Растёт, по данным Национального союза страховщиков ответственности, только пассажиропоток железной дороги и воздушного транспорта. «ВВ» с помощью экспертов решили разобраться в нюансах этого рынка.
Либо проверяем полис, либо - только в трамвай
Большинство из нас в курсе, что ответственность перевозчиков за причинение вреда жизни или здоровью пассажира составляет до 2 млн рублей на человека. Но это если договор об услуге (он же билет) существует в природе, а у компании имеется договор со страховой компанией. Маршрутки, такси, левые междугородные перевозчики часто обходятся без этой опции. В итоге в случае аварий, как констатирует Светлана Гусар, вице-президент Всероссийского союза страховщиков, потерпевшие оказываются один на один с перевозчиками. Тех тоже понять можно: если это маленькая фирма с арендованными автобусами (или автомобилями) — выплаты за ущерб пассажирам ей просто не по карману. С другой стороны — погибшие или раненые пассажиры, которым, кроме страховки, рассчитывать не на что. Поэтому ВСС активно сотрудничает с Ространснадзором, который штрафует нерадивых перевозчиков, экономящих на страховке. Однако пока страховые сборы с перевозчиков упали на 20%.
Что могут сами граждане? Светлана Гусар говорит: если ваша поездка планируется на длинное или относительно длинное расстояние, по госномеру можно проверить, есть ли у этого перевозчика договор страхования на данном ресурсе. Или — по возможности - пользоваться самыми неаварийными видами транспорта. Кстати, самые безопасные у нас в стране - это троллейбусы и трамваи (как констатирует Гусар, потому что они тяжёлые, медленные, а последние вообще ездят по выделенным полосам). Худшие показатели по аварийности именно в сегменте автобусных междугородных перевозок.
- В городе у автобуса априори меньше шансов попасть в серьёзное ДТП с большим количеством пострадавших, он вынужден соблюдать скромный скоростной режим. В отличие от трассы, где скорость выше и шансов улететь в кювет гораздо больше, - говорит эксперт.
По данным Национального союза страховщиков ответственности, в авариях с междугородными автобусами среднее число потерпевших - 2,5 человека на одно ДТП. Тогда как в городе этот показатель не превышает 1,20. На каждого погибшего в аварии с автобусами приходится ещё 26 раненых.
Ещё одна характерная цифра: 86% всех выплат страховщиков в пассажирском сегменте приходится именно на автотранспорт. 33% - на автобусные международные и междугородные перевозки. 31% выплат - по авариям автобусов в черте города, 16% - в пригородных перевозках, 6% - с маршрутками, 4% - с троллейбусами, по 3% - с воздушным транспортом и поездами.
Кому пора делить тариф
Самый опасный транспорт в стране сейчас — авиа, особенно вертолёты: там почти 13 потерпевших на каждый миллион пассажиров. При этом на одного погибшего в воздушной аварии приходится один раненый. Но хорошая новость в том, что это далеко не самый массовый сегмент перевозок: у железной дороги пассажиропоток выше в 10 с лишним раз, чем у воздушного транспорта, а у автобусов — в 110 раз.
По данным Валерия Карпова, начальника управления компенсационных выплат Национального союза страховщиков ответственности, самые серьёзные выплаты по страховке достаются пассажирам воздушного транспорта — в среднем 639 с лишним тысяч рублей на человека. Но! Речь идёт об объединенной сумме для пассажиров самолётов и вертолётов, хотя «падают» они совсем не одинаково: вертолёты — гораздо чаще, констатируют специалисты. Так что если адекватно разделить объём выплат, то на самолёты приходится всего по 176 тыс 264 рубля на пассажира, а на вертолёты (с 83% аварий по этому сегменту) - почти полтора миллиона.
Страховые компании активно ратуют за разделение тарифа для авиаперевозчиков, что логично — ведь сейчас по факту страховка самолётов частично покрывает риски вертолётов. Если идея пройдёт, то вместо общего страхового тарифа (минимум 15,53 и максимум 29,73 на пассажира — но без дополнительных рисков) авиаперевозчики с парками самолётов будут платить 3,05 рубля и 19,04 на пассажира, а вот вертолётоперевозчики — 61,58 и 203,81 рубля. Если с дополнительными рисками, то ещё больше. Светлана Гусар уверена, что такое разделение необходимо.
Второй по объёмам выплат потерпевшим вид перевозок: международный и междугородный автотранспорт — 409 814 рублей на пассажира. Аварии с пригородными перевозками автобусами и поездами обходятся страховщикам примерно в 260 тысяч на человека. С маршрутками — в 211,3 тысячи рублей. С троллейбусами — в 193,5 тысячи. С автобусами в черте города — в 178 тысяч.
Такси — удобно, но проблемно
Эксперты страхового рынка одним из самых проблемных сегментов рынка пассажироперевозок называют такси. По факту это единственный сектор пассажирского транспорта, который не попадает под действие закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). В результате пострадавшие пассажиры такси защищены только законом об ОСАГО, согласно которому максимальная компенсация за гибель человека составляет 500 тысяч рублей. Есть, конечно, ещё один особый случай: метрополитен, он тоже не обязан заключать договоры страхования пассажиров, но для него в законе отдельно прописано: в случае ДТП ущерб пассажирам оплачивается как если бы договор был — самим метрополитеном. С такси — всё не так.
Светлана Гусар говорит, что соответствующие законопроекты в природе существуют, но сомневается в их скором принятии. Тем временем аварийность с автомобилями такси в этом году выросла на 60% (!). То есть, констатирует эксперт, вероятность травмирования при поездке в такси очень высока. А значит, необходимо либо поднять тарифы ОСАГО (чтобы максимальная компенсация дотягивала до 2 млн), либо внести поправки в законодательство, которые подведут под действие закона об ОСГОП и компании такси.
Пока получается любопытная картина: в автобусе человек платит гораздо меньше за услугу, чем в такси, но гарантий возмещения вреда у него там больше.
Агрегаторы — при всем своём удобстве для пассажиров (быстрая поставка машины, заранее заявленная цена, возможность отследить путь автомобиля, когда отправляешь на нём кого-то из родных) — часть системы, которая мало за что отвечает, зарабатывая конкретно на передаче заказов. Кстати, по комментариям владимирских таксистов, работающих с агрегаторами, они в сутки платят 1,5 тысячи за аренду машины и ещё 700 рублей — за то самое посредничество в передаче заказов. Дорого, учитывая среднюю цену поездки по Владимиру 150-200 рублей. Пока наберёшь эти необходимые 2200 — полдня проездишь. Вот откуда переработки водителей. Впрочем, крупнейшие агрегаторы всё же ограничивают время их работы. Но! - примерно после 15 часов работы водителя (по словам самих таксистов). Эксперты уверены, что в регулировании рынка таксоперевозок не заинтересованы именно агрегаторы. Но некоторые из них всё-таки начали оформлять страховку на пассажиров, явно понимая накал проблемы: чем больше аварий, тем больше шума в поиске ответственных. По сути, можно придраться к тому, что пассажира вводят в заблуждение: он же звонит по номеру агрегатора и авто приезжает брендированное, а значит, человек уверен, что услугу предоставляет именно эта компания, а не левый водитель без лицензии на арендованном авто. И люди уже придираются, а суды начинают вставать на их сторону. По словам Светланы Гусар, счёт выигранных дел идёт на десятки. Однако гарантий, что вы попадёте на «застрахованного агрегатора», пока нет никаких.
Эксперт говорит, что оставлять водителей один на один с «электронной платформой» нельзя: если они начинают возмущаться неудобными условиями, их ущемляют. Этим, дескать, и объясняется малочисленность забастовок: например, во Владимире не так давно бастовали 12 таксистов, что явно капля в море в сравнении с несколькими сотнями ежедневно выезжающих на дороги областного центра машин. Светлана Гусар говорит, что экспансия агрегаторов будет продолжаться, выживая с рынка традиционные фирмы такси. Прогресс не остановить, но перекосы устранять необходимо. «Сразу все проблемы не решить, но нужно хотя бы обеспечить гарантии возмещения вреда пассажирам». «ВВ» поинтересовались, какая выгода страховым компаниям лоббировать ОСГОП в такси? Ведь если аварийность растёт, значит, будут расти и выплаты? А так и до убытков недалеко. «Если статистика по выплатам идёт в рост, увеличивается и тариф».
Читайте также: Общественная палата устроила проверку нацпроекта по дорогам