документации частникам будет проще получить «контракты» на проведение региональных и местных соревнований. А это не всегда благотворительность, часто и бюджетные деньги.
Потенциал предпринимательской инициативы, по словам Алексея Сипача, в регионе-33 понимают, желание малого и среднего бизнеса работать в сфере массового спорта поддерживают. Областные акции «Зарядка с чемпионом», «Богатырские игры» проводят в партнерстве с бизнесом. Удачным, говорит Алексей Николаевич, было сотрудничество при проведении прошлогоднего чемпионата и первенства мира по греко-римской борьбе (спорт глухих) в ЛД «Полярис» во Владимире. Позитивно оценивает директор департамента также и участие ООО «КИТ» в организации чемпионата Европы-2018 по мотоболу в Коврове — на частнике была работа ЧОПа, изготовление и продажа билетов.
- Да, были большие вложения в стадион «Мотодром» областных и городских средств, но весь Ковров жил турниром. А стадион «Мотодором» сейчас стал сейчас одним из самых популярных мест в городе для проведения массовых мероприятий - спортивных и культурных, - говорит Сипач. - Проводить соревнования высшего ранга выгодно, ведь в этом случае они дают мультипликативный эффект для развития различных сегментов региональной экономики. Не только спортивного, но и, например, гостиничного бизнеса. Но чтобы проводить мировые и европейские чемпионаты и первенства нужна база, отвечающая высоким стандартам. Задача региона - создавать конкурентную инфраструктуру, в том числе и в рамках частно-государственного партнерства. Также важно максимально задействовать создающиеся площадки и после проведения соревнований, для которых они создавались. Спортивные сооружения не должны быть «одноразовыми».
Однако главная государственная бизнес-задача, проводить которую призваны на местах департамент и муниципалитеты, - это популяризация спорта. В 2019 году владимирцы привезли с международных соревнований 71 медаль. На этих достижениях бюджет пока не зарабатывает (призовые идут чемпионам и тренерам), но повышая престиж спорта, казна в конечном счете приобретает: вовлеченные в ЗОЖ люди меньше болеют, а значит, снижается нагрузка на здравоохранение и улучшаются демографические показатели; становясь потребителями физкультурных услуг, граждане стимулируют развитие малого и среднего бизнеса, что дает рост собираемости налогов. Возникает тот самый мультипликативный эффект, о котором упомянул Сипач.
Так или иначе, но сегодня спорт - это развитая бизнес-индустрия, активный рынок, в котором есть все условия для создания и реализации различных товаров и услуг. Оптимизма для развития этого сегмента экономики добавляют эксперты и мировой опыт: спортивная индустрия одна из немногих способна сравнительно легко переживать экономические кризисы - экономить на здоровье сейчас не принято.
Читайте также: Во Владимире прошел фестиваль скандинавской ходьбы