- Людмила, на вашей первой столь крупной персональной выставке удивляет соседство разных техник: реалистическая живопись маслом и графические композиции декоративного плана. Словно ваша жизнь и творческий путь, как говорится, разделились на «до» и «после».
- Так и есть. Эта экспозиция задумана «на контрасте». Картины, написанные в технике масляной живописи относятся к первой половине 2000-х годов. Это маленький кусочек творческой жизни отразил мое стремление к реалистической живописи. Он оборвался в связи с жизненными обстоятельствами. А графические композиции, выполненные в технике сухой пастели созданы за последние пять лет. Именно в них смог реализоваться накопленный за долгое время творческий материал,
– Не секрет, а что за жизненные обстоятельства так повлияли?
– Конечно, не секрет. Работая над кандидатской диссертацией, я очень соскучилась по живописи. Думаю, этому способствовали и усталость от научной работы, и недостаточность времени обучения на худграфе, необходимого для постижения академической живописи. Я нуждалась в ней, словно в глотке свежего воздуха. И сразу после защиты диссертации в Москве в 2001 году, с головой окунулась в творческую работу. Стремилась освоить реалистическую живопись в полной мере, совершенствовать свое академическое образование. Однако, занятие живописью, к сожалению, не получило развития. В 2004 году моя мама перенесла микроинсульт, и ухудшилось здоровье отца.
Кроме того, в моем понимании, живопись требует серьезной организации рабочего места, то есть, мастерской. Ее у меня не было.
- И как же вы пришли от живописи к этим удивительным декоративно-графическим композициям?
- После 2004 года я большей частью сосредоточилась на декоративно-прикладном искусстве, которое всегда присутствовало в моей жизни, - текстильный коллаж, вышивка, батик... Помимо работы в том или ином материале, я делала маленькие эскизы, реализуя свои композиционные задумки.
Мне хотелось воплотить художественные образы ровно такими, какими я их видела, вне зависимости от конкретной декоративно-прикладной техники.
Так я обратилась к технике сухой пастели, которая обладает необходимыми цветовыми и фактурными выразительными возможностями. И появились эти декоративные композиции в стиле русской этники, окрашенной духовным смыслом.
– В ваших композициях читаются и традиционные орнаменты, и стилизованные природные мотивы. И все-таки видно, что это особый, только ваш, образный мир.
– Верно. Я не допускаю буквального заимствования древних этнических знаков, символов, элементов народного искусства, орнаментов, не эксплуатирую их, а опираюсь только на свое воображение и творческое мышление. Мои декоративные композиции я называю ассоциативными. Это и одиночные работы, и триптихи, и серии. В них меня интересует, прежде всего поиск гармоничного цветового решения графически выстроенного изображения. Пастели имеют самостоятельное значение, как станковые графические листы. Но, при желании, любая из этих композиций вполне может быть воплощена в самых разных техниках — от батика, гобелена и вышивки до витража, эмали и мозаики.
– Откуда же вы черпаете вдохновение, чтобы продолжать творчество, а теперь и решиться на проведение столь крупной персональной выставки?
– Главный источник вдохновения для меня - русское искусство и культура. При этом мое творчество, смею надеяться, христоцентрично (то есть, христиански ориентировано), опирается на православное мировоззрение. Для меня очевидно, что художник своим творчеством призван менять мир к лучшему, вызывая в людях отклик в виде стремления делать добро и тянуться к свету.
При этом любому творческому человеку важна реальная поддержка, и те люди, которые искренне помогают, и морально, и физически, по сути, являются полноправными сотворцами художника. Благодаря им, не опускаются руки и ты продолжаешь путь, находя в себе силы. В моем случае первыми помощниками, готовыми поддержать в любую минуту, стали - мой муж Дмитрий Кошелев, разделивший со мной весь груз физической работы и моральной ответственности за все происходящее, а также оказавшие неоценимую помощь при оформлении работ для экспозиции Надежда Никольская и Максим Калягин. Без них я вряд ли бы сделала эту выставку. Огромное спасибо, и низкий поклон! Я бесконечно благодарна всем друзьям, понимающим, принимающим и переживающим за меня.
Выставка «Людмила Кошелева. Живопись. Графика» во Владимирской областной универсальной научной библиотеке (ул.Дзержинского, д.3) будет работать до 16 сентября.
Справка «ВВ». Людмила Кошелева родилась в семье художника, педагога и искусствоведа Алексея Тихоновича Антонова, оказавшегося в республике Марий-Эл по распределению после аспирантуры МГПИ.
В 1978 году с родителями переехала во Владимир, где ее отец стал первым деканом создаваемого художественно-графического факультет педагогического института.
В 1991 году с отличием окончила Художественно-графический факультет ВГПИ.
Преподает в ВлГУ на кафедре дизайна, изобразительного искусства и реставрации. Кандидат педагогических наук.
Участница областных и городских. Работает в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве.
Является хранителем, исследователем творческого наследия, биографом и организатором выставок работ своего отца - Алексея Тихоновича Антонова (1932-2005).