22 ноября 2020 в 10:56

Владимирские родители и врачи сомневаются в пользе дистанционного обучения

Фото: Наталья Ларина
В марте этого года 18,5 млн школьников в России перевели на дистанционное обучение. Причем, многие, как утверждают активисты общественных организаций, отправились на удаленку без добровольного согласия родителей. И вот сейчас, когда началась «вторая волна» пандемии и налицо перспективы нового локдауна, жители Владимирской области решили: пора сделать анализ всех «за» и «против» ситуации и громко выразить свою позицию.

Родители «против»

Дистанционное обучение поддерживают и считают полезным только 3% владимирских родителей. А 44,5% уверены, что это не учеба, а имитация. Еще 41% убежден в том, что дистанционка «просто разрушает наше образование». Таковы результаты опроса, проведенного активистами областного Родительского комитета.

Эти данные во время недавнего круглого стола «Учебный процесс и технологии дистанционного обучения: плюсы и минусы» с участием представителей образования, здравоохранения и общественников озвучила член правления Родительского комитета Ирина Кочнева.

- Проблем весной было много! – считает директор педагогического института ВлГУ, мама двоих детей Марина Артамонова. – Родители сели учить уроки вместе с детьми. И все поняли: школьное обучение - это ценность, оно невозможно без учителя!

- Обучение детей дома не имеет отношения к дистанционным технологиям! – убеждена председатель Ассоциации семейного образования Александра Машкова. – 120 тысяч человек были на связи одновременно. И никто был не рад!

- Правовых вопросов с организацией дистанционки много, - отметил уполномоченный по правам детей во Владимирской области и один из инициаторов обсуждения темы Геннадий Прохорычев. – Кстати, элитарные детские сады и школы в Москве в период эпидемии не закрывались.

IT-компании «за» «Цифровую школу»

В законе «Об образовании» пока нет дистанционки как формы обучения. Есть только очная, заочная и очно-заочная. Как напомнила юрист, член экспертного совета при уполномоченном по защите прав детей в РФ Ольга Четверикова, дистанционку 13 марта 2020 года ввели как экстренную меру по указанию вице-премьера по социальной политике Татьяны Голиковой. сославшись на требования Роспотребнадзора. Тут же появились рекомендации Министерства просвещения о переводе на дистанционное обучение. Отвечали за это директора школ.

Ольга Четверикова убеждена, что все чаще тема с дистанционкой стала муссироваться после прихода на рынок крупных IT–компаний:

  • Они реализуют свою продукцию. Одна электронная доска стоит полмиллиона. Еще они хотят получить данные на детей, сделав на этом бизнес. А «Цифровая школа» и дистанционное обучение как часть этого процесса — возможность фактически получить всю информацию.

Четверикова сказала, что игнорировать это уже нельзя и что она с группой соратников передала документы о нарушениях федеральному детскому омбудсмену Анне Кузнецовой, прося донести всё это до Президента РФ и до правоохранителей.

Дистант – прямой вред здоровью?

Есть доводы и от медицины. Многие врачи уверены: дистант – это прямой вред психическому и физическому здоровью детей! Согласно исследованиям «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, в результате введения электронного обучения у 83,8% учащихся отмечались неблагополучные психические реакции пограничного уровня, у 55,8% - нарушения сна, у 42,3% - депрессивные проявления, у 41,6% - астенические состояния, у 37,2% - развитие фобий, у 26,8% - головные боли.

- Цифровые технологии не изучены и не апробированы, - отмечает Ольга Четверикова. - Хотя дети, по сути, три месяца находились на эксперименте.

А вот позиция врача-кардиолога, к.м.н. Натальи Курзяковой:

- Дистанционное обучение воздействует на сердце, легкие, а это ритмическая система. Если ритмы нарушаются, ребенок не успевает восстановиться за ночь. Кроме того, в результате обучения дома режим питания разбалансирован. Зависимость от компьютера у японцев носит название «хихикомори». И она лечится как болезнь.

По рекомендациям врачей, доступ ребенка к компьютеру должен быть с 12 лет. А у нас – чуть ли не с яслей! Прозвучало, что еще в 2012 году главный санитарный врач выпустил документ, где говорится: «Никакие электронные средства с электромагнитным излучением не должны воздействовать на детей и беременных женщин».

Однако, по информации, дошедшей до специалистов сферы образования, с 1 января готовятся к выпуску новые санитарные правила, в которых прописаны все нормы электронного образования. И, если они будут приняты, есть реальная перспектива введения новой формы обучения – цифровой.

Роботы вместо учителей?

Проректор ВИРО Виктория Полякова курирует дистанционку. По ее словам, ситуация весной была ненормальной — и готовить к ней пришлось и детей, и учителей.

- Региональный центр цифровой информации вынес страшное: атаки разъяренных родителей, письма и звонки с негодованием, - сообщила Полякова. - А вообще в педагогике «чистый дистант» противопоказан. Ребенок может развиваться только в общении. Это ненормально, когда учитель в зуме видит вместо глаз ребёнка аватарку.

Эксперт общественного уполномоченного по защите семьи из Санкт-Петербурга Анна Швабауэр по видеосвязи:

- Говорят, что дистант – это не навсегда. Но это неправда. Сегодня даже речь идет об использовании компьютерных технологий в образовании повсеместно. Об отмене традиционного обучения и бумажных учебников. Даже проверку тетрадей доверят искусственному интеллекту! Внедрение цифровых тренажеров с обратной связью (вместо учителей) и индивидуальных обучающих траекторий - реальны! Концепцию цифрового обучения уже разработал Центр стратегических разработок. Знаю, что пособие на эту тему подготовлено и во Владимирской области.

Эксперт из Санкт-Петербурга подытожила: весенний эксперимент с дистантом был неудачным, поэтому нужно добиваться, чтобы власть оставила бумажные учебники и традиционное обучение как основное.

Директорская перезагрузка

Тотального дистанта не хочет никто: ни родители, ни врачи, ни общественники. А вот директора говорят разное. Одни - что успеваемость с таким обучением упала, другие – что, наоборот, повысилась. Где-то в сельских школах директора считают, что учителя не должны работать круглосуточно (а приходилось, особенно - словесникам и математикам), что живое слово не заменить техникой, тем более, когда связь «не ловит». А где-то, к примеру, в Ковровской передовой 22-й школе, не было сложностей с техническим обеспечением. Разве что нагрузка на учителей возросла: они стали жаловаться на ухудшение зрения и повышенное давление. А в целом, дистанционка неплоха при эпидемии: если раньше приходилось уходить на карантин и уроки не проводились, то при дистанционке процесс можно продолжать. Неплохо использовать ее и в дополнительном образовании, к примеру, при проведении олимпиад. Резко протестное отношение, пожалуй, высказал только директор школы №40 Дмитрий Кушпита. Он заявил, что если дистант введут, то он точно уйдет из школы.

По итогам встречи была выработана резолюция, которую детский омбудсмен Геннадий Прохорычев собирается передать губернатору области, в Совет Федерации, Госдуму и Министерство просвещения РФ.

Читайте также: Жители Владимира жалуются на затянувшийся до осени ремонт инженерных сетей

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
только что Презентуем книгу про царских жен
В музее-заповеднике «Александровская слобода» состоялась презентация переиздания книги «Иван Грозный и его жены» Б.Н. Морозова, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института славяноведения РАН. Книг…
51 минуту назад Аэропорт «Семязино» во Владимире будет модернизирован до 2030 года
Как сообщил губернатор Александр Авдеев в тг-канале, президент призвал активнее наращивать авиасообщение между регионами в ближайшие 6 лет. Наш аэропорт планируется расширить и удлинить взлетно-посадочную полосу. В будущ…