6 сентября 2020 в 09:01

Во Владимирской области прошел открытый форум социальных предпринимателей

Фото: Наталья Ларина
Во Владимирской области живут больше 120 тысяч инвалидов. Из них лишь порядка 15% имеют работу, а своим бизнесом — по приблизительной оценке председателя Владимирской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов Михаила Осокина — занимаются от семиста до тысячи человек. Региону в этом плане явно есть к чему стремиться. Но есть ли возможности?

У ответственных вакансии бригадами

Департамент по труду и занятости АВО ежегодно организует профподготовку и трудоустраивает 800-900 владимирцев с ограниченными возможностями. В том числе по квоте, установленной федеральным законом. В этом году, из-за пандемии, цифры скромнее.

Как уже писали «ВВ», под ФЗ о квотах для инвалидов в регионе подпадает больше 2 тысяч организаций, из них полностью заполняют квоту лишь около половины. Нюанс в том, что бизнесу нужно тратить деньги на обустройство рабочих мест именно для инвалидов. Но есть и тут ложка меда: затраты работодателю может компенсировать бюджет - на это есть соответствующая региональная программа.

Мы уже рассказывали о специальной бригаде на кондитерской фабрике в Собинском районе, руководство которой по договоренности с региональным обществом глухих еще в 2014 году предложило несколько вакансий на целую бригаду. Идея прижилась — бригада на фабрике с тех пор отлично работает, цена вопроса (обустройство рабочих мест для этой команды - покупка световых оповещателей, телеэкранов с информацией, специальных столов, исключающих наклонность положения, эргономичных стульев) - 850 тысяч рублей. Кстати, 130 тысяч как раз по региональной программе компенсировала служба занятости. Зарабатывают члены этой бригады в два с лишним раза больше, чем обычно на рынке труда в регионе предлагают инвалидам. И это не единственный пример правильного отношения к теме со стороны социально ответственного бизнеса. Однако, как выяснили «ВВ», у инвалидов сейчас есть возможности не только для работы по найму.

Заводчики и фермы без границ

На днях во Владимирской области прошел открытый форум социальных предпринимателей — с большим пулом гостей из разных регионов России, решивших обменяться опытом работы на «социалку» и обсудить новые идеи для занятости инвалидов. Благо теперь в законодательстве довольно четко прописано, что такое «социальное предприятие» и на какие меры поддержки оно может рассчитывать.

По данным Евгения Рахновского, руководителя региональных проектов фонда «Наше будущее», в реестре социальных предпринимателей России сейчас 2880 предприятий из 77 регионов, в том числе 38 владимирских. Рахновский сказал, что у нас по этому показателю 20-е место в рейтинге.

Однако Михаил Осокин уверен, что это далеко не весь ресурс региона — активных социальных предпринимателей у нас гораздо больше. А ведь кроме действующих компаний есть еще самозанятые граждане с социальной специализацией и есть люди, которые только планируют открытие своего дела. При этом речь идет не только об организациях и ИП, которые при содействии областного департамента по труду и занятости создают рабочие места для инвалидов, не только о бизнесе, который сосредоточен на поставке товаров и услуг социальным предприятиям, но и о людях, которые решаются на свой собственный стартап в этом секторе. Например, Михаил Осокин рассказал на форуме о примере предпринимательницы из Судогды: мама ребенка-инвалида сумела совместить свою любовь к животным и желание финансовой независимости, став успешным заводчиком породистых собак.

Есть и другие идеи. Гость форума из Новосибирска Андрей Пангаев в интервью «ВВ» сказал, что уже успел обсудить с Михаилом Осокиным и Игорем Галл-Савальским (членом Общественной палаты РФ, председателем Новосибирской областной организации ВОИ) проект сити-фермерства, который вполне может помочь инвалидам в любом регионе, независимо от климата, обрести свой дополнительный заработок.

«Я долго искал проект, который объединит всё, что мне интересно: сити-фермы, социальное предпринимательство, инновации, помощь людям, интересных людей, корпоративную социальную ответственность, образование и благотворительность, - говорит Пангаев. - И вот в коллаборации кластера биотехнологий в лекарственном растениеводстве проектного офиса направления "превентивная медицина" HealhNet НТИ и Всероссийского общества инвалидов такой проект появился. Называется он «Ферма без границ».

По словам эксперта, суть идеи - обеспечение людей с инвалидностью средствами производства (рассадой, оборудованием) и инфраструктурой реализации выращенной ими впоследствии продукции (продажа в подведомственные обществам инвалидов учреждения). В данном случае речь о не сложных в уходе растениях — луке, салате, лекарственных травах. Прелесть в том, что выращивать их можно не только на грядках в личном подсобном хозяйстве, но и в закрытых помещениях — даже в квартирах, даже на площади в один квадратный метр. Урожай — раз в две недели. И все это фермерство - вне сезона.

Благо сейчас для самозанятых принята льготная система налогообложения и нет страховых платежей (что нам подтвердил создатель проекта «АналогиЯ - азбука налоговой безопасности» Сергей Кошелев).

Андрей Пангаев свой интерес к проекту объясняет так: «Одно дело — помогать неким фондам и совсем другое — конкретным людям, когда видишь результат. В данном случае социальное предпринимательство — это та самая удочка, которая нужна каждому человеку, чтобы жить независимо. В моей практике был такой пример: женщина с двумя детьми-инвалидами начала создавать авторские куклы, постепенно стала зарабатывать гораздо больше, чем ей платило государство. А потом вышла на такой уровень, что могла позволить себе оплатить детям дорогостоящую реабилитацию. Сама. И ребята стали гораздо лучше себя чувствовать. Вот такие примеры на подобные проекты как раз вдохновляют».

Доступное предпринимательство

Алексей Скулов из Гусь-Хрустального с коллегой согласен: «Одно дело - сидеть на пособиях, другое дело — работать и зарабатывать».

Свой нынешний бизнес три года назад он начинал при содействии службы занятости — на субсидию по программе содействия самозанятости купил сварочный аппарат и баллон с инструментом, а первым заказом для него в новом статусе стала входная группа в одно из учреждений. На форуме он делился опытом своего стартапа.

Нюанс в том, что сейчас его компания занимается комплексным оснащением зданий, сооружений, территорий по программе «Доступная среда». То есть это услуги для комфорта людей с ограниченными возможностями.

«Мы выезжаем на объекты, обследуем их, делаем документацию, то есть паспорт доступности объекта, затем согласовываем все эти документы с обществом инвалидов. Даем заключение, где и по каким критериям конкретное учреждение недоступно», - говорит Алексей.

Эксперт знает, о чем говорит: множество примеров, когда номинально, например, пандус есть, но забраться по нему не то что колясочник — мастер спорта по ходьбе не сможет.

Сейчас в организации Скулова работают больше 30 человек, из них четверо — инвалиды. Обустройство рабочих мест для них, кстати, по упомянутой региональной программе оплатила служба занятости (а всего в этом году таких рабочих мест, как и год назад, будет создано 15 — по плану департамента по труду и занятости АВО). И эти люди, кстати, не кабинетные сотрудники. Есть, например, даже квалифицированный сварщик с протезом (несколько лет назад мужчина потерял ногу в аварии).

Скулов уверяет, что никакой дискриминации в оплате труда инвалидов нет. Улыбается: «Да этого в принципе быть не может. Я, кстати, сам с инвалидностью. Но это не повод ничего не предпринимать. Все должны быть предпринимателями своей жизни. Вот мы и стараемся».

Читайте также: Владимирский бизнес «после пандемии»: скорее жив

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 20:05 Полиция разбирается в обстоятельствах гибели пациента скорой помощи в Бараках
В пресс-службе УМВД России по Владимирской области "ВВ" рассказали подробности инцидента, который произошел ночью 20 ноября. Медики скорой помощи везли на госпитализацию пациента 1987 года рождения, однако в больницу он…
вчера в 19:19 Муромлянин сгенерировал фейковый электронный перевод при покупке телефона
31-летний ранее судимый местный житель стал фигурантом уголовного дела после того, как решил завладеть телефоном 41-летнего земляка. Тот продавал его, разместив объявление в социальных сетях. Подробности этой истории соо…