14 декабря 2019 в 16:44
  1. Бизнес

Как пресечь бизнес на чужих грузах

Фото: Владимир Чучадеев
По прогнозу компании M.A. Research, объём российского рынка автомобильных грузоперевозок в 2019 году может достичь 872 млрд рублей. В весовых категориях это больше 700 млн тонн, из них во Владимирской области с начала года фурами, грузовиками и пикапами перевезено больше 3,5 млн тонн. Очевидно, сказывается наличие большого пула местных товаропроизводителей и федеральной трассы М-7. То ли ещё будет, когда по территории региона пройдёт скоростная М-12.

Риск потери

По данным издания «Информационный ресурс СПАРК», в России работает около 20 тысяч компаний-автоперевозчиков. Если в целом по стране объёмы коммерческих автомобильных грузоперевозок сейчас слегка упали, то в нашем регионе они выросли на 9,7 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Однако грузоперевозки, как выясняется, очень рискованный сектор, в котором шансы заказчика потерять груз постоянно растут. Руководитель проекта Impact Алексей Кожевников говорит о тысячах эпизодов и даже называет сложившуюся ситуацию «чёрной дырой». Только по одному году суды в России вынесли больше 400 решений по доказанным хищениям грузов на 1,3 млрд рублей. Убытки обычно ложатся на страховые компании. Для крупных страховщиков счёт уже идёт на 300-400 миллионов. Казалось бы, проблемы страховщиков клиентов не волнуют. Однако чем выше риски в секторе, тем выше тарифы по страховке всем, кто в нём работает.

Чаще до места назначения не доезжают партии бытовой техники и алкоголя. А также весьма активно «с дорог» воруют кондитерку (что очень актуально для Владимирской области с её сладкими гигантами), стройматериалы и рыбу.

В Суздальском районе в этом году был такой случай: водитель транспортной компании вскрыл доверенный ему прицеп с сигаретами и стащил несколько коробок (на 85 с лишним тысяч рублей), припрятал их в лесу, а потом продал. В итоге на него было заведено уголовное дело о присвоении.

Но, по статистике, в чистом виде воровство грузов или угон прицепа или фуры с товаром — всё-таки редкое явление. Главная проблема — мошенники. Часть их подделывает документы (как это произошло в 2013 году во Владимирской области, когда с логистического склада жулики с поддельными паспортами вывезли три фуры сладостей на 13 миллионов), но львиная доля обкатывает схему «выгрузка в неустановленном месте». Схема гениальна в своей простоте: дальнобойщику звонят (или якобы звонят) по мобильнику от лица заказчика и просят выгрузить товар по адресу не из декларации. И он выгружает — по простоте душевной (что вряд ли, конечно), за откат или сам в доле.

Кожевников говорит о росте числа таких перевозчиков, которые по факту юридически ни за что не отвечают: водитель «левый», машина арендованная, даже договор с таким исполнителем не всегда есть. Некоторые дальнобойщики годами так зарабатывают, меняя маршруты и грузовики. Страховщики сейчас даже формируют реестр водителей, у которых в «портфолио» целый букет таких жульнических выгрузок. Но этот реестр пока — попытка объять необъятное.

Бойтесь дешёвых экспедиторов

В Арбитражном суде доказать вину компании сложно, даже если имеется договор с конкретным перевозчиком.

Вот что об этом пишут на одном из форумов: «Приходит человек в транспортную компанию, говорит «у меня фура, хочу работать» и демпингует от рыночной цены. На самом деле кроме кривого паспорта и левого телефона у него ничего. Но ТК рада «бабла срубить», заключает договор (а может и не заключать) и начинает сбрасывать ему заявки. Дальше он по объявлениям находит фуру с водителем, представляется экспедитором некой компании и предлагает взаимовыгодное сотрудничество. И ждёт удобного момента. Можно даже несколько нормальных рейсов себе в минус сделать, чтобы в доверие войти. А когда «выстреливает» удобная загрузка, товар обычно скидывают прямо с колес: заехали на любую базу и продали за полцены. А покупателям что? Документы на груз, сертификаты, доверенность есть. С водителем рассчитался как за обычный рейс, паспорт с телефоном выкинул...» И всё — ищи ветра в поле.

Почему компании «мараются», связываясь с непроверенными водителями? Обычно не от хорошей жизни: рентабельность рынка автомобильных грузоперевозок в среднем составляет около 4 %, а уровень износа основных фондов, по данным Росстата, ещё пару лет назад перевалил за 50 %.

Но есть вариант жульничества ещё проще — с реально «своей личной машиной» (комментарий с того же форума водителей): «Изготавливаются поддельные свидетельства о регистрации на машину и на прицеп. При современном развитии техники - дел на пять минут любому старшекласснику. Вешаются поддельные номера. Либо потеряшки, либо выдавить на табличке буквы и цифры и покрасить в черно-белый цвет - проще простого. Кто там будет сверять голограммы и оттиск госзнака? При таких ценах украденного своя машина окупится всего за пару ходок».

Впрочем, народная мудрость не врет: сколько веревочке не виться, а конец криминальной схеме положат правоохранители. Об этом должны помнить мошенники. Но владельцам грузов расслабляться не стоит.

Даёшь GPS каждой фуре!

Масштаб хищений грузов конкретно во Владимирской области доподлинно неизвестен. В пресс-службе УМВД региона говорят о единицах заявлений по таким фактам, но предполагают, что на деле их больше. Предприниматели, с которыми пообщались «ВВ», в приватных разговорах это подтверждают. Как объяснил один из них: «Если я заранее понимаю, что никого не найдут и ущерб не возместят, чего позориться? Сам влип, связавшись с дешёвой перевозкой». Частоту потери своих грузов бизнесмены, с которыми мы говорили, называть отказываются. Тем не менее трое из пяти опрошенных нами руководителей признали, что «попадали» на перевозчиков-мошенников, а один умудрился даже часть ущерба не покрыть, потому что до того сэкономил на страховке. Два других сказали, что «имели сложные переговоры» со своими страховыми компаниями. Средний ущерб упомянутой троицы — 1,5-2 миллиона...

Но варианты есть. Во-первых, создавать свою транспортную фирму (как сделала группа компаний, в которую входит Владимирский хлебокомбинат).  Во-вторых, очень внимательно подходить к выбору партнёров-перевозчиков.

Юрий Головатчик, директор по корпоративным вопросам и связям с госорганами Mondelēz International в Восточной Европе (компании принадлежат два кондитерских завода — в Петушинском и Собинском районах Владимирской области), говорит, что риски незаконной потери груза «по дороге» в РФ действительно высоки, а минимизировать их можно только тщательностью выбора партнёров, разработкой и предъявлением дополнительных требований к безопасности грузов законтрактованными транспортными компаниями, а также постоянным взаимодействием с правоохранительными органами по всем случаям потери грузов и, конечно, страхованием.

- При перевозках готовой продукции у нас всем водителям выдают инструкции по обеспечению сохранности груза, которые, в том числе описывают необходимые действия в случае возможной «переадресации», - говорит эксперт. - Сама же «переадресация» возможна только в письменном виде. По телефону - исключена. Более того, в некоторых транспортных компаниях в GPS-датчиках заложено, что если водитель отклоняется от маршрута, происходит блокировка двигателя плюс специалисты компаний отслеживают движение водителей и выдают четкие инструкции на маршрут.

По словам Головатчика, в периоды длинных праздников риски потери грузов выше обычного. Особенно «страшен» Новый год. Кстати, упомянутые три фуры с конфетами со склада в 2013 году во Владимирской области «увели» как раз накануне новогодних каникул.

- В это время мы стараемся минимизировать передвижение грузовых автомобилей, - говорит Юрий Головатчик. - А для срочных грузов, которые все же отправляются в этот период, просим перевозчика заполнить информацию о пути следования, включая адреса безопасных зон парковки, контактные данные водителя и оператора, доступного во время каникул. Всё должно быть под контролем.

Кожевников тем временем предлагает страховщикам внедрять детальную схему комплекса проверок со стороны заказчиков перевозки, куда входит проверка паспорта и водительского удостоверения нанятого водителя (через ГИБДД), «аудит» всех документов на машину и проверка по всем инцидентам.

Ранее мы сообщали: Владелец фуры, влетевшей на отбойник, требует с дорожников компенсацию

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
В Камешкове подвели итоги первого этапа проекта по повышению производительности труда 25 июня в 19:30
Первый заместитель губернатора Владимирской области Александр Ремига провел на «НПО «Вояж» (Камешковский район) совещание по реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».
Администрация Владимирской области помогает микрозаймами малому бизнесу 23 июня в 17:31
В здании отделения «Твой бизнес», что в областной администрации, прошла своего рода презентация подписания договора микрозайма. Фонд развития предпринимательства подписал очередной микрокредитный договор для оказания пом…
Названы лидеры роста в химической промышленности Владимирской области 21 июня в 16:28
В отличие от большинства отраслей экономики, пострадавших от спада спроса и пандемии, химическая промышленность Владимирской области даже в этом году демонстрирует уверенный рост.