Деньги ваши — и не наши?
- Весь класс, в котором учиться мой ребенок, заставили идти по Пушкинской карте на какое-то мероприятие, на которое они идти не хотели, - поделился на редакционной планерке заместитель главреда Сергей Мальянов. - Дочка заболела – не пошла, а потом одноклассники ей рассказали, что их водили на лекцию о вреде курения и наркотиков.
Но с каких пор такие лекции стали платными? Да еще - принудительно платными? Не касаясь пользы подобных мероприятий, многими экспертами оспариваемой, за подобную профилактику среди детей денег с детей раньше не брали. А теперь во Владимире — неужели решили эту досадную оплошность исправить?
Но задумались над темой мы еще раньше — когда в газету обратились педагоги, которым такая система принудительного «окультуривания» за счет детских денег и, кстати, учебных часов тоже не понравилась.
Но начнем мы не с этого. А с того, что деньги государством выделены конкретному человеку, пусть и тратить их можно только целевым образом. Но это личные средства! И владелец Пушкинской карты вправе ими распоряжаться по собственному усмотрению. Он может оставить их на экскурсию в столичный музей или поход в оперу, на знакомство с культурными достопримечательностями того места, которые посетит на каникулах или в выходные. А может вообще ими не пользоваться – деньги не пропадут, просто так и останутся в федеральном бюджете.
Наверняка такое положение дел обидно тем учреждениям культуры, мимо которых «просвистят» эти суммы. Но это тоже право владельца счета заявить таким вот образом: «Да гори эти деньги. Никуда не пойду – неинтересны вы мне все!»
Да, для наших учреждений культуры было бы лучше, если бы держатели Пушкинских карт - подростки и молодежь с 14 до 22 лет - с охотой несли начисленные на их счета средства в их кассы. Ну так конкурируйте за зрителя и слушателя! Удивляйте, заинтересовывайте, приглашайте! На это нацелена государственная программа. А не на включение админресурса с целью принудительного завладения деньгами клиента. Разве не так?
Зачем школьникам уроки?
Это одна часть марлезонского балета по-владимирски. А вот и вторая – срыв уроков в школе.
- По школам разослали списки учреждений, куда ежемесячно нужно в обязательном порядке вывести классы по Пушкинской карте. Детей этот список по большей части совсем не вдохновляет, - рассказала педагог, попросив не называть ее имени в статье. - Но деваться некуда. Еще хуже, что навязывается и время посещения. И очень часто оно совпадает с учебным. С уроков и надолго – в списке то ДК в Энергетике, то ДК в Оргтруде - срывают не только учеников, но и учителей. В результате занятия пропадают и у того класса, который отправился в культпоход, и у других классов, где уроки ведут учителя, отправленные сопровождать ребят. Мы вместо уроков делаем кассовые сборы тем учреждениям, на кого руководство укажет. И план посещений со списком класса нужно сдать заранее.
У нас настолько все замечательно с успеваемостью, что детям можно пропускать уроки? Почему тогда многие родители старшеклассников вынуждены регулярно обращаться к репетиторам? Да и педагоги сетуют, что по многим предметам даже тех часов, что остались в школьной программе, не хватает для качественной подготовки к вузу. Тем более, вводимая из-за ковида дистанционка, по мнению родительской и педагогической общественности, не лучшим образом сказалась на знаниях учеников – нужно наверстывать упущенное. Однако у чиновников управления образования Владимира, видимо, свое мнение на этот счет? Или они считают, что народ у нас богатый, так что дети вполне могут раскошелиться «по указке», а родители потом - нанять им репетитора, который обучит тому, чему в школе не успели?
- У меня в классе не все дети достигли 14-ти лет, но выполнять спущенную разнарядку заставляют, - привела пример учительница. - Спрашивала: как быть с теми ребятами, у кого еще нет Пушкинской карты? В ответ: «Нас они не интересуют».
О, как! И все же, а как на самом деле быть детям, у которых нет подаренных государством денег на культпоходы? У родителей клянчить, чтобы от коллектива не отрываться, либо…?
- У меня дочь сказала, что ей предложенный «досуг» не интересен. И она не поедет вместе с классом, как бы на нее ни давили. Ну и не поехала. Правда, ей сказали, чтобы не сильно «радовалась» - свободного времени у нее не будет, будет одна сидеть на уроке, - поведала мама ученицы 11 класса Елена Александровна. - Нас устраивает – во-первых, я ей всегда говорю, чтобы училась отстаивать собственную позицию, во-вторых, в выпускном классе нужно к экзаменам готовиться, а в-третьих, у ребенка день расписан – тренировки, занятия на платных подготовительных к поступлению в вуз курсах. Девочка вечером с ног валится, а тут еще и уроки пропускать, потом наверстывать? Досуг мы сами распланируем. Кстати, деньги Пушкинской карты уже запланировали, на что потратить.
Замечательно, что у этой школьницы есть поддержка от семьи. И девушка чувствует себя уверенно. В другой ситуации подобное разделение детей – с картой – без карты, идет - не идет – не исключено, могло бы и к буллингу привести.
Жертвы обстоятельств. С самостоятельным освоением средств Пушкинской карты - что никто запретить не вправе! – тоже возникают проблемы. С учителей требуют, чтобы дети предоставили им доказательство посещения культурных мероприятий именно по Пушкинской карте. Оказалось, что в обычных кассах, даже если принимают оплату по этой программе, выдают самые обычные билеты. Без особых пометок. Так же, как и онлайнбилет, приобретенный через Владимирконцерт. Хотя кому какое дело до чужих денег и отчета по ним? Оператор программы и так видит, кто, сколько и где денег потратил. Там вся отчетность в реальном времени. Городу нужно отчитаться? Спрашивайте с подведомственных учреждений культуры. Требовать отчета от ученика, куда он потратил свои деньги и как провел досуг, наверняка незаконно.
Кстати, на той же редакционной планерке, где обсуждалась тема статьи, наши коллеги посетовали еще на одну проблему: дневники — обычные и электронные, равно как и школьные журналы во многих классах ведутся кое-как или не заполняются вовсе. Родители узнают об успеваемости чада только по итоговым оценкам за четверть, когда что-то исправлять уже поздно. Может, у учителей до оценок дело не доходит? Если у них «важная отчетность»...
- На родительском собрании мы не раз поднимали проблему срыва уроков из-за принудительных культпоходов. Объясняли, что дети загружены, что у всех свои планы. Что Пушкинскую карту мы используем в свободное от уроков время и по выбору ребенка. В ответ «Нет! Надо!» - и все. При этом мне и педагогов жалко. Они жертвы обстоятельств, - считает Елена Александровна. - На них и мы, родители, «наезжаем», и руководство «прессует». У нас прекрасная классная руководительница, но выбора ей не дают, давят со всех сторон. Я еще и поэтому не хочу, чтобы вы мою фамилию называли: мне все равно, а педагога вычислят, у нее потом неприятности будут.
О том, что педагоги опасаются последствий за высказывание своей позиции, мы уже поняли. Да и читатель догадался по анонимным комментариям. Наши собеседники – реальные люди. Но по закону мы имеем право охранять свои источники информации. Для желающих свести с ними счеты напоминаем: затребовать имена наших собеседников вправе только суд. Ну, а вообще городскому управлению образования лучше бы заняться непосредственно самим образованием.
- На обучение и воспитание детей мы – без учета капитальных расходов - тратим больше, чем в среднем по России, а качество образования оставляет желать лучшего, - посетовал на недавней коллегии первый вице-губернатор, директор департамента финансов, бюджетного и налоговой политики АВО Вячеслав Кузин. - Система не сбалансирована: управленцев больше, чем педагогов.
И Кузин явно прав.