Текстильный фрагмент обнаружили справа от черепа, в 30 сантиметрах от него. Погребение здесь было нарушено пахотой, поэтому, скорее всего, находка сдвинулась со своего первоначального места.
«Находка представляет собой полосу ткани длиной 12,1 см и шириной 5,5 см. Изделие составлено из двух деталей, соединенных вертикальным швом: широкой тканой золотной ленты с орнаментом «плетенка» и темной шелковой ткани самит. Остатки бересты (обнаружены вместе с текстилем) показывают, что изделие было жестким. Подкладочная ткань не сохранилась, но она присутствовала, на что указывают остатки бересты и проколы от иглы по нижнему и верхнему краям ленты», – говорится в результатах исследования.
На ткани вышита композиция из трех фигур святых. Композиция симметричная, все фигуры одной высоты, 5 см. Центральная фигура сохранилась полностью, кроме нимба, форму которого позволяют восстановить сохранившиеся проколы от иглы. Левая фигура почти утрачена, а правая сохранилась частично.
Установлено, что на изделии изображен деисус: Иисус Христос по центру (с благословляющим жестом) и обращенные к нему Богородица (слева) и Иоанн Предтеча (справа) в молитвенных позах.
Сама золототканая лента ученых не удивила – такие широко бытовали на Руси в XI–XIII веках, а вот вышивку посчитали уникальной и очень искусной.
«Наиболее встречаемой в домонгольский период является вышивка на ткани золотными и шелковыми нитями с использованием растительно-геометрического орнамента, реже – с изображением животных и птиц. Она известна по раскопкам в Суздале, Старой Рязани, Смоленске и т.д. Антропоморфные изображения (в том числе и изображения святых)… крайне редки… », – указывают эксперты.
Наиболее близкой аналогией для найденного фрагмента текстиля называют поручи преподобного Варлаама Хутынского, хранящиеся в Новгородском государственном музее-заповеднике и датируемые XII в.
Ученые подчеркивают, что вышивка по золотной ленте требовала больше умений и опыта, нежели просто вышивка по ткани. В данном случае работа, можно сказать, ювелирная: она выполнена мельчайшими стежками шелковыми нитями различных цветов и золотными нитями.
Столь богатое шитье и статусное оформление костюма говорит о высоком благосостоянии погребенных. Это вполне соотносится с характером находок и размерами усадебных комплексов найденного поселения.
Открытым остается вопрос: деталью какого изделия является все же этот фрагмент с вышивкой? Ввиду того, что он был на жесткой основе и сама вышивка предполагает ее демонстрацию, исследователи предположили, что это часть головного убора. Возможно, очелья. Судя по археологическим находкам, традиция изображения святых на головных уборах в домонгольской Руси существовала, а на ранних этапах христианства религиозные сюжеты, вероятно, демонстрировали принадлежность именно к православию.
Напомним, селище Чаадаево-5 под Муромом раскопали в ходе строительства скоростной трассы Москва–Казань. Экспедиция института археологии РАН открыла его полностью на площади 3,5 га. За пределами усадебной застройки, на мысу у ручья, был исследован некрополь, где и нашли уникальные остатки декоративного оформления костюма домонгольского периода.