30 января 2022 в 15:07

Из истории владимирской прокуратуры: наш земляк генерал-прокурор и спасители культурных ценностей

В этом году прокуратуре России и Владимирской области исполнилось 300 лет. В этой связи «ВВ» решили вспомнить замечательных деятелей прокуратуры разных времен.

Наследие Блудова

Должность генерал-прокурора 12 января 1722 года учредил Петр I. От этой даты ведет свою историю российская прокуратура. C 1802 года, уже при Александре I, когда в России появились министерства, должность генерал-прокурора соединили со статусом министра юстиции. Генерал-прокурор с тех пор был начальником прокуратуры и канцелярии Сената с правом надзора за судебным ведомством. И так было вплоть до февральской революции 1917 года. За все эти годы единственным генерал-прокурором, родившимся во Владимирской губернии, был Дмитрий Николаевич Блудов.

Он принадлежал к старинному обедневшему роду столбовых дворян, ведшему свою историю от Ивещея Блуда, воеводы великого князя Ярополка, жившего на рубеже X и XIвеков. А появился Дмитрий на свет 5 апреля 1785 года, в вотчине «Романово» во Владимирской губернии. Здесь провел раннее детство.

В 15 лет он поступил на службу в Московский архив государственной коллегии иностранных дел - и вскоре продвинулся на дипломатическом поприще. В 30-е годы XIX века Дмитрий Николаевич уже был министром внутренних дел. Многое усовершенствовал, например, создал станы - территориальные полицейские единицы в уездах.

Именно по инициативе Дмитрия Блудова было решено издавать в губерниях официальные газеты - «Губернские ведомости», в том числе - «Владимирские». Так появилась наша газета.

В феврале 1839 года Блудов стал генерал-прокурором и министром юстиции. Проработал он в этом качестве относительно недолго, но сделать успел немало. Существенно улучшил материальное положение чиновников в канцеляриях губернских прокуроров. Эти должности находились в штатах губернских правлений, но денежные суммы на их содержание не были четко определены, поэтому нередко занижались и выдавались не регулярно. Блудов представил Госсовету предложение о «назначении твердых сумм» на содержание канцелярий губернских прокуроров. 24 марта 1839 года совет утвердил предложение.

Успешная карьера Блудова развивалась параллельно с деятельностью еще одного знаменитого уроженца Владимирской губернии – Михаила Сперанского. Кстати, они оба получили графское достоинство именно благодаря заслугам на службе. Сперанский начинал в канцелярии генерал-прокурора, а в правление Николая Iважнейшим трудом Сперанского стало составление «Свода законов» – первого опыта систематизации законодательства России.

Блудов после кончины Сперанского продолжил эту важную работу на посту главноуправляющего II отделения Собственной Его Величества канцелярии и председателя департамента законов. Под редакцией Блудова вышли последующие издания «Свода Законов» в 1842 и 1857 годах, а также Уложение о наказаниях.

Дмитрий Блудов славен и важной ролью в подготовке знаменитой Судебной реформы 1864 года. Еще в 1844 году он представил Николаю Iзаписку с общей оценкой предстоящих изменений законодательства. По словам самого Блудова, идею одобрили и император, и наследник престола. Впоследствии, в октябре 1861 года, уже император Александр II поручил Государственной канцелярии с участием «прикомандированных к ней юристов» извлечь из проектов Блудова «основные начала», на которых должна строиться судебная реформа.

Параллельно Дмитрий Николаевич внес вклад в подготовку к Крестьянской реформы 1861 года. С 1855 года Блудов был президентом Академии наук. А в январе1862 года получил назначение в председатели Госсовета и Кабинета министров. Скончался в год Судебной реформы – в 1864-м...

Кстати, Дмитрий Блудов, как и многие деятели в истории прокуратуры, был человеком высокой культуры, обладал литературными способностями. Еще в 1812-1815 годах он погрузился в борьбу литературных партий, примкнув к школе Карамзина и кружку Жуковского. Так появилось известное литературное общество «Арзамас», собиравшееся на квартире Блудова (псевдоним - «Кассандра»). В «Арзамас» в 1818 году приняли и молодого Пушкина. Многие художественные произведения той эпохи авторы читали еще в рукописях в доме Дмитрия Блудова. А сам Блудов писал прозу и стихи на русском и на французском языках.

Прокуроры - за исторические ценности

Некоторые дореволюционные прокуроры, связанные с Владимирской землей, даже спасали историческое наследие. Например, 4 сентября 1808 года губернский прокурор Бут направил министру народного просвещения графу Завадовскому рапорт об одной из самых знаменитых находок в военной истории России – о шлеме князя Ярослава Всеволодовича, утраченного им во время битвы на реке Липице в 1216 году.

Губернскому прокурору об удивительной находке сообщил его помощник - уездный стряпчий: «Владимирский уездный стряпчий Яков Андреевич Кувшинов рапортом от 31 августа минувшего августа мне доносил, что того августа 19 дня Владимирской округи казенного села соцкой (т.е сотский) Илья Андреев рапортом Владимирскому земскому суду донес..., что того села крестьянскими женками Анисьей Ларионовой и Настасьей Васильевой найдены в принадлежащем оному селу кустарнике какие-то вещи. Которые женки на спрос его сказали, что они, находясь в том кустарнике для братья орехов, нашли железную шапку с приклепанными к ней серебряными пятью образами и панцирь железной проволоки».

Это и были оставленные князем Ярославом шлем и кольчуга, пролежавшие на месте почти 600 лет! Шлем Ярослава, отца Александра Невского, стал древнейшим экспонатом Оружейной палаты Московского кремля.

Еще один прокурорский работник лично боролся за сохранение коллекции Оружейной палаты, став музейщиком: Дмитрий Дмитриевич Иванов (1870-1930). В его послужном списке был период работы товарищем (по-современному - заместителем) прокурора Владимирского окружного суда. Самая высокая ступень его карьеры - должность директора департамента министерства юстиции, товарища министра в 1917 году.

После Октябрьской революции Иванов, сын потомственного дворянина, почетного мирового судьи, остался в Советской России. Но продолжение работы в прежней профессии было невозможно. Зато еще в 1904 году Иванов в статье на французском языке призывал мировое сообщество принять на международном уровне законы, защищающие произведения искусства от гибели во время войн и социальных конфликтов.

Вот какое заявление о приеме на работу Дмитрий Дмитриевич написал в комиссариат просвещения: «Особенно желал бы работать в дорогом мне деле охраны памятников искусства и старины, воспрепятствовании вывоза из России…».

В апреле 1922 года Дмитрий Дмитриевич стал директором Оружейной палаты Московского Кремля. На этом посту он спасал культурные ценности от продажи за бесценок на Запад, вызывая раздражение партийных и силовых органов. Уже в 1924 года попал под репрессии. Несмотря на отсутствие улик, его приговорили к двум годам ссылки. И только заступничество жены Льва Троцкого, начальницы Дмитрия Иванова, спасло его. Он даже остался в Москве на прежней должности. Трагически погиб в 1930 году, до последнего не желая мириться с распродажей культурного наследия России. Елена Гагарина, дочь первого космонавта, директор музеев Московского кремля, назвала Дмитрия Дмитриевича Иванова «лучшим представителем русского интеллигенции, в невероятных условиях первых лет советской власти спасавшим памятники искусства и культуры для грядущих поколений».

Материал подготовлен с использованием материалов книги «300 лет на страже закона. Прокуратура Владимирской области».

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:03 Завершается ремонт путепровода через железную дорогу в Камешкове
Открыть движение по мосту планируют в конце мая-начале июня, уточнили в пресс-служба правительства Владимирской области. Напомним, работы идут в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
вчера в 18:17 Начальник госветинспекции рассказал о новых правилах обращения с животными
На днях в региональном медиапространстве была распространена информация, что во Владимирской области изменился порядок отлова бездомных животных, а также о том, что теперь отлавливать животных могут лица, состоящие на уч…