- Это все любовь к музыке! – признается Нина Михайловна. – Всегда пела и очень хотела на чем-нибудь играть. В сельской школе у нас был кружок музыки и старенький преподаватель. Там я и научилась сначала играть на мандолине, а потом освоила гармонь. Пользовалась инструментом старшего брата.
После окончания школы Нина Михайловна увидела объявление «Требуются уборщицы на Владимирскую фабрику музыкальных инструментов». И решила: «Пойду, кем угодно! Лишь бы быть поближе к тому, что связано с музыкой!»
- Устроилась. Мела деревянную стружку. Но только две недели! - вспоминает она. – Дело в том, что в обед я одной рукой наигрывала на пианино по слуху все песни, которые знала. Так что меня быстро приметили и поставили в ученики к настройщику музыкальных инструментов.
Специалистов не хватало, нужно было настраивать инструменты, которыми славилась фабрика. Предприятие тогда набирало силу. Но настройщиками были одни мужчины. И тут вдруг - бойкая девчонка. Сначала к ней относились с недоверием. Однако Нина все этапы искусства настройки освоила довольно быстро и доказала, что может обслуживать инструменты качественно. Это был 1960 год! Про ее успехи тогда даже написала местная газета.
Но работа была тяжелой, приходилось трудиться в шуме и доводить до кондиции по 15 инструментов в день!
- Баян, о котором я так мечтала, я все-таки купила, - говорит Нина Михайловна. - Со второй получки! Первую потратила на стол и стулья. Жили тогда бедно. Сначала добиралась во Владимир из Второво каждый день – тогда все ездили работать в город из окрестных сел и деревень. А потом мне дали общежитие.
Первый брак у Нины оказался неудачным. Зато второй — крепким и настоящим. Вместе с супругом Вячеславом Петровичем Дорофеевым они дружно прожили вместе 45 лет. Вырастили шестерых детей: трех сыновей и трех дочерей. Сейчас у них уже семь внуков и один правнук. Кстати, все дети окончили музыкальную школу. А одна из дочерей - Дина исполнила мечту мамы - продолжила обучение в музыкальном колледже и уже более 25 лет играет на домре в Русском оркестре Владимирской областной филармонии.
Познакомилась Нина с будущим супругом также на фабрике. Вячеслав устроился струнщиком – ставил струны на музыкальные инструменты. А еще выяснилось, что он в душе романтик, пишет стихи. И сейчас, несмотря на солидный возраст, продолжает сочинять, возглавляет литературный клуб «Владимирские посиделки».
Нина Михайловна, хотя и оказалась талантливой самоучкой с абсолютным музыкальным слухом, всегда стремилась развиваться. Поэтому в 36 лет окончила дирижерско-хоровое отделение Владимирского культпросветучилища.
- На фабрике музыкальных инструментов у меня всегда были почет и уважение, - говорит она. – Там получила звание ветерана труда и множество грамот. Тогда моей большой семье дали трехкомнатную квартиру, а на 50-летие подарили пианино.
В 60-70-е годы владимирская фабрика в основном выпускала пианино «Владимир» и «Березка», позже - рояли. А еще гитары, которые почему-то пользовались меньшим спросом. А вот пианино тогда было модным инструментом. Многие семьи для того, чтобы выучить своего ребенка игре на фортепиано, покупали инструмент в кредит и годами выплачивали долг.
Нина Михайловна с сожалением относится к тому, что сейчас у нас другая тенденция. Пианино стали массово выбрасывать на свалку. Ей непонятно: почему с ними расстаются так легко? Ведь наряду с испорченными из-за условий хранения (пианино надо беречь от моли, нельзя ставить возле батареи и оставлять в сыром помещении), встречаются и хорошие инструменты. Их надо только перебрать и настроить. И они так зазвучат! Уж она в этом деле разбирается!
После фабрики музыкальных инструментов Нину Михайловну пригласили работать в областное музыкальное училище, которое затем стало колледжем. Директор Александр Федорович Серов во время собеседования принял ее условие - разрешить работать в любое время. Лишь бы инструменты были в порядке! И так она 15 лет работала по вечерам. А днем - в музыкальных школах Владимира, Судогды, Камешкова.
- Много трудилась! А что поделаешь? – признается мастерица. - Дети подросли, переженились, а жить им было негде. Кто-то обосновался даже на кухне. Зарабатывала им на квартиры. Помогала платить ипотеку. И сейчас до сих пор помогаю.
Рожденная 1 января 1941 года, Нина Михайловна ребенком испытала тяготы военного времени. Отец ушел на фронт и пропал без вести. Мама одна вырастила троих детей – ее и двух старших братьев. Поэтому женщина вдвойне заботится о своих детях и втройне – о внуках.
- Для меня предстоящие 80 лет – значимая дата, можно уже подводить итоги прожитой жизни, - утверждает она. - Три года назад я как бы сделала сама себе вызов. Решила посмотреть мир. И побывала в пяти странах: Турции, Бельгии, Черногории, Тунисе и ОАЭ. Летала с сыном или дочерью. Путешествовать очень понравилось!
Все поездки понравились, но по оригинальности самое большое впечатление на нашу героиню произвели Дубай и Абу-Даби: из-за поюще-танцующих музыкальных фонтанов.
Нина Михайловна до сих пор работает. В семи музыкальных школах!
- Никто не идет в школы искусств, - сетует она. - Работать некому. Все оставшиеся настройщики только по вызовам ходят на дом.
Заменят ли пианино электроинструменты? Ответ на этот вопрос для мастера неоднозначен:
- Знаю только, что в большинстве музыкальных школ детям запрещают заниматься на электрических пианино. Рекомендуют играть на настоящих.
Только ей доверяют инструменты директор Центра классической музыки и дирижер Губернаторского симфонического оркестра Артем Маркин и его отец Эдуард Митрофанович Маркин – известный хоровой дирижер, народный артист РФ, почетный гражданин города Владимира.
- Старший Маркин всегда персонально приглашает: «Нина Михайловна! Мне надо настроить инструменты в трех классах!» - рассказывает мастерица. - И я делаю. В том числе, смотрела старинный рояль фирмы «Шредер» у него дома.
Старые инструменты ей приходилось настраивать также многим местным знаменитостям. К примеру, руководителю струнного оркестра Александру Сонину, композитору Сергею Зубковскому.
- У меня целый город знакомых и друзей! – улыбается Нина Михайловна.
А в свободное время она берет баян и поет любимые песни – «В лесу прифронтовом» и «Случайный вальс». Как прежде — исключительно по слуху…
Читайте также: Евгения Кузнецова: «Фирменное ката должно быть зрелищным!»