Аббревиатура «ВХУТЕМАС» отзывается в сердце каждого любителя раннего советского искусства. ВХУТЕМАС существовал с 1920 по 1930-й год и стал лабораторией для создания новой универсальной художественной грамоты, «науки об искусстве». Это было неповторимое время интенсивного поиска новых художественных форм и путей их массового распространения.
Выставка большая, разножанровая и очень информативная. В нескольких залах «Палат» представлено более 180 произведений живописи, графики, скульптуры и характерные образцы серийного советского фарфора и плаката. Все эти работы из собрания ВСМЗ имеют отношение к 80-ти авторам, которые были преподавателями и выпускниками ВХУТЕМАСа. Многие работы можно увидеть впервые.
- Задачей ВХУТЕМАСа была подготовка художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования, - рассказывает заведующая отделом декоративно-прикладного искусства ВСМЗ, автор выставки Татьяна Меркулова.
И хотя ВХУТЕМАС был создан в Москве, в регионах России сразу ощутили реализацию лозунга «Искусство в массы!». Шел почти что революционный процесс создания по всей стране музеев современной живописи в провинции (правда, проект не был реализован из-за нехватки средств в те тяжелые годы). Централизованно велась массовая закупка художественных произведений, которые затем расходились по разным городам страны, где существовали Свободные художественные мастерские. Были такие мастерские и во Владимире. Первые поступления сюда состоялись в 1921 году. Петр Зиновьев, руководивший во Владимире мастерской живописи, привез сюда 15 произведений искусства, поступивших через Государственный музейный фонд.
Так во Владимире появились работы известных художников и педагогов Дмитрия Щербиновского, Николая Чернышёва, Георгия Ряжского и других ведущих мастеров живописи.
Новая выставка — это редкая возможность увидеть вместе многочисленные работы, которые поступили в собрание музей в разные годы и разными путями.
Татьяна Николаевна рекомендует заказывать экскурсии по выставке, чтобы не проглядеть что-то яркое и очень интересное. Ведь за каждым экспонатом - особая история, имя, судьба.
Вот, например, портрет девочки-подростка. Автор - Николай Михайлович Чернышёв, который преподавал во ВХУТЕМАСе на монументальном отделении живописного факультета и учил, в основном, технике фрески.
- В те годы подъема антирелигиозной пропаганды Николай Михайлович, ничего не боясь, со во всей душой и сердцем занимался обучением фресковой живописи и создал два теоретических труда, в которых шла речь о развитии древнерусского искусства, - увлеченно рассказывает Татьяна Меркулова. - И как художник, семьянин, отец трех дочерей, любил, кроме прочего, изображать детский мир, жесты и мимику девочек-подростков.
Особенность ВХУТЕМАСа была в том, что в нем преподавали приверженцы разных стилей, правил и предпочтений в современном искусстве. Замечательные плакаты и афиши создавал выдающийся художник-конструктивист Александр Родченко. Основой для создания знаменитого рекламного плаката Родченко о книгах Ленгиза послужила фотография «музы русского авангарда» Лили Брик, спутницы Маяковского. Родченко и Маяковский сотрудничали, пропагандируя продукцию, которую выпускали госпредприятия
Близок нам по краеведческой теме шарж Кукрыниксов на поэта Александра Безыменского, который рос во Владимире.
Среди художественной керамики - декоративное блюдо 1934 года с изображением теплохода «Челюскин», затертого во льдах Арктики, полученное на память нашим земляком Владимиром Задоровым, который был парторгом в команде «Челюскина».
Очень впечатляет и большая фарфоровая статуэтка «Эпроновца» (участника экспедиции подводных работ особого значения), держащего в руках модель корабля. Автором стал художник-скульптор Иосиф Чайков. Творчество учеников этого мастера представлено на выставке двумя скульптурными портретами.
Есть здесь и работы гусевского мастера по стеклу Григория Егорова, окончившего ВХУТЕМАС в 1923 году. Здесь же интересная фарфоровая посуда, от чашек до пепельницы,- с агитационными лозунгами.
В 30-е годы стал насаждаться соцреализм. Художники Ростислав Барто, Александр Лабас и другие старались идти своим путем, не придерживались установок соцреализма, насаждавшегося с 30-х годов. И подвергались кто запретам и официальному забвению, а кто и репрессиям... Сегодня их произведения занимают достойное место на выставке во Владимире.
В 1930-м на основе ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН были созданы Высший архитектурно-строительный институт (ныне МАрхИ), Московский полиграфический институт, Художественный факультет Московского текстильного института, Институт пролетарских изобразительных искусств в Ленинграде. Там продолжили преподавать многие профессора и выпускники ВХУТЕМАСа.
Выставка к 100-летию ВХУТЕМАСа в «Палатах» ВСМЗ будет работать до 7 февраля.
Читайте также: Светлану Мельникову наградили знаком «За заслуги перед музейным сообществом»