- Этот Ваш годовой доклад о своей деятельности стал уже шестым с момента появления института омбудсмена во Владимирской области и с начала Вашей работы в этой должности. Что, прежде всего, отличало ситуацию в 2019 году? Каковы были основные приоритеты?
- В 2019 году количество обращений к уполномоченному по правам человека увеличилось, хоть и незначительно, - на 5,7 процента. Всего ко мне поступило 4038 обращений, из них 534 письменных, 3504 устных. Как и в прошлом году, мы делаем акцент на проведении устных приемов и разъяснений. Считаем, что подсказать человеку, куда обратиться за соблюдением его прав, — это самое главное.
К сожалению, люди часто не знают, куда им идти для решения своей проблемы. Иногда это приводит к очень серьезным, патовым ситуациям, когда помочь уже очень сложно. С целью разъяснения этого мы и проводим приемы граждан во Владимире, других городах и районах области, в социальных и исправительных учреждениях, встречаемся с родителями, учащимися и студентами, пенсионерами и ветеранами и так далее.
Самое главное для нас - охватить максимальное число людей, которым нужна подсказка на самом начальном этапе восстановления прав. В случае если и после этого проблема не решается, я включаюсь в процесс своим ресурсом уполномоченного.
- Можно привести примеры того, как это работает?
- Возьмем, например, обращение, поступившее в 2019 году: обратилась жительница области с тем, что не может получить лекарство, которое она получает бесплатно. Было нарушено право на охрану здоровья и под угрозой оказалась жизнь заявителя. Посоветовали обратиться к главному врачу письменно. Результат неутешительный, срок проходит, а лекарства так и нет. Пришлось вмешиваться мне, как уполномоченному. В результате плотного взаимодействия с департаментом здравоохранения и лечебным учреждением право заявительницы было восстановлено: лекарство она получила.
Подобные случаи не редки. Часто обращаются по вопросам полномочий органов местного самоуправления (решения жилищных вопросов), получения социальных пособий, пенсий и т. д. По отзывам наших посетителей, именно наша правильная подсказка в самом начале часто помогает людям защитить и восстановить свои права максимально быстро и без проволочек.
К сожалению, наши сограждане не знают порой самых элементарных вещей. Например, что лучше всего обращаться в любой орган власти письменно. Только тогда можно рассчитывать на полный и обстоятельный ответ. К сожалению, наши граждане любят «просто спросить», а результат может быть плачевным.
Приведу в пример еще один недавний случай, который подтверждает, как важно четко и обстоятельно с самого начала действовать правильно. Многодетная семья, которая стояла в очереди на получение жилищной субсидии, решила купить квартиру, чтобы не проживать в съемной. В семье - мама и трое детей. Мама «просто спросила» в жилищном отделе, какой площади нужно купить квартиру, чтобы сохранилось требование нуждаемости в улучшении жилищных условий и семью не сняли бы с этой очереди. Ей сказали – чисто формально, без изучения ситуации в семье - не более 48 кв. метров, если 12 кв. метров умножить на 4 (число членов семьи). Женщина совершила сделку купли-продажи. Но когда в очередной раз стала подавать документы на субсидию, узнала, что с очереди семью снимают. Почему? Оказывается, что двум ее детям в порядке наследования принадлежат по 10 кв. метров в жилье, которое осталось от бабушки и дедушки. Эти 20 кв. метров и прибавились к метражу новой квартиры площадью 44 кв. м. И семья перестала считаться нуждающейся в жилищной субсидии! Это произошло потому, что спросили на ходу, получили общий ответ, не учитывающий особенности данной семьи. В результате семья лишилась права на государственную поддержку. В таком случае я как уполномоченный уже ничего не могу сделать. Закон есть закон.
Поэтому нужно уметь правильно обратиться за защитой прав. И главное - начать с письменного обращения, на которое должен поступить письменный и полный ответ.
- С чем чаще обращались к Вам люди в 2019 году?
- По-прежнему достаточно много обращений от лиц, которые находятся в местах лишения свободы или от их родственников и законных представителей. Это и вопросы, которые касаются уголовного судопроизводства. В таких случаях я как уполномоченный даю разъяснения или провожу проверки.
Если говорить о местах лишения свободы, то мы проверяем каждую жалобу совместно с прокуратурой и Управлением ФСИН. Выезжаем в исправительные учреждения. Таких выездов только в минувшем году у меня было 19 - плановых и неплановых, по жалобам.
В сравнении с 2018 годом, заметно увеличилось количество жалоб по социальным правам. Это и охрана здоровья, и право на жилище, социальные пособия и так далее. Существенно возросло и количество обращений по экономическим правам — право собственности, землевладение, вступление в права наследства, реализация права частной собственности и так далее.
Обращений по нарушениям личных прав стало несколько меньше. Что же касается политических прав, то 2019 год был не активным в политическом плане, больших выборов не было, поэтому количество обращений на эту тему упало практически в три раза. По тематике культурных прав (в основном, это право на образование) - тоже обращений стало меньше.
Всего за год мною установлены нарушения и восстановлены права в 12,3 процента случаев, то есть по 494 обращениям.
- Это много или мало — 12,3 процента?
- Считаю, это существенный результат. Ведь уполномоченный - это дополнительный орган защиты прав человека. Мы помогаем в досудебном порядке восстановить и защитить права. При этом у нас есть прокуратура, другие надзорные органы, суды, которые непосредственно занимаются защитой прав. Уполномоченному же чаще всего приходится помогать в тех случаях, когда человек не смог правильно определить способ защиты своих прав.
- Наверное, иногда на восстановление прав человека уходит не один год?
- Да. Например, в 2018 году из Камешковского района поступило обращение, что людям обещали отремонтировать протекающую крышу, но не отремонтировали. Мы написали обращение в Жилищную инспекцию, которая и обязала провести ремонт крыши над квартирой заявителя. После этого перед нами отчитались, что выполнили. Однако мы начали интересоваться реальным результатом. Я всегда настаиваю на том, чтобы мне присылали отчеты о решении проблем. И с крышей вышло так, что о ремонте отчитались, а не сделали. Пришлось повторно инициировать проверку, которая показала, что работы действительно не выполнены в полном объеме. И только в 2019 году нам удалось добиться качественного, полного ремонта кровли.
Всего более 100 обращений с 2019 года у меня «перешли» в 2020 год и остаются в работе.
- Какие еще были в 2019 году конкретные решения, когда Вам удалось помочь людям?
- В начале 2019 стали поступать обращения от жителей Владимира по поводу упрощенного порядка оформления права собственности на садовые домики в СНТ. Людей в Управлении Росреестра обязывали согласовывать реконструкцию своих домиков в органах местного самоуправления, хотя закон такого не требовал. Мне пришлось направить запрос и сообщить позицию уполномоченного в Министерство регионального развития и Росреестр, которые согласились с нашими доводами. В Управление Росреестра по Владимирской области из министерства были направлены разъяснения, и практика изменилась: сейчас люди могут воспользоваться своим правом без лишнего обращения в муниципалитеты.
Другой пример: мы помогли девушке, которая из-за конфликта с руководством колледжа сгоряча написала заявление об отчислении, потом передумала, и решила восстановиться. При нашей поддержке она смогла это сделать, чтобы без потери учебного года получить диплом.
Удалось нам помочь и нашему соотечественнику вернуться на родину, во Владимирскую область, из Азербайджана. Спасибо за это уполномоченному по правам человека в Республике Азербайджан, она не оставила нашего земляка в беде, а мы сделали все необходимое с нашей стороны.
Были и непростые вопросы гражданства, имущественных прав, обеспечение лекарствами… И много других случаев, когда наша попощь принесла результат.
- Получается, что Вы и на федеральный уровень можете выходить при решении проблем людей в нашем регионе?
- Да. Прежде всего, я взаимодействую со всем органами и организациями на территории области. Но закон никоим образом не ограничивает меня в масштабе моих действий по восстановлению прав. Мои обращения в федеральные органы власти – не редкость.
- Вы уже упомянули проблемы и решения по лекарственному обеспечению в 2019 году. Актуальная оказалась тема?
- В 2019 году обращений ко мне по обеспечению льготными лекарственным средствами было больше обычного. Причем, это коснулось даже тех больных, которые уже стояли на учете и получали дорогостоящие медикаменты (ранее обращения были, но от вновь выявленных больных). Каждое такое обращение мы рассматриваем «в ручном режиме»: в постоянном контакте с больницами и департаментом здравоохранения. Как итог - права всех обратившихся были восстановлены. Но в своем докладе я, как уполномоченный по правам человека, не могу не обратить внимание на факт перебоев в поставках медикаментов. Жизнь - самое дорогое, что у нас жизнь, и права на жизнь и охрану здоровья не должны нарушаться.
Важных тем в докладе еще немало: это и защита права на жилище, и трудовые проблемы, и пенсионные права, вопросы землепользования, защита прав многодетных, инвалидов, вопросы транспортной доступности, экологические права, вопросы гражданства и многие другие.
Отмечу также, что в моем докладе по итогам каждого тематического блока сформулированы рекомендации органам власти.
- Напомните, как к Вам обращаться, в случае чего?
- Адрес аппарата уполномоченного по правам человека: г. Владимир, улица Луначарского, д. 3, кабинет 206, тел. 8 (4922) 53-11-31. Обратиться можно любым удобным способом, даже просто прийти и лично поговорить. В аппарате работают юристы, которые проведут первичную консультацию. Каждый рабочий понедельник я провожу личный прием граждан по записи, а юристы - без записи. Поэтому понедельник у нас - словно еженедельный «день открытых дверей». В районах области работают мои общественные помощники. Дни их приемов и многие другие сведения указаны на сайте уполномоченного.
С полным текстом доклада о деятельности уполномоченного по правам человека в 2019 году вы можете ознакомиться на сайте.
Ранее мы сообщали: Алла Матюшкина стала на шаг ближе к должности бизнес-омбудсмена