Школа, в которой работает 26-летний педагог, рассчитана на 130 учеников, а всего в селе Заречное живет чуть больше тысячи жителей. Сергей хотя и говорит, что стал случайно учителем, но перед глазами с детства был образ его мамы Ирины Николаевны, которая много лет работала в этой же школе. По образованию она филолог, но были времена, когда из-за нехватки педагогических кадров ей приходилось вести сразу несколько предметов, в том числе и сельхозтруды, и биологию. Последние годы Ирина Николаевна работает директором школы.
Поэтому сама судьба распорядилась: Сергей после окончания родной Зареченской школы поступил на естественно-географический факультет ВлГУ, а потом вернулся, чтобы работать учителем.
- Веду биологию и химию во всех классах – с 5-го по 11-й - рассказывает он. - Других преподавателей нет. Подготовка тяжелая. Иногда приходится сидеть до ночи. Бывали случаи, что меня сторож закрывал в школе. Возвращался и удивлялся, что я остался.
Так получилось, что главным наставником Сергея Лялякина в деле педагогики опять-таки стала директор школы и по совместительству мама. И в муниципальном конкурсе «Педагог года» поучаствовать невзначай попросила.
- Надо было вначале написать эссе на тему «Я - педагог», - говорит Сергей. -
Я долго сопротивлялся, потом довольно легко написал. И понеслось – прошел еще один этап конкурса, потом еще… Так попал уже на областной.
- Можно ли работать в школе без любви к детям? – размышляет он. - У каждого по-разному. Нам внушали, что учитель не обязан любить своих учеников. Но за собой я все же замечаю другое. Привязался к своим детям! Я с ними на одной волне. Переживаю за них! Ребят немного, и все они мне дороги.
- А трудно было начинать? Что хулиганы вытворяли, увидев молодого «зеленого» учителя?
- Зверского ничего не вытворяли! Вначале можно было услышать от парней неприличные слова, и погром в кабинете устраивали. Конечно, пришел парень, едва старше их. Могу это понять: сам был подростком и тоже хулиганил.
Однако обнаружил в себе скрытый резерв терпения и постепенно добился дисциплины. Сейчас таких ситуаций нет.
- А кроме терпения, какие еще приемы в работе используете?
- Особой супертехники в арсенале нет. Стараюсь придерживаться принципов честности и справедливости. Работа учителя подразумевает и актерские способности. Но часто хочется чего-то настоящего, не наигранного. Объясняю: это явление вам надо изучать не потому, что так требует система образования, а потому что это действительно увлекательно и круто! И многих удается заинтересовать!
Мне с моим учителем химии и биологии, считаю, повезло. Это Ольга Викторовна Батанова, она казалась мне чрезвычайно строгой, жесткой дисциплиной умело держала всех в тонусе. Но позже я понял, что она была замечательным учителем. Восхищаюсь ей! И сейчас взял кое-что из ее опыта себе на заметку. В общем, я ей очень благодарен и очень часто вспоминаю ее добрым словом.
- Благодарность важна в любом деле. А вас дети уже благодарили?
- Да, это важно! Я хоть и был скептически настроен, как это меня, парня, благодарят, да еще и цветы дарят. Но признаюсь: было очень приятно!
- За что благодарили?
- Стандартно сказали: спасибо за урок. Я тоже в свое время подходил к учителю и говорил эти слова.
- Что интересного на ваших уроках? Чем удивляете?
- Конечно, практика. Из-за того, что я преподаю химию, очень люблю ставить эффектные опыты. Безусловно, с соблюдением техники безопасности. В биологии тоже много интересного. Взять хотя бы работу с микропрепаратами и рассматриванием их под микроскопом.
- Как биолог, вы, наверное, неравнодушны к животным?
- Домашние питомцы были в доме всегда! Сейчас у мамы остались две черепашки, волнистый попугай. А главный в моем доме – кот Леопольд. Когда его принесли котенком, он боялся, но почти сразу стал мурлыкать. Нет более ласкового существа!
- Что есть у учителя кроме кота и педагогики? Чем увлекаетесь?
- Есть любимая девушка. Люблю рисовать – окончил художественную школу, увлекаюсь музыкой – в составе рок-группы успел поездить по району с концертами. Обожаю читать, особенно фантастику и научно-популярную литературу. Люблю читать работы своих учеников. Много нового узнаешь! Такого насочиняют – веселят до слез! Хоть Нобелевскую премию давай за открытия в науке!
- Сейчас у нас как раз фантастика и началась. С пустыми улицами и масками. Как учитель, вы что-то предпринимаете, чтобы дети не переживали?
- Думаю, что у нас все пройдет. А то, что люди карантин соблюдают, это хорошо. Мы переходим на дистанционное обучение. Будет ли все работать? Вот и проверим, готовы ли мы. А с точки зрения паники, мне легче как биологу. Будем надеяться, что справимся с этим. Самоизоляция для детей не составляет проблемы. Современному подростку дай интернет и компьютер – и ему ничего больше не нужно.
- Трудно ли было на конкурсе «Педагог года»? Какие испытания выдержали?
- Трудно, и в то же время интересно. Нужно было собрать пакет документов, написать эссе, представить свой педагогический опыт, показать мастер-класс и провести открытый урок с детьми, которых впервые видишь.
Для меня сложнее всего было разработать свой сайт. Во время проведения мастер-класса я привлек членов жюри и ведущего. Мы порезали яблоки и груши и провели эффектный химический эксперимент. Правда, все пошло не совсем так, как я планировал. Из-за волнения сначала дважды взял один и тот же реактив. Это был опыт, который демонстрировал роль углеводов как источника энергии…
- Все остались живы?
- Да. Но этот этап, по- моему, я несколько «завалил». Однако члены жюри, я думаю, поняли главное: что на своих уроках я формирую научную картину мира у детей через практическую деятельность. Показываю, что наука - это здорово и круто!
- Кто вас поддерживал на конкурсе? Ученики участвовали в этом?
- Нет, ученики ничего и не знали, кроме двух старшеклассников. А поддерживали коллеги, друг, тоже учитель и победитель городского конкурса «Педагог года» Артем Мишулин, и специалист управления образования Собинского района Наталья Михайловна Отекина. Они присутствовали на моих выступлениях.
Самым волнительным на конкурсе было ожидание своей очереди показывать урок и мастер-класс. Происходит такое «маринование». Сейчас с замиранием сердца жду объявления результатов.
Среди моих коллег, участников конкурса, было много интересных и виртуозных педагогов. Это было приятно, что познакомился с удивительными людьми. Не думал даже, что педагогическое сообщество может быть таким доброжелательным, без интриг. Психологически на конкурсе с участниками чувствовал себя очень комфортно.
- Что, на ваш взгляд, самое важное в работе учителя?
- Наверное, оставаться самим собой. С настоящими переживаниями, эмоциями, поступками. Тогда ребенок будет брать с него пример. Учитель для этого не должен быть эталонной куклой.
- Без чего учителю не выжить в современной школе?
- Учитель может выжить без всего! Но мне лично очень помогает мое окружение, педагогический коллектив, который во всем поддерживает.
- Ваши планы на будущее?
- Собираюсь окончить аспирантуру по специальности «биологические науки» и написать диссертацию об оценке физической работоспособности по вариабельности сердечного ритма. А еще - подготовить будущих ученых, врачей, ветеринаров…
Читайте также: В Коврове волонтерствуют студенты и бизнесмены