Из крестьян в академики. Сегодня Ивана Куликова мы вспоминаем как самого маститого и титулованного художника-земляка. Родом он был из крестьян, выходцев из деревни Афанасово Муромского уезда, что отразилось на его творчестве и характере.
Родился будущий живописец 1 (13) апреля 1875 года в Муроме, где его отец-крестьянин «переквалифицировался» в городского ремесленника, занимаясь кровельными и малярными работами.
В юности Иван часто гостил у родни в Афанасове. И потом вспоминал: «Всегда рад поехать в деревню, …летом в деревне было очаровательно…, водили хороводы. Красные рубахи и сарафаны из кумача ярко горели на фоне зелени. Зимой тоже интересно было… Все впечатления раннего детства впоследствии послужили темами для многих моих картин», - цитирует слова самого художника главный научный сотрудник Муромского музея Александра Сиротинская.
Старт в высшие круги мира искусства состоялся благодаря знакомству юноши с маститым живописцем, академиком Александром Морозовым, который летние месяцы проводил в Муроме. Куликов потом писал: «Я обратился к академику Морозову, не согласится ли он давать мне уроки частные. К счастью, он согласился. У Морозова много можно было получить указаний в смысле техники живописи, реставрации картин и прочих практических сведений». Именно Морозов, уловив талант, посоветовал родителям отправить сына в школу Общества поощрения художеств при Академии художеств в Петербурге.
Осенью 1896 года Куликов стал вольнослушателем Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств мастерской Владимира Маковского. А менее чем через месяц Маковский, учитывая стиль ученика, сам рекомендовал тому перейти учиться к первой величине русской живописи - Ивану Репину. Тот ходатайствовал о зачислении Ивана в студенты Высшего художественного училища. Протекция сыграла ключевую роль, ведь у Куликова даже не было аттестата зрелости, потому что в гимназии он не учился. Зато в итоге Иван Куликов вошел в историю искусства как один из лучших учеников великого Репина.
B 1901-1902 годах наставник привлек Ивана и его друга Бориса Кустодиева к работе над грандиозным полотном «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Друзья выполнили 17 натурных портретных зарисовок членов Госсовета, чем помогли Репину создать знаменитую картину колоссальных размеров.
Сам Иван Куликов смолоду «застолбил» себе место в элите отечественной живописи как мастер портретов и бытовых сцен русской старины.
В ноябре 1902 года Куликов окончил учебу, получив за свою работу «Чаепитие в крестьянской избе» Большую золотую медаль Академии художеств. Медаль обеспечила художнику статус личного почетного гражданина и право на зарубежную командировку за казенный счет. Так сын крестьянина-ремесленника побывал в Италии и Франции. А в 1905 году на Всемирной выставке в бельгийском Льеже «Портрет моей матери» принес Ивана Куликову Большую серебряную медаль.
Особую славу и наиболее высокие оценки среди коллег и почитателей Иван Куликов обрел за цикл работ о родном Муроме. Он написал и «Уголок базара», и «Ярмарку в Муроме», и «Гулянье зимой», и многое другое. Сегодня работами Куликова часто иллюстрируют дореволюционную сельскую и ярмарочную жизнь. Именно муромские бытовые сцены и образы крестьян и городских жителей принесли в 1915 году Ивану Куликову звание академика живописи Императорской академии художеств. Но, вращаясь в художественном бомонде, скромный академик всякий раз снова приезжал в родной Муром, в тот самый дом, который его отец приобрел в 1882 году.
Свою жену Елизавету Иван Куликов изображал на портретах, в том числе на знаменитой работе «В русском наряде».
Куликов советский. После революции крестьянское происхождение и полная лояльность к новой власти помогли Куликову и в искусстве, и по жизни.
Он усердно работал с 1919 года в Муромском музее, возглавляя его несколько лет. Собирал предметы искусства, заботился о сохранении архивных документов и книг. Спас уникальную археологическую коллекцию графов Уваровых (кстати, потрет Уварова относится к его лучшим работам). Кроме того, Иван Куликов дал старт Муромской художественной школе, которая теперь носит его имя.
Вспоминая про знаменитого художника из Мурома советская пресса призывала использовать его потенциал: «Куликов — художник-реалист, пишет яркие, солнечные картины, широким мазком, часто репинской силы. Он любит деревенские пестрые наряды девушек, кумачовые рубахи, наборы лент, яркие ситцы, платки. Кроме живописи, Куликов давно уже занимается археологией и этнографией и его коллекциями наполнен в значительной мере местный музей... В 50-ю годовщину со дня рождения пожелаем нашему земляку, тов. Куликову, еще большей связи с родным для него крестьянским миром. Будем ждать от него новых картин с новым бытовым содержанием. Для новой октябрьской деревни необходим художник с зорким глазом реалиста-передвижника, репинская сочная, яркая, полная жизни краска. А все это может еще дать И.С. Куликов», - писала газета «Призыв» в 1925 году.
И Куликов дал! В конце 20-х годов появился его «комсомольский» цикл. «Физкультурница» Куликова, на мой взгляд, вполне конкуретоспособна с более раскрученной «Девушкой в футболке» Дейнеки. А еще Куликов написал «Пионеров» и многофигурную композицию «Международный юношеский день», где колонна юношей и девушек марширует в военной форме. Особенно известна его картина той поры «Юнгштурм» - задорная девушка в гимнастерке и кепке под развивающимся знаменем. Этот портрет с признаками плаката посвящен молодежному коммунистическому движению в Германии. Но моделью, оказывается, послужила наша комсомолка Людмила Шеронова. И в образе бойца «Юнгштурма» с картины Куликова в качестве плаката и на открытках разошлась по всей стране.
При этом Куликов продолжал с душой писать портреты крестьян и кустарей. Также создавал портреты известных современников - Горького, Чкалова и других.
Незадолго до кончины художник словно подвел итог многолетней работе: «За время участия на выставках с 1901 года и по сие время, экспонировалось моих работ более 600, разошедшихся по музеям и частным собраниям и за границу. Еще должен упомянуть о росписи на Ярославском вокзале в Москве зала пригородного сообщения, в 1938 году».
Уже через 10 дней после кончины художника горисполком Мурома решил организовать его дом-музей. Он открылся после войны. Оказывается, к тому моменту многие жители Мурома даже не знали, что по соседству с ними жил столь знаменитый художник. В 2007 году все экспонаты из дома-музея Куликова перевезли в Муромский историко-художественный музей. Именем художника названа улица в Муроме.