- Откуда Вы родом, Владимир Георгиевич?
- Я сибиряк, родился на Енисее, недалеко от Абакана, в поселке Сахарный. Недаром потом Василий Шукшин, с которым я был близко знаком, звал меня: «Землячок мой». Вокруг были зоны, где сидели и «политические». Наши родители работали на обслуживании зон, кто в пекарне, кто в прачечной, кто в школе. В зоны мы, дети, ходили смотреть самодеятельность, кино, спектакли. Что касается театра, были там и таировцы, и вахтанговцы — сосланные.
- Когда почувствовали тягу к театральной профессии?
- Лет с пяти, это точно. Когда, после окончания войны, из армии в поселок постепенно возвращались отцы, я ставил сценки с детьми: ты будешь папа, ты - мама, и давайте представим, как папа пришел с фронта. Когда я впервые увидел кино, спектакли, сравнил с той темной жизнью вокруг нас, почувствовал, что мне надо туда — на сцену, в кино. Получилось. Когда я несколько лет назад снова был на малой Родине, застал в живых мою учительницу, почти столетнюю, Евдокию Петровну Коржеву. При памяти, аккуратная. Она сказала: «Вовка, ты единственный из моих учеников, кто исполнил детскую мечту».
- В свои 75 выглядите моложе своих лет. Профессия помогает?
- Наша профессия — двигательная, упругая. Шевелиться надо! И тогда будешь дольше жить. Артист — это одержимость, страсть. Как у нас говорят: действие и активность — вот на чем зиждется искусство драматического артиста. Кстати, чтобы стать артистом, я в молодости поступил на режиссерский факультет и начал играть в русском театре в Улан-Удэ еще в 1966 году. С тех пор у меня набралось более 120 режиссерских постановок, более 130 фильмов и сериалов с моим участием, свыше 200 ролей в театре.
- Какая, по-вашему, роль режиссера?
- Часто режиссеры видят в артистах чистую функцию, не любят артистов, которые делятся своим замыслом и хотят создавать на сцене что-то свое. Никогда не был с этим согласен! Я - сторонник психологического театра. Меня удивляет, когда некоторые режиссеры говорят артистам: «Не надо никакой психологии!». Стоп! «Не надо никакой психологии», — это уже психология! Артисту обязательно надо рыться в душе, в сознании, эмоционально прожить свою роль. На мой взгляд, профессия режиссера состоит в том, что он, во-первых, толкователь. Должен толковать для артиста историю. Во-вторых, режиссер должен быть зеркалом артиста. Уметь работать с артистом, чтобы договориться с ним о том, куда мы «гребем», где будет свет в конце туннеля.
- Работа артиста в кино и театре различается?
- Театр более открытый, действенный, требует от артиста больше работы на пространство. В кино надо говорить более «под себя», как в жизни. Порой даже тихим голосом. Полагаю, я научился этому, и мне очень нравится сниматься в кино. А самой интересной для меня была, как ни странно, роль 92-летнего Лазаря Кагановича, в художественно-документальном фильме «Железный еврей Сталина» на НТВ. Работали в сжатые сроки. За два дня сняли десять монологов. И каждый надо прожить! Перевоплощение, по отзывам зрителей, у меня там точно есть. И похож я оказался на моего героя.
- Но всенародную славу вам принес сериал «Кадетство»?
- Действительно, узнаваемый в народе у меня там образ - учителя литературы по прозвищу «Палочка», который ставил ученикам - кому одну палочку, кому - две и по сумме выводил «четверку». Этот образ списан с живого педагога, с женщины. Я тогда утрировал немного, как в работе над образом Ленина в русском театре Таллина, в «Красивой жизни» по неоконченной пьесе Жана Ануя. Там есть персонаж - Комиссар. Режиссер попросил сыграть его как Ленина. Я показывал своего Ленина и во Владимире, в ОДРИ, еще при Юрии Тумаркине. Он, кстати, натолкнул меня на образ Вертинского — так появился пюпитр-спектакль «За любовь благодарю», где я исполняю песни Вертинского!
- Получается, вы поющий актер. Даже выступали в «Голос. 60+»!
- Я сам удивился, почему песни для «Голоса» мне удавалось записывать с одного исполнения, в отличие от профессиональных певцов с консерваторским образованием. Опытный дирижер мне объяснил: «Они поют, а ты проживаешь!». Ведь в каждой песне есть история, внутренний конфликт, начало, развитие, - все элементы драматургии.
- В чем разница между провинциальными и столичными театрами?
- Для меня — ни в чем. Во Владимире хороший, интересный театр. И чем дальше едешь со спектаклями на гастроли или на конкурс, тем больше восторгов зрителей. А что столичные театры? Порой их слишком раздувают «свои» журналисты, «свои» критики... А во Владимире взять хотя бы мой юбилейный бенефисный спектакль-комедию «Спасибо, Марго!». Получился хороший, вполне «столичный» спектакль — внешне, эстетически, актерски, при этом чистый и пронзительный.
- Что думаете про актерскую школу во Владимире?
- Мое мнение: каждый театр, где бы он ни находился, должен иметь свою актерскую студию. И, кстати, первую актерскую студию во Владимире создавал я, при театре. Когда переехал во Владимир из Таллина в 90-е годы, выпустил трехгодичный курс актеров. До сих пор в театре работают два моих студийца. Сегодня тот актерский курс, который создал народный артист России Николай Горохов, - это очень ценно. Большинство труппы — его ученики. Он ведет подготовку актеров с помощью профессиональных педагогов. Это очень верная линия. Я сторонник такой полноценной театральной Школы. Я тоже преподаю - руковожу городской театральной студией на Гагарина, 1, где у нас три группы — дети 5-8 классов, старшеклассники и взрослые. Преподаем все необходимые предметы: сценическую речь, ритмопластику, вокал, историю театра. К первому выпуску подготовили трогательный спектакль «Соленое детство» по книге Александра Гезалова.
- Что в ближайших планах?
- В апреле поставлю спектакль «Смех лангусты» о Саре Бернар для бенефиса актрисы Ларисы Корягиной. Потом - моноспектакль «Дороги любви». Приглашают меня в Пермь, сыграть Воланда, которого я играю и во Владимире. Правда, стараюсь сейчас не особенно браться за актерские работы, потому что у меня и так роли в 18-ти спектаклях.
СПРАВКА “ВВ”
Владимир Георгиевич Лаптев - режиссер-постановщик, актер театра и кино. Заслуженный артист Эстонии. Заслуженный работник культуры РФ. Окончил в 1969 году Восточно-Сибирскую академию искусств в Улан-Удэ, режиссерский факультет, в 1974 году - аспирантуру ГИТИС.
Работал ассистентом режиссера у Андрея Гончарова в Московском театре Маяковского. Около 20 лет служил актером и режиссером в Государственном русском театре драмы Эстонской ССР (Таллинн), в 1982-84 гг. был его худруком. В 1993-1997 годах — режиссер-постановщик Владимирского театра. С 1997 по 2000 год - главный режиссер Владимирского театра «Разгуляй». Доцент ГИТИС. Несколько лет сотрудничал с московским «Театром Луны» Сергея Проханова, руководил антрепризным театром «Камертон». Вернулся во Владимирский академический театр драмы в сентябре 2014 года.