10 апреля 2021 в 08:44

В Музее природы во Владимире открылась выставка для людей с нарушениями зрения и слуха

9 апреля в «Музее природы» Владимиро-Суздальского музея-заповедника торжественно открыли первую в своем роде выставку «Животные в резьбе белокаменных храмов Древней Руси». Основная новизна в том, что экспонаты можно и нужно трогать. Это очень важно для людей с ограниченными возможностями, которые и стали главными посетителями новой выставки.

Новая экспозиция стала частью большого проекта «Трогательная история», который должен повысить доступность музеев для тех, чьи возможности здоровья ограничены. В данном случае выставлены тактильные копии белокаменных барельефов, которые люди с нарушениями зрения могут сколько угодно трогать, слушая при этом тифлокомментарии для незрячих в записи. Описания обычным текстом дублируются с помощью рельефно-графического шрифта. А тем посетителям, у которых проблемы со слухом, узнать все о шедеврах древнерусской резьбы по камню поможет медиагид с видеороликами на русском жестовом языке. То есть, на этой выставке задействован целый комплекс новейших музейных технологий.

Во время открытия выставки генеральный директор ВСМЗ Светлана Мельникова вспомнила трогательный момент из ее первого опыта работы как раз в «Музее природы». Незрячий ребенок попросил потрогать чучело волка, а к таким экспонатам прикасаться не разрешается. А ведь именно детям (и не только незрячим, но и совершенно здоровым) интересно потрогать то, что им показывают в музее.

- И вот только теперь этот привычный музейный диссонанс «смотреть можно, трогать нельзя» преодолевает наша новая выставка, где экспонаты трогать можно, - подчеркнула Светлана Мельникова.

О важности расширения доступа к музейным экспонатам детей, в том числе с особенностями развития, говорил и уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области Геннадий Прохорычев.

Выставка помогает решить нашу главную задачу — максимально расширить границы познания мира для детей с ограниченными возможностями, - сказал Геннадий Прохорычев.

Светлана Мельникова представила партнеров по организации такой выставки из научно-исследовательской лаборатории «АрхеоЛаб» и Национальной ассоциации участников рынка ассистивных технологий «АУРА-Тех». Эту ассоциацию представлял ее директор, председатель координационного совета Общественного народного фронта по делам инвалидов Иван Бирюков.

Он порадовался тому, как созвучна тема выставки задачам «Музея природы». Ведь на барельефах древнерусские резчики изображали как раз животных. Правда, часто экзотических, таких как львы, барсы, слоны, а также мифических и символических — грифонов, птиц Алконоста и Сирина и прочих загадочных существ.

Копии изготовлены из искусственного камня — современного безвредного материала, который передает не только форму, но и тактильные особенности барельефов. Над каждой копией помещено фото оригинала резьбы с собора.

В лаборатории «АрхеоЛаб» для такого современного копирования выбрали резные камни Георгиевского собора в Юрьев-Польском. Не в последнюю очередь специалисты, по их словам, хотели привлечь внимание к трудной судьбе этого памятника.

Юрьев-Польский в свое время не вошел в состав «Золотого кольца». Сегодня уникальный памятник федерального значения Георгиевский собор, стены которого практически полностью покрыты изумительной резьбой, требует комплекса сложнейших реставрационных работ. Они необходимы для спасения знаменитого храма.

Директор муниципального Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея Светлана Борисова выразила огромную признательность руководству ВСМЗ и «АрхеоЛаб» за то, что шедевры резьбы Георгиевского собора стали экспонатами столь значительной, можно сказать, инновационной выставки во Владимире.

Однако и в фондах ВСМЗ есть свои копии резных камней, которые тоже можно увидеть на выставке. Они со стен Дмитриевского собора и храма Покрова на Нерли. Только это слепки, выполненные в XIX веке. Сегодня такой старинный метод копирования считается слишком опасным для белокаменной резьбы.

Для получения тактильных копий, которые представлены в «Музее природы», использовались новейшие сканеры. Съемка барельефов шла в разное время дня в целях идеальной точности. Потом над копиями трудились скульпторы, чтобы правильно восстановить утраченные фрагменты резьбы. Так что при копировании проведена, по сути, научная и художественная реставрация барельефов с изображением удивительных существ из средневекового бестиария.

Первые незрячие посетители выставки с большим интересом и благодарностью опробовали новейшие музейные технологии. А также высказали свои пожелания насчет того, что еще можно улучшить в музее для ознакомления людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, с такими экспонатами.

По словам Светланы Мельниковой, музей-заповедник не остановится на этом первом опыте. Барельефов или граффити, которые вот так можно показать вблизи и дать потрогать, на древних белокаменных храмах еще немало.

Инклюзивная выставка «Животные в резьбе белокаменных храмов Древней Руси» будет работать в «Музее природы» ВСМЗ до середины июня.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:46 Из Гусь-Хрустального в зону СВО доставлен очередной груз помощи нашим бойцам
Администрация города Гусь-Хрустальный отчиталась о доставке в зону Специальной военной операции очередного конвоя с помощью нашим бойцам. Груз сформирован силами местных предприятий, предпринимателей и неравнодушных граж…
вчера в 17:46 В Гороховце супруга погибшего в канализации рабочего отсудила у предприятия 600 тыс рублей
Объединенная пресс-служба судов Владимирской области сообщает о выигранном местной гражданкой суде. Женщина - вдова рабочего МУП «Гороховецкий водоканал», погибшего при несчастном случае на производстве 2 августа 2023 го…