Спасибо Кларе Цеткин
В первые годы Советской власти 8 Марта называли Международным днем работниц. Пресса сопровождала его лозунгами из сложной повестки дня. Например, муромская газета «Луч» в номере от 8 марта 1922 года крупно обозначала: «В капиталистических странах в день 8-го марта работницы выступают на собраниях и на улицах против своих капиталистов-правителей. Работница же Советской России отпразднует международный день своею братской помощью голодающим, своим общественным трудом».
Обычно восьмимартовские подборки газетных статей в те годы сопровождал портрет ветерана социал-демократии и компартии Германии Клары Цеткин и рассказы об истории праздника. Газеты напоминали, что именно Цеткин в 1910 году на конференции социалисток в Копенгагене предложила учредить международный день борьбы за права женщин. Очень понравилось советским идеологам, что в 1917 году 23 февраля по старому стилю (то есть 8 марта по новому) в Петрограде состоялся протестный марш женщин. А после революции западный женский праздник на российской почве набрал максимальные обороты.
Демонстрации и собрания
Из советского прошлого владимирцы помнят еще демонстрации на 7 ноября и 1 мая. А вот тот факт, что и 8 марта города и поселки нашего региона когда-то «кипели» демонстрациями и собраниями, уже подзабылся.
Вот что сообщала губернская партийная газета «Призыв» в репортаже о 8 марта 1923 года во Владимире: «Утро. От Дома союзов демонстранты направляются на площадь Свободы к Гарнизонному клубу (позже — Дом офицеров. - Прим автора)... Выстраиваются, занимают места и внимательно, напряженно, слушают речи ораторов... Вечером. Город ожил. В центре улица III Интернационала шумит как никогда. И опять стройными рядами со всех концов по направлению к Гарнизонному клубу спешат представительницы на торжественное заседание. В ногу шагают красноармейцы... Все к Гарнизонному клубу… На заседании. Концертный зал переполнен, нет мест ни сидеть, ни стоять, а желающих попасть еще много. Заседание уже открыто… Председательствует товарищ Наташа (Фатеева). Приветствует от Союза Молодежи товарищ Цветаев, который призывает женщин принять самое горячее участие в женском освободительном движении».
Примерно то же творилось в других городах и селах губернии.
Экспроприация лампочек на «благие цели»
«Делегатки» от предприятий и другие активистки встречали 8 марта общественными акциями. Но какими! Вот, например, накануне 8 марта 1921 года муромские дамы выкручивали «лишние» лампочки в домах горожан для детдомов и больниц: «По мысли Отдела работниц было произведено снятие лишних лампочек в квартирах граждан, всего было снято 90 лампочек, которые переданы в детские дома, больницы и госпиталь. Сколько радости доставили больным и детям принесенные работницами лампочки!
- Мы были вполне вознаграждены за те неприятности, которые мы перенесли со стороны граждан, у которых снимали лампочки, - говорили работницы». (Газета «Луч», 8 марта 1921 года).
Традиция подарков женщинам на 8 Марта только зарождалась — их вручали дети родителям на мероприятиях или ими радовали женщин-ветеранов. Зато сами активистки на свой праздник сами что-то дарили нуждающимся: то во Владимире шили белье для женщин-заключенных «Губисправдома», то в Гороховце отчисляли однодневный паек на поддержку Красного флота.
Ток-шоу по проблемам раскрепощения
Однако на всех путях раскрепощения женщин были проблемы. Вот, например, надо было уравнять женщин с мужчинами на работе. Но тогда «...работница, в массе своей, занималась по преимуществу подсобным трудом в производстве. И на ее заработок еще до сих пор привыкли смотреть, как на подсобный к основному заработку мужа или отца. Вот почему так невысок процент квалифицированных работниц».
Трудно даже сегодня представить, чтобы на 8 марта пресса обсуждала проблемы безработицы, проституции или опасности частых абортов. А в 1920-е годы сложных тем на женский праздник местная пресса не скрывала: «НЭП создал женскую безработицу, вызвал проституцию. Государство, не имея доходов, не могло за свой счет содержать яслей для детей работниц, столовых и других учреждений. Они стали сокращаться. Дети снова обсели работницу, а тут она еще лишается работы. Спасая жизнь свою и своих детей, работница возвращается к нелюбимому мужу, или находит нового, - не потому, что его любит, а потому, что жить стало нечем. Бывает хуже – идет в проститутки, только бы обеспечить сегодняшний день куском хлеба. Какие тут пути освобождения, - только бы жизнь спасти!» («Призыв», 8 марта 1923 года).
Еще одной проблемой 8 Марта был высокий процент неграмотных женщин: «В этот день мы должны открыто сказать, что главное зло, не позволяющее женщине широко применять свои силы в общественной работе, это ее неграмотность. … По Муромскому уезду в настоящее время числится 52 ликпункта, в которые привлечены для обучения 1680 человек, из которых только 50 мужчин». (газета «Луч» от 8 марта 1924 года).
И все-таки женщин старались порадовать культурной программой: лекциями об эмансипации и спектаклями. Однако в расписании дня были и такие, как бы мы сейчас выразились, постановочные «ток-шоу»: «политический суд над проституткой» или «агитсуд над мещанкой».
А что же мужчины?
Официально мужская половина сознательного общества поддерживала прекрасный пол в его раскрепощении. Вот, например, какое приветствие женщинам послал мужской коллектив из Мурома в губернскую газету на 8 марта 1924 года: «Привет от водников. В великий день — Международный день работниц - мы, члены ячеек РКП и РКСМ Муромского затона, приветствуем вас, труженицы, и обещаем дело вашего раскрепощения довести до конца. Муромские водники».
Но супруги активисток не всегда адекватно воспринимали «доведение до конца дела раскрепощения» своих жен. Яркий пример семейного «абьюза» в селе Ундол крупным шрифтом описан в губернском «Призыве» 8 марта 1925 года под двойным заголовком «Муж-изверг. Требуем показательного суда»: «В субботу, 5 марта, вечером в клубе ф-ки имени тов. Лакина происходил семейный вечер работниц и рабочих. На вечере присутствовала работница Подишина Серафима, член поселкового совета. В самый разгар вечера в клуб, с ножом в руке, ворвался муж Серафимы Андрей Подишин и с грубой бранью бросился к жене, грозя ножом. Жена бросилась домой. Андрей Подишин погнался за ней, но был задержан рабочими. Оставшись в клубе, он перебил оконные стекла и был удален. ...Соседи, боясь его расправы над Серафимой, спрятали ее к себе в комнату и заперли дверь. Догадавшись об этом, Подишин сорвал дверь и начал избивать жену. Соседям пришлось унять Подишина, прекратив этим дальнейшее избиение Серафимы. Рабочие фабрики, узнав о происшедшем, настойчиво требуют суда над мужем извергом. Серафима Подишина активнейшая работница-общественница, и сегодня, в день 8 марта, вступает в партию».
Сегодня мы, кажется, так далеки от ранней советской реальности почти столетней давности. Но темы возможностей женской самореализации в чем-то остаются актуальными. Не потеряла остроты и карикатура из владимирской газеты от 8 марта 1930 года, высмеивающая то, как начальник возвышает женщин в праздник 8-го Марта, а 9-го марта снова начинает принижать.