Но это, увы, был не единственный эпизод такого рода. Жестокость, халатность, когда за правилами не видно человека, - причины подобных ЧП можно разбирать долго. Правительство решило избавится от проблемы радикальным способом: в марте вступил в силу закон, запрещающий высаживать из общественного транспорта детей до 16 лет, если они едут без сопровождения взрослых, - даже при отсутствии платы за проезд. Разумный закон? Гуманный? Безусловно. Вот только появилась новая проблема: часть родителей решила, что теперь можно вообще не платить за поездки детей...
Нескромное предложение
«Сегодня утром я ехала в 32-м автобусе и наблюдала такую картину: зашёл школьник, примерно 3-4 класс, и сразу же пошёл к кондуктору. Спросил, можно ли ему не платить за проезд. Та поинтересовалась, дали ли ему родители деньги на автобус. В ответ - тишина. Кондуктор не выгнала его, просто попросила занять место. Что вы думаете по этому поводу?», - спрашивает аноним из сообщества «Подслушано во Владимире» в ВК.
По данным наших источников, это уже не единичный случай. После принятия гуманного закона «зайчики» перестали стесняться и прямо заявляют, что платить не будут. В основном подобным занимаются ребята от 14 до 16 лет.
В комментариях в соцсети на эту тему уже идут дебаты. Кто виноват — родители, которые учат ребёнка не платить, или школьники, которые откладывают проездные деньги на вкусности и развлечения?
“Мой ребенок из села в город отправляется на секции, которых у нас нет. Проезд - 100 рублей в один конец, плюс по городу 24 рубля. В итоге 250 рублей на проезд. Я не жалуюсь, что 48 рублей - это ой как много. Всё зависит от воспитания. Какие родители такие и дети”, - поделился пользователь Дмитрий Р.
С ним категорически не согласен другой участник диалога, Илья Б.:
“Есть многодетные семьи, у которых тяжко с деньгами. Особенно когда двое учатся. А что делать тому, у кого школа далеко от дома? Приходится ездить, потому что в школе мест нет! Не проще сделать бесплатный проезд для школьников?”
Вопрос логичный. Вот только не применимый в современных реалиях. Перевозчики — частники. Без оплаты услуг любой бизнес прогорит. Никто же не предлагает в магазинах еду детям даром раздавать! Другое дело, что муниципалитет может расщедриться и выделить субсидию перевозчикам, которая покроет бесплатный детский проезд. Но городов с подобными примерами у нас в стране нет.
Кстати, муниципалитеты и так обеспечивают бесплатный проезд льготным категориям граждан — среди них дети до 7 лет. Что касается других детских категорий, тут уже есть разночтения в правилах, в зависимости от города. Например, в Москве и Московской области на бесплатный проезд в наземном общественном транспорте и в метро могут рассчитывать школьники до 16 лет (или до 18, если продолжают учится в школе) из многодетных семей. У нас во Владимире такого правила нет, зато уже с 2019 года родители просят у мэрии ввести льготные проездные для школьников на всю транспортную сеть. Обращались даже к губернатору. Ответ официального представителя владимирской мэрии Александра Карпиловича — еще в 2019 году в разговоре с журналистами прозвучал неутешительно: «По предварительным расчетам городского отдела транспорта и связи, введение льготного проезда для учащихся на всех видах общественного транспорта потребует из городского бюджета порядка 48 млн рублей в год. Учитывая возможности бюджета, это нереально».
Сейчас школьники за 300 рублей могут приобрести льготный билет только на городские троллейбусные маршруты. Льготных проездных билетов нет, зато есть деньги на контракт с компанией «Ситикард». В ноябре 2020 года мэрия предложила всем детям заменить бумажную версию проездного электронной. Оформить такую карту можно на сайте оператора, там же можно пополнять счёт. Конечно, определённое удобство в такой системе есть, но это все же не совсем то...
Штраф от вашего мальчика
Но если муниципалитет не хочет брать на себя ответственность за бесплатный или льготный проезд для школьников, может, стоило конкретнее формулировать закон? Например, прописывать, в каких именно случаях и в какое время суток высаживать ребёнка нельзя. В комментариях «Подслушано во Владимире» многие с этим согласны.
«Нельзя принимать глупые законы, вот что я думаю! Если кому-то можно не платить, то зачем платить остальным? Можно было бы в законе описать случаи когда нельзя высаживать ребенка: в мороз, между длинным остановками, в загородной местности и т.п. И даже в этом случае надо выписывать штраф на родителей, чтобы давали деньги ребенку на проезд. А так получается деньги, может быть, есть, а лучше истратить на чипсы, чем оплатить», - возмутилась пользовательница Марина С.
Кстати, подобные прецеденты в регионах встречались. Например, ещё до выхода ФЗ в Нижегородской области перевозчикам запретили высаживать безбилетников, но с оговорками — запрещено это при температуре ниже минус 20 градусов, вне установленных остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок и вне границ населенных пунктов, а также в период с 22:00 до 06:00.
“Понятно, что законодательство новое, и многие вопросы пока не отрегулированы. Но говорить о том, что закон в корне неправильный, все же не стоит, потому что законодатель из лучших побуждений сформулировал эту норму, чтобы обезопасить детей. Сейчас мы видим, что ситуация начала развиваться в несколько иной плоскости. Есть родители, которые начинают пользоваться этим законом в своих целях. На мой взгляд, этот момент нужно отрегулировать. Например, вводить санкции к родителям. Потому что именно они должны обеспечивать ребёнка средствами на проезд”, - подчеркнула уполномоченный по правам ребёнка во Владимирской области Юлия Раснянская.
Как рассказали нам в управлении транспорта и связи администрации Владимира, штрафы за «бесплатный» проезд детей для их родителей предусмотрены, но выписать их — проблема:
«Перевозчик имеет право взыскать эти деньги с родителей через суд. Но как должна происходить эта процедура, пока никто не знает. Если ребёнка родители отпустили без денег кататься по городу, виноваты родители. По большому счёту, чтобы кондуктор не высадила ребёнка за такой проезд, он должен иметь с собой свидетельство о рождении или паспорт — эти документы подтвердят, что ему не больше 16 лет. Механика действий кондуктора при такой ситуации теперь такая: ребёнок продолжит поездку, однако, экипаж может попробовать взять у ребёнка данные, чтобы потом перевозчик через юриста потребовал вернуть деньги. Безусловно, перевозчики ещё находятся в замешательстве и пока не знают, что им делать».
То есть штрафа в законодательстве нет. Можно лишь через суд потребовать у родителей оплатить поездку. Но при росте безбилетников перевозчики рискуют просто погрязнуть в судах «ради 24 рублей»...
Кстати, некоторые придерживаются мнения, что закон вообще «вреден»: «Дума приняла закон, запрещающий высаживать из общественного транспорта безбилетников младше 16 лет. Это лишит современных детей опыта борьбы. Меня кондукторша выкинула из автобуса на обочину с ранцем и лыжами за 4 км до деревни. Мне было 12. Дома сказали, что я легко сдалась», - написала автор издания «Фонтанка.ру» Венера Галеева.
Может, есть доля правды в этих словах? Комфортные условия провоцируют «деток без комплексов», как их называет сама Галеева, не оплачивать проезд вовсе. Хотя, конечно, подвергать детскую жизнь опасности все равно недопустимо. Так что пока власти дорабатывают закон, а перевозчики выстраивают новые стратегии борьбы с «зайцами».
Читайте также: Куда "катится" прокат электросамокатов во Владимире?