2 марта 2020 в 14:46

Омбудсмен Людмила Романова: «Важно указать человеку верный путь для защиты прав»

Фото: Наталья Ларина
В работе уполномоченного по правам человека во Владимирской области Людмилы Романовой достигнут очередной ответственный рубеж - представление доклада о деятельности уполномоченного в прошедшем году. В эксклюзивном интервью «ВВ» Людмила Романова рассказала об основных особенностях и приоритетах 2019 года в защите наших прав и свобод.

- Этот Ваш годовой доклад о своей деятельности стал уже шестым с момента появления института омбудсмена во Владимирской области и с начала Вашей работы в этой должности. Что, прежде всего, отличало ситуацию в 2019 году? Каковы были основные приоритеты?

- В 2019 году количество обращений к уполномоченному по правам человека увеличилось, хоть и незначительно, - на 5,7 процента. Всего ко мне поступило 4038 обращений, из них 534 письменных, 3504 устных. Как и в прошлом году, мы делаем акцент на проведении устных приемов и разъяснений. Считаем, что подсказать человеку, куда обратиться за соблюдением его прав, — это самое главное.

К сожалению, люди часто не знают, куда им идти для решения своей проблемы. Иногда это приводит к очень серьезным, патовым ситуациям, когда помочь уже очень сложно. С целью разъяснения этого мы и проводим приемы граждан во Владимире, других городах и районах области, в социальных и исправительных учреждениях, встречаемся с родителями, учащимися и студентами, пенсионерами и ветеранами и так далее.

Самое главное для нас - охватить максимальное число людей, которым нужна подсказка на самом начальном этапе восстановления прав. В случае если и после этого проблема не решается, я включаюсь в процесс своим ресурсом уполномоченного.

- Можно привести примеры того, как это работает?

- Возьмем, например, обращение, поступившее в 2019 году: обратилась жительница области с тем, что не может получить лекарство, которое она получает бесплатно. Было нарушено право на охрану здоровья и под угрозой оказалась жизнь заявителя. Посоветовали обратиться к главному врачу письменно. Результат неутешительный, срок проходит, а лекарства так и нет. Пришлось вмешиваться мне, как уполномоченному. В результате плотного взаимодействия с департаментом здравоохранения и лечебным учреждением право заявительницы было восстановлено: лекарство она получила.

Подобные случаи не редки. Часто обращаются по вопросам полномочий органов местного самоуправления (решения жилищных вопросов), получения социальных пособий, пенсий и т. д. По отзывам наших посетителей, именно наша правильная подсказка в самом начале часто помогает людям защитить и восстановить свои права максимально быстро и без проволочек.

К сожалению, наши сограждане не знают порой самых элементарных вещей. Например, что лучше всего обращаться в любой орган власти письменно. Только тогда можно рассчитывать на полный и обстоятельный ответ. К сожалению, наши граждане любят «просто спросить», а результат может быть плачевным.

Приведу в пример еще один недавний случай, который подтверждает, как важно четко и обстоятельно с самого начала действовать правильно. Многодетная семья, которая стояла в очереди на получение жилищной субсидии, решила купить квартиру, чтобы не проживать в съемной. В семье - мама и трое детей. Мама «просто спросила» в жилищном отделе, какой площади нужно купить квартиру, чтобы сохранилось требование нуждаемости в улучшении жилищных условий и семью не сняли бы с этой очереди. Ей сказали – чисто формально, без изучения ситуации в семье - не более 48 кв. метров, если 12 кв. метров умножить на 4 (число членов семьи). Женщина совершила сделку купли-продажи. Но когда в очередной раз стала подавать документы на субсидию, узнала, что с очереди семью снимают. Почему? Оказывается, что двум ее детям в порядке наследования принадлежат по 10 кв. метров в жилье, которое осталось от бабушки и дедушки. Эти 20 кв. метров и прибавились к метражу новой квартиры площадью 44 кв. м. И семья перестала считаться нуждающейся в жилищной субсидии! Это произошло потому, что спросили на ходу, получили общий ответ, не учитывающий особенности данной семьи. В результате семья лишилась права на государственную поддержку. В таком случае я как уполномоченный уже ничего не могу сделать. Закон есть закон.
Поэтому нужно уметь правильно обратиться за защитой прав. И главное - начать с письменного обращения, на которое должен поступить письменный и полный ответ.

- С чем чаще обращались к Вам люди в 2019 году?

- По-прежнему достаточно много обращений от лиц, которые находятся в местах лишения свободы или от их родственников и законных представителей. Это и вопросы, которые касаются уголовного судопроизводства. В таких случаях я как уполномоченный даю разъяснения или провожу проверки.

Если говорить о местах лишения свободы, то мы проверяем каждую жалобу совместно с прокуратурой и Управлением ФСИН. Выезжаем в исправительные учреждения. Таких выездов только в минувшем году у меня было 19 - плановых и неплановых, по жалобам.

В сравнении с 2018 годом, заметно увеличилось количество жалоб по социальным правам. Это и охрана здоровья, и право на жилище, социальные пособия и так далее. Существенно возросло и количество обращений по экономическим правам — право собственности, землевладение, вступление в права наследства, реализация права частной собственности и так далее.

Обращений по нарушениям личных прав стало несколько меньше. Что же касается политических прав, то 2019 год был не активным в политическом плане, больших выборов не было, поэтому количество обращений на эту тему упало практически в три раза. По тематике культурных прав (в основном, это право на образование) - тоже обращений стало меньше.

Всего за год мною установлены нарушения и восстановлены права в 12,3 процента случаев, то есть по 494 обращениям.

- Это много или мало — 12,3 процента?

- Считаю, это существенный результат. Ведь уполномоченный - это дополнительный орган защиты прав человека. Мы помогаем в досудебном порядке восстановить и защитить права. При этом у нас есть прокуратура, другие надзорные органы, суды, которые непосредственно занимаются защитой прав. Уполномоченному же чаще всего приходится помогать в тех случаях, когда человек не смог правильно определить способ защиты своих прав.

- Наверное, иногда на восстановление прав человека уходит не один год?

- Да. Например, в 2018 году из Камешковского района поступило обращение, что людям обещали отремонтировать протекающую крышу, но не отремонтировали. Мы написали обращение в Жилищную инспекцию, которая и обязала провести ремонт крыши над квартирой заявителя. После этого перед нами отчитались, что выполнили. Однако мы начали интересоваться реальным результатом. Я всегда настаиваю на том, чтобы мне присылали отчеты о решении проблем. И с крышей вышло так, что о ремонте отчитались, а не сделали. Пришлось повторно инициировать проверку, которая показала, что работы действительно не выполнены в полном объеме. И только в 2019 году нам удалось добиться качественного, полного ремонта кровли.

Всего более 100 обращений с 2019 года у меня «перешли» в 2020 год и остаются в работе.

- Какие еще были в 2019 году конкретные решения, когда Вам удалось помочь людям?

- В начале 2019 стали поступать обращения от жителей Владимира по поводу упрощенного порядка оформления права собственности на садовые домики в СНТ. Людей в Управлении Росреестра обязывали согласовывать реконструкцию своих домиков в органах местного самоуправления, хотя закон такого не требовал. Мне пришлось направить запрос и сообщить позицию уполномоченного в Министерство регионального развития и Росреестр, которые согласились с нашими доводами. В Управление Росреестра по Владимирской области из министерства были направлены разъяснения, и практика изменилась: сейчас люди могут воспользоваться своим правом без лишнего обращения в муниципалитеты.

Другой пример: мы помогли девушке, которая из-за конфликта с руководством колледжа сгоряча написала заявление об отчислении, потом передумала, и решила восстановиться. При нашей поддержке она смогла это сделать, чтобы без потери учебного года получить диплом.

Удалось нам помочь и нашему соотечественнику вернуться на родину, во Владимирскую область, из Азербайджана. Спасибо за это уполномоченному по правам человека в Республике Азербайджан, она не оставила нашего земляка в беде, а мы сделали все необходимое с нашей стороны.

Были и непростые вопросы гражданства, имущественных прав, обеспечение лекарствами… И много других случаев, когда наша попощь принесла результат.

- Получается, что Вы и на федеральный уровень можете выходить при решении проблем людей в нашем регионе?

- Да. Прежде всего, я взаимодействую со всем органами и организациями на территории области. Но закон никоим образом не ограничивает меня в масштабе моих действий по восстановлению прав. Мои обращения в федеральные органы власти – не редкость.

- Вы уже упомянули проблемы и решения по лекарственному обеспечению в 2019 году. Актуальная оказалась тема?

- В 2019 году обращений ко мне по обеспечению льготными лекарственным средствами было больше обычного. Причем, это коснулось даже тех больных, которые уже стояли на учете и получали дорогостоящие медикаменты (ранее обращения были, но от вновь выявленных больных). Каждое такое обращение мы рассматриваем «в ручном режиме»: в постоянном контакте с больницами и департаментом здравоохранения. Как итог - права всех обратившихся были восстановлены. Но в своем докладе я, как уполномоченный по правам человека, не могу не обратить внимание на факт перебоев в поставках медикаментов. Жизнь - самое дорогое, что у нас жизнь, и права на жизнь и охрану здоровья не должны нарушаться.

Важных тем в докладе еще немало: это и защита права на жилище, и трудовые проблемы, и пенсионные права, вопросы землепользования, защита прав многодетных, инвалидов, вопросы транспортной доступности, экологические права, вопросы гражданства и многие другие.

Отмечу также, что в моем докладе по итогам каждого тематического блока сформулированы рекомендации органам власти.

- Напомните, как к Вам обращаться, в случае чего?

- Адрес аппарата уполномоченного по правам человека: г. Владимир, улица Луначарского, д. 3, кабинет 206, тел. 8 (4922) 53-11-31. Обратиться можно любым удобным способом, даже просто прийти и лично поговорить. В аппарате работают юристы, которые проведут первичную консультацию. Каждый рабочий понедельник я провожу личный прием граждан по записи, а юристы - без записи. Поэтому понедельник у нас - словно еженедельный «день открытых дверей». В районах области работают мои общественные помощники. Дни их приемов и многие другие сведения указаны на сайте уполномоченного.
С полным текстом доклада о деятельности уполномоченного по правам человека в 2019 году вы можете ознакомиться на сайте.

Ранее мы сообщали: Алла Матюшкина стала на шаг ближе к должности бизнес-омбудсмена

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
18 минут назад Полицейские начали проверку по факту драки школьников в Гусь-Хрустальном
В одном из популярных сообществ города появилась видеозапись, на которой один ученик повалил на пол и душит другого. Как выяснилось, запись предала огласке родственница пострадавшего мальчика. Позже родители ребенка пода…
29 минут назад Во Владимире на время капремонта закрыли детский санаторий
Он осуществляет деятельность как структурное подразделение ГБУЗ ВО "Детская поликлиника №1" областного центра. Однако после того, как специалисты "Владимиргражданпроекта" и ВРОООО "Всероссийское добровольное пожарное общ…