Потомственный владимирский художник продолжает дело своего отца и деда. В его детстве все вокруг рисовали и лепили. Так что у него с детских лет не было сомнений, кем он станет.
Дед, Роман Михайлович, работал дома. Участвовал в выставках, но в его творчестве было больше живописи, чем скульптуры. Одно из ярких воспоминаний детства нашего героя – когда дед подарил Мише огромный мешок пластилина. «Да здесь можно слепить меня в полный рост!»- восторженно радовался внук подарку. «Вот и лепи!» - ответил дед.
- Все игрушки в детстве я слепил себе сам, - рассказывает Михаил.- Жил в какой-то сказочной стране. С 6-класса стал заниматься в детской школе искусств №6, позже учился в университете на художественно-графическом факультете. Занятия по скульптуре начались у нас со второго курса. Вел их преподаватель Юрий Колов. Как-то раз я засиделся в мастерских факультета до десяти вечера. Тогда это было возможно. И тут хлопнула дверь. Зашел Юрий Григорьевич и удивился: «Кто тут?». В ответ услышал: «Это я, остался полепить». А на следующий день он пригласил меня к себе помощником в мастерскую. Увидел рвение и оценил.
- Какое событие было для вас значимым, как для скульптора?
- Решение вступить в Союз художников России. Сделал для этого работы в современном исполнении. Ездил в Москву, где мое творчество одобрили и приняли меня в члены Союза. Конечно, это важно. Может быть, я не создал еще чего-то такого выдающегося. Поначалу кажется, что ты все сделал хорошо. Потом начинаешь сомневаться, поправлять. Муки творчества! Но я люблю свои работы! Стараюсь приложить опыт и силы. Художник, который много творит, все время открывает для себя что-то новое.
- Как создаете работы? Из какого материала?
- Я покупаю кусочки стали, режу их на кусочки. Начинаю сваривать. По форме придаю направление, динамику. Иногда присматриваюсь к запылившемуся ржавому кусочку, фантазирую, и …появляется образ. Самой первой моей работой в технике из стали, которая всем понравилась, был воробей. Пузатый, круглый. У меня его сразу забрали на выставку в Союз художников.
После вступления в Союз я получаю много предложений. Съездил в Ухту, где Газпром организовывал культурный симпозиум. Сначала был конкурсный отбор. Из 40 мастеров отобрали шесть. Я на ходу сделал и отослал эскиз на тему: «Пусть всегда будет солнце!». Работа стилизованная, но подошла под общую концепцию набережной города газовиков. Работу стараюсь сделать быстро. Иначе перегораю. Если идея захватывает, тогда могу за три часа сделать то, что обычно за три дня делаю. Мозг мой в такие моменты отключается от внешнего мира. В запале получаются самые яркие работы.
- Что вдохновляет?
- На самом деле - все! Ведь чем художник отличается от ремесленника? Профессиональные навыки есть у многих. Они и нарисуют человека как есть, и слепят все точно, один в один. А художник формируется не сразу, постепенно. Он должен учиться из чего-то, не очень привлекательного, делать что-то красивое. Видеть образы. Пусть даже нарисовать ромашку, пробивающуюся из неприглядного поребрика на дороге. Это и есть взгляд художника. А еще вдохновляют дети. Их у меня трое! Старшей Лизе 10 лет, Даше – 5 лет, Луке – 3 годика. Все очень любят рисовать. И попачкать стены пластилином. Им интересно! Жена тоже переключилась на творческую деятельность. Иногда в доме художника проводит мастер-классы по мыловарению и изготовлению свечей. Меня вдохновила выставка, которая недавно проходила в Третьяковской галерее. Был конкурс, отобрали несколько моих работ. А потом в награду дали возможность поработать на творческих дачах. Мы вместе с преподавателями из Суриковского художественного училища лепили с натуры – могли по 6-8 часов этим заниматься.
- Как вы подружились с областной детско-юношеской библиотекой?
- Сотрудник библиотеки Ирина Дубиневич как-то зашла к нам в мастерскую, чтобы посмотреть работы для чемпионата поэзии. Вначале взяла картину Юрия Негодаева. А в перспективе предложила устроить мою выставку. И все получилось. Там сейчас расположились Девочка на качелях, Сфинкс - его я копировал со своей грациозной кошки, Кабан Федор, Портрет счастливой девушки «Навстречу солнцу», бабочка, от взмаха крыла которой зависит мир на планете… Скульптуру Девочка на шаре я сделал на заказ, специально для библиотеки.
- Как у вас получается такая нежность из стали?
- Очень аккуратно, старательно руками работаешь. Точно так же ювелиры берут металл, золото и делают орнамент, гравировку. Из камня тоже высекают гладкие монументальные скульптуры. Кусочек за кусочком отколачивают, шлифуют. Кропотливая работа!
- Ваши планы?
- У нас с отцом есть мастерская в городском парке. Там устраиваем выставки и даже поэтические вечера. Сейчас я работаю над скульптурой, посвященной Владимиру Юкину. За основу взял свою дипломную работу. Фигура была из гипса, затонированная под бронзу. У меня эту работу сразу забрали в Суздальский музей-заповедник. Сейчас хочу сделать развернутую композицию, изобразить Юкина в работе, сделать как бы кадр из его жизни. Он сосредоточен, смотрит на этюдник. Очень благодарен искусствоведу музея Надежде Севастьяновой за то, что она мне дала биографию, видео, фотографии мастера, чтобы я изучил и впечатлился. Это же один из основателей владимирской школы живописи. Мне кажется, его скульптура как памятная печать обязательно должна быть у города.
Читайте также: Владимиро-Суздальский музей-заповедник отмечает 100-летие ВХУТЕМАСа большой выставкой