Раньше, если перевозчик не смог оказать пассажиру оплаченную услугу, например, довезти его до нужной остановки из-за аварии, то его представители на маршруте - водитель и кондуктор - были обязаны либо вернуть деньги за билеты, либо пересадить своих пассажиров на другой рейс без необходимости снова платить за проезд. Теперь ничего этого делать они не обязаны.
Не довезли и не компенсировали
Теоретически закон и сейчас на стороне потребителей, но на практике у пассажиров нет никакой возможности свои права отстоять.
Рассмотрим сложившуюся ситуацию на реальном примере - моем. Не успела я в пятницу, 10 января, зайти в троллейбус на Театральной площади (маршрут № 7, борт 262) и приобрести билет, как кондукторша неожиданно в районе улицы Спасской объявляет, что троллейбус резко меняет маршрут, якобы только что водитель получил SMS о том, что где-то произошла авария, и машина пойдет не в сторону ВЭМЗа, а по троллейбусному маршруту № 2. Вернуть деньги либо пересадить пассажиров на другой транспорт кондуктор отказалась, сославшись на приказ руководства ООО «Владимирпассажиртранс»: якобы теперь возврат денег за неоказанную услугу осуществляется только в депо предприятия!
Схема лохотрона мне нарисовалась сразу. Пассажира ставят перед выбором: потерять стоимость только одной поездки, или потерять еще кучу времени и потратиться на две дополнительные поездки (до депо и обратно) с неясным результатом. У кого есть время на такие подвиги? Только у пенсионеров. Но у них льготный проездной с неограниченным количеством поездок. Так что пенсионеры с льготными картами ничего не теряют, поэтому и «развлекаться» так не будут. А у работающих просто нет времени на «хождение по мукам» из-за скромной суммы. И получается, что их можно грабить не стесняясь?
Но я все же решила проверить: вдруг я о людях думаю хуже, чем они того заслуживают. Однако все оказалось еще печальнее.
Объясняйся, пассажир!
Звоню в депо.
- Вы должны прийти не к нам, а к директору. Написать обстоятельную объяснительную, расписать подробно, что произошло. И директор будет решать, возвращать ли вам деньги, - объяснила диспетчер.
То есть пассажир еще должен оправдываться и писать объяснительные. О как!
До директора ООО «Владимирпассажиртранс» дозвониться так и не удалось. В приемной никто не брал трубку.
А так как диспетчер намекнула, что новые правила возврата денег за неоказанную услугу появились в связи с переходом на оплату проезда безналом, я решила получить комментарий у руководителя ООО «Владикард» Владимира Каппа. После разговора с ним утвердилась в мысли, что схема лохотрона для пассажиров тщательно продумана.
- Любой случай должен рассматриваться индивидуально. Если пассажир считает, что его незаконно лишили оплаченного права на проезд, то ему необходимо писать заявление на возврат денежных средств. Если маршрут меняется, то об этом кондуктор объявляет пассажирам до посадки, а если машина ломается на маршруте, то кондуктор пересаживает пассажиров. А если кто-то из пассажиров не дождался пересадки, то это не вина перевозчика. Поэтому была услуга оказана надлежащим образом или нет, может прокомментировать только директор предприятия по заявлению конкретного пассажира, - ответил Капп.
Оценили «красоту игры»? Если нет, перевожу: пассажир (потребитель) - существо настолько глупое, что не может знать, получил он за свои деньги услугу надлежащего качества или нет, а решать за него будет тот, кто деньги с него взял и возвращать не хочет.
Кстати, с т.з. бухгалтерской отчетности за возврат денег пассажирам предприятие нормально отчитается забранными обратно билетами. Технически возврат на месте тоже не сложно сделать - у кондуктора наличка была. Но одновременно со мной другая пассажирка заплатила за билет монетами. И ей тоже ничего не вернули! Средства объективного контроля также у предприятия имеются: в системе слежения за потоком видно, когда машина остановилась или изменила маршрут. Так что если перевозчик уважает своих пассажиров, то у него достаточно возможностей для выстраивания с ними честного взаимодействия. А если он их держит за тех, которых нужно обманывать, то мы получаем то, что получаем.
Меньше года назад руководители «Владимирпассажиртранса» и чиновники мэрии заявляли о новых подходах клиентоориентированности городского перевозчика. Фото Натальи Лариной
Доказывать - толпой
Что такое «объяснительная»? Помимо того что сам по себе этот документ уже унизителен для пассажира (он еще и оправдываться должен!?), то это - слова. На одно ваше слово будет два со стороны предприятия-перевозчика: от водителя и кондуктора. Которые, например, напишут в своих объяснительных, что с утра и до упора объявляли о смене маршрута или что приложили все усилия, чтобы пересадить пассажиров на другой рейс. Мало их объяснительных? Попросят племянницу, «внучку или жучку» написать от имени «пассажира» того же рейса какую-нибудь благодарность в свой адрес. А вот настоящему пассажиру собрать свидетелей будет проблематично. Так что шанс доказать правоту и отстоять свои права у пассажиров есть только в том случае, если они всей высаженной толпой тут же отправятся писать заявления на возврат денег. Реально такое? При этом пассажиры все равно останутся внакладе, потратив дополнительные деньги на незапланированные поездки, а троллейбусники - в профите.
- Интересная ситуация, мы с таким пока еще не сталкивались. Закон однозначно на стороне пассажиров в этом случае: им должна быть возмещена стоимость неоказанной услуги. А если для этого требуют куда-то ехать, то и дополнительные расходы на проезд. Но проблема в том, что закон четко не регулирует, в какой форме должны быть возвращены деньги потребителю. А тут ведь исполнитель услуги как бы и не отказывается в принципе их возвращать, - озадачился председатель регионального общества защиты прав потребителей Роман Бобрецов.
Что же делать? Лично я решила сделать из доставшегося мне лимона лимонад и вместо объяснительной написать эту статью. Заодно зареклась пользоваться троллейбусами. Не хочу приносить доход тем, кто клиентов не уважает. Хотя не факт, что этот лохотрон не подхватят другие перевозчики...
Но есть еще один момент во всем этом. Если раньше в случае выпуска на линию неисправного троллейбуса или автобуса и его поломки перевозчик наказывался еще и потерей выручки с рейса, то теперь аварии для него уже не столь убыточны. Деньги пассажирам возвращать не нужно, пересаживать их на другой рейс не обязательно: пусть платят вдвойне. А за удвоение пенсионерских поездок с городского бюджета можно и увеличение субсидии требовать. Да и расходы на ремонт и обслуживание транспортных средств ужать можно. Одним из стимулов к содержанию подвижного состава в исправном состоянии стало меньше. Плохо ли?
Вообще-то, плохо. И не только пассажирам, но и всем участникам дорожного движения: неисправные и вставшие «рогатики» создают проблемы всему транспортному потоку.
Есть ли выход из ситуации? Наверное, есть. Администрация города, заключая договоры на обслуживание пассажирских маршрутов, вполне в состоянии отрегулировать эту проблему таким образом, чтобы обманывать пассажиров, оказывать им некачественную услугу и выпускать на линию неисправные машины перевозчику стало крайне невыгодно.
Читайте также: Жители Владимира возмущены отсутствием разметки на дорогах