Бывают люди, которым что ни дай, всего будет мало. А бывают другие — у которых, несмотря на трудности, настолько велика любовь к жизни, что они могут делиться ею с окружающими. Владимир Васкевич именно из последних.
Видели бы вы, как заразительно смеется этот незрячий молодой человек! А слышали бы, как интересно рассказывает. Во Владимир Васкевич приезжал с просветительской миссией - выступить перед учителями и воспитателями на педагогическом форуме. Обаял всех — к концу первого дня участники форума только о нем и говорили.
Владимир Васкевич родился в Екатеринбурге. В физическом смысле он слеп с детства. Потерял зрение от рака сетчатки. Вместо глаз – протезы.
- Владимир, почему именно педагогический форум?
- Я сам успел послужить в школе. Сейчас работаю с педагогами детских садов, школ, колледжей: используя собственный опыт, провожу для них семинары и тренинги по пониманию инвалидности, по работе с разными группами людей с инвалидностью. Инклюзивное образование сейчас идет семимильными шагами. Поэтому надо подготавливать специалистов. Ведь когда к учителям приходят учиться особенные дети, они просто не знают, что с ними делать. Вот я в рамках форума «Педагоги России» и провожу занятия в секции «Инклюзивное образование» по всей стране. Уже 40 регионов объехал. Непосредственно путешествие в темноте - это тренинг с завязанными глазами, во время которого можно прикоснуться к другому необычному миру, наполненному звуками, запахами, тактильными ощущениями и совершенно новыми незабываемыми впечатлениями. Кроме того, я люблю путешествовать. Уже 26 стран в активе. Проехал все страны СНГ, побывал в странах Европы – Чехии, Нидерландах, Германии, Греции, Италии, Франции. Был на Карибах и Занзибаре. Но этого мало, учитывая, что в мире больше 200 стран.
- Вы и за границей выступаете?
- По возможности. К примеру, в Италии, где активно развивается инклюзивное образование, выступал в одиннадцати городах, сотрудничал с институтом слепых с Милане, чтобы привезти полезный опыт. Конечно, мне немного страшно путешествовать одному. Не потому, что я не вижу. Просто мы все живем в мире страхов - но надо учить себя преодолевать их. К тому же всегда, в любой стране мира, находятся люди, готовые прийти на помощь незрячему. Кстати, по моему опыту, больше всего таких в России!
- В чем особенность вашего подхода к обучению детей с инвалидностью?
- Инвалидов с детства принято оберегать, помогать им во всех случаях жизни. Но я как раз против гиперопеки. Потому что многие из-за этого превращаются потом в иждивенцев. Менее 20 % устраиваются на работу. Невеселая статистика есть по употребляющим алкоголь… На мой взгляд, нужно поддерживать в таких ребятах мечту, а не уверенность в их непохожести на других. Сам я с детства мечтал о многом. Некоторые мечты мне помогали осуществить родители. К примеру, научиться играть в футбол. Папа наматывал на футбольный мяч шуршащий пакет, а я бегал отбивать его на звук. Когда мне исполнилось 17 лет, родители купили мне квартиру в другом городе и отправили в самостоятельное путешествие. Это было смело! Но оправданно. Так я сейчас считаю. Другой важнейший элемент в воспитании особенного ребенка – это дать ему понимание того, что он важен и нужен. В таких детях, начиная с детского сада, надо буквально выращивать желание помогать людям. Чтобы они сами были полезны, интересны, чтобы с ними хотели общаться. Потому что если инвалид сам ничего не дает обществу, то от него быстро отворачиваются. Все хотят в ответ на заботу получать заботу, на радость — радость...
- Как давно вы занимаетесь проектами и разработкой приложений?
- Мне повезло. В 13 лет я встретил человека, который предложил мне заниматься общественной деятельностью. Это меня вдохновило, и мы вместе выиграли президентский грант. С тех пор веду всероссийские и международные проекты, связанные с обучением и образованием детей-инвалидов. Основное высшее образование – IT-технологии. Адаптирую приложения для людей с ограниченными возможностями – это мое любимое направление. Например, сделал приложение для смартфона вместе с Яндексом, Бла-бла-каром, чтобы незрячие могли проехать от Калининграда до Владивостока. Специальное приложение БМГ (будь моими глазами) использовал для работы на площадке ООН в Женеве.
- Планы на будущее?
- Мечтаю отправиться в кругосветное путешествие. А еще есть идеи по проектам, по приобретению недвижимости. Ведь самое ценное – это моя семья, для которой хочется сделать как можно больше. У меня родители, красавица-жена. Я живу ради них. Они поддерживают меня — и вдохновляют. Всегда.
КСТАТИ
Социализация детей с особенностями, за которую ратует Владимир Васкевич, актуальна как никогда. В России живет около 12 млн людей с ограниченными возможностями — порядка 8 % населения страны. Из них 679,9 тысяч — дети-инвалиды, согласно данным Федерального реестра инвалидов.
Для сравнения: в мире различные формы инвалидности диагностированы более чем у миллиарда людей, это 15 % населения планеты.
По данным Владимирстата, во Владимирской области живет чуть больше 126 тысяч людей с ограниченными возможностями, состоящих на учете в Пенсионном фонде, в том числе 4987 детей.
Читайте также: Педагог Наталья УЛЬЯНОВА: «Я учила слепых детей выдерживать конкуренцию»