Как спасают бизнес
Постепенно власти ослабляют режим самоизоляции, в том числе во Владимирской области постоянно расширяется перечень отраслей, которым разрешено работать в условиях особого режима. Однако ограничительные меры уже сказались в отрицательном смысле. Региональный бизнес-омбудсмен Алла Матюшкина приводит результаты первого массированного опроса-мониторинга бизнеса, в котором участвовали предприниматели из 85 регионов (включая наш, а всего — около тысячи компаний).
54% респондентов заявили, что временно остановили деятельность, поскольку в их бизнесе оказание услуг в дистанционном режиме невозможно. Около 60% тех, кто остался работать, говорят о резком сокращении спроса: 50-90 и более процентов. Большая часть (56,8%) уверяет, что основная трудность – невозможность платить зарплату сотрудникам и налоги с ФОТ.
Данные аналогичного опроса конкретно по Владимирской области на заседании оперативного регионального штаба приводила Надежда Калашникова, управляющий Отделением по Владимирской области ГУ Банка России по ЦФО: более 37% владимирских компаний говорят о перебоях в поставках, а почти 45% столкнулись с отменой или сокращением заказов. 70% предприятий отмечают рост цен на сырье и комплектующие. И лишь у 20% позитив - вырос спрос на продукцию. Но это, скорее всего, производители средств защиты и недорогих продуктов питания с долгим сроком хранения - вроде консервов, круп, муки и макарон.
На официальной статистике все эти минусы особого режима пока не сказались, но, скорее всего, дело лишь в отсутствии данных за апрель-2020 — главный удар наша экономика получила именно в этом месяце.
От государства бизнес хочет налоговых преференций (хотя за них высказались 41% опрошенных аппаратом бизнес-омбудсмена), нулевых кредитов на зарплату, снижения страховых взносов до 15% от суммы заработной платы выше МРОТ. Но вообще-то власти идут дальше — и на федеральном, и на региональном уровнях. Например, ввели на полгода отсрочку по всем налогам, кроме НДС, для малого и среднего бизнеса. Снизили упомянутые страховые взносы — как раз с 30% до 15%, с зарплат, превышающих МРОТ. Ввели отсрочку по кредитам на 6 месяцев. Согласились безвозмездно помогать МСБ в размере 12,1 тысяч рублей на сотрудника при сохранении занятости не менее 90% штата. Для системообразующих предприятий предусмотрены льготные кредиты на пополнение оборотных средств. Государство будет субсидировать кредиты на размер ключевой ставки ЦБ РФ, то есть на 6% ниже рыночной ставки, а на половину кредита дадут гарантию Минфина... Как уже сообщали «ВВ», бюджету Владимирской области поддержка бизнеса обойдется не менее чем в 15 млрд рублей.
Люди и деньги
Но что с гражданами «без бизнесов»? С теми, кто работает «за зарплату»? На первый взгляд — неплохо. Например, на банковских депозитах у россиян сейчас хранится порядка 30,7 трлн рублей. По оценкам экспертов, «на руках» - еще 6 трлн. Конкретно во Владимирской области на депозитах у граждан лежит больше 210 млрд рублей, из них больше 10% - в валюте. Сколько наличными под «матрасами» - история умалчивает.
Однако всем понятно, что картина неравнозначная: у кого-то густо (то есть миллионы), но у большинства пусто (и жизнь от зарплаты до зарплаты). Ну а если разделить 210 млрд на 1,4 млн жителей, получается 150 тысяч сбережений на человека. Не так уж и много даже при наличии этой суммы, особенно если впереди маячит падение доходов или, того хуже, потеря работы.
А реальные доходы населения в стране, увы, упадут — по оценке Гузелии Имаевой, генерального директора Аналитического центра НАФИ: на 6,5% до конца года. В три раза, согласно предварительным прогнозам вырастет количество безработных (в стране - с 2,5 до 8 млн человек, в регионе — если прогноз правдив — до 24-25 тысяч). 30% компаний уже отправили работников в неоплачиваемый отпуск, пятая часть сократила зарплаты, а 16% перешла к увольнениям. По словам эксперта, 57% предпринимателей в стране считают, что ситуация в их отрасли изменится к лучшему не раньше, чем через год. Экономисты с ними, кстати, согласны, говоря о 12-18 проблемных месяцах.
Специфика этого кризиса в том, что в группе риска - цвет экономически активного населения: 25-55-летние. И вот им в среднем их накоплений, по оценке экспертов, при потере работы хватит лишь на 63 дня. А 42% смогут оплачивать все необходимые расходы не дольше месяца.
Впрочем, треть россиян сталкивалась с нехваткой доходов на покрытие всех расходов «на жизнь» и до кризиса. Особенно тяжело у нас приходится одиноким незамужним женщинам с детьми (51% из них не хватает денег на жизнь), одиноким неработающим пенсионерам (37%), рабочим (39%) и техническому, обслуживающему персоналу (37%). Вопрос, как все эти люди выживали до «коронавирусного кризиса»?
Национальное агентство финансовых исследований приводит такие данные: 49% брали взаймы у родственников, 36% сокращали расходы, 15% искали подработку, 13% брали кредиты или оформляли кредитную карту, 5% шли в ломбард или МФО, 4% продавали что-то из имущества.
Кстати, любители занимать в банках сейчас в особой группе риска (больше половины из них брали в долг потребительские кредиты, 14% - целевые на конкретные товары, 8% - автокредиты). Потерять работу и доход само по себе страшно, но если при этом «висит» кредит, ситуация гораздо хуже. При этом среди наших семейных сограждан с детьми половина, по данным Имаевой, это люди с кредитами. Примерно такая же доля должников среди матерей-одиночек. Неженатые и незамужние влезают в долги гораздо реже. Самое грустное, что среди должников банков велика доля людей, которым не хватает на одежду или даже на еду, но по кредиту они отдают больше трети своих доходов. Напрашивается вывод, что у этой категории наших сограждан сбережений «на всякий случай» нет и быть не может.
Неудивительно, что, по данным Николая Берзона, профессора, члена Ученого совета НИУ ВШЭ, 58% заемщиков называют свои кредитные обязательства тяжелым бременем для семьи, а у 41% после платежей по кредиту остается
средств меньше прожиточного уровня... Впрочем, четверть заемщиков считает, что «невозврат кредита банку - не преступление», а 44% уверены, что небольшие просрочки по кредиту вообще нестрашны.
Николай Берзон, говорит о 15-триллионной закредитованности россиян (по состоянию на 2019 год) — рост на 3 трлн за один год! Во Владимирской области граждане на сегодняшний день задолжали банкам 126,9 млрд.
Тем временем...
Сергей Макаров, заместитель директора Национального центра финансовой грамотности, сертифицированный независимый финансовый советник, объясняет, что такое «подушка финансовой безопасности» на случай кризиса: 3-12 сумм ежемесячных расходов, а копить ее надо было, откладывая по 10% от регулярных доходов и половину — от дополнительных.
При этом для грамотного управления своими личными бюджетами специалист рекомендует нам всем «без фанатизма» снижать расходы (и уверяет, что часть затрат таким образом уходит автоматически), провести ревизию кладовок, активов, долгов, реструктурировать кредиты и получать налоговые вычеты.
Если же вы не то что накопить не смогли к этому кризису, но и задолжали банкам, вот советы от эксперта. Первое - не обращаться к «антиколлекторам». Второе - не скрываться от кредиторов. Третье — не строить «пирамиду» из кредитных карт, потому что так увязнете еще сильнее. Четвертое — не брать деньги в МФО. Кстати, закупать «на все» валюту, гречку, бытовую технику, машины и т. д. - Макаров тоже считает ошибочной стратегией. Да и в недвижимость рекомендует вкладываться только после карантина.
Читайте также: Владимирские предприятия торговли приспособились к новой реальности