«Фурор» и «Ампир». Стильное историческое здание в центре Владимира появилось благодаря купцам Петровским и архитектору Жарову. Александр Петровский купил этот дом в 1870 году, и тогда здание 1788 года постройки выглядело совсем не так, как сейчас. Современный облик дом приобрел в 1908-м, когда его решили перестроить. Архитектор Сергей Матвеевич Жаров использовал при перестройке элементы модерна, а также отделку фасада и интерьера в стиле ампир.
В 1910 году здесь открылся электро-театр «Фурор», при котором работал частный оркестр. А в 1913-м Петровский-сын продал дом купцу Фридляндеру. Здание специально переоборудовали под кинотеатр и переименовали в электро-театр «Ампир».
Газета «Старый Владимир» в 1913 году опубликовала по этому поводу благосклонную статью: «Новое здание В.А. Петровского, где начал функционировать электро-театр «Ампир», надо признать одним из лучших - стильных и красивых зданий, не только в городе, но и во Владимирской губернии. Выдержано целен новый театр по фасаду, где только небольшая лепная фигура вырисовывается на мягком и стройном, легко поднимающемся вверх фоне. Красивы и полны настроения внутри здания зрительное зало, фатэ и пр. Основу этого настроения, чувство простора и легкости - удалось заложить архитектору г. Жарову, а мастерам лепщикам и рисовальщикам удалось дать законченные формы...»
«Ампир» пользовался большой популярностью у владимирцев. В нем показывали новинки мирового кинопроката. В апреле 1913 года исторический фильм по знаменитому роману-эпопее «Камо грядеши» за первый день показа посмотрели 1600 человек.
Электро-театр «Ампир» являлся не просто кинозалом. Это был и кинотеатр, и театр, и эстрада, и цирк. Помимо показа фильмов здесь давали концерты знаменитые артисты, иллюзионисты, гипнотизеры и однажды - даже труппа лилипутов, собравшая на свое выступление многочисленную публику. В общем, как писала в 1913 году газета «Владимирский листок», - «Ампир» стал местом удовольствия и просвещения».
В 1914 году началась Первая мировая война. В «Ампире» стали проводить благотворительные киносеансы, концерты и беспроигрышные лотереи, прибыль от которых шла на нужды армии.
С приходом Советской власти в 1917-м благотворительные мероприятия не прекратились, только деньги теперь шли на другие цели - например, на помощь голодающим. А электро-театр перешел под крыло Губполитпросвета, затем — Уполитпросвета, потом обратно, и стал постепенно приходить в упадок.
В 1924 году в «Ампире» прошел капитальный ремонт. Вот что писала по этому поводу газета «Призыв»: «Большой ремонт, произведенный в городском кинотеатре, преобразил старый, затасканный «Ампир» до неузнаваемости. Удачно использовав туннель, ранее прорезавший нижний этаж здания, и торговые помещения, администрация устроила на их месте обширное, удобное фойе и просторный вход. Целесообразно устроена система входных и выходных лестниц. Она устранила прежнюю ампировскую тесноту и неразбериху. Облезлые стены зрительного зала теперь заново покрашены. Экран перенесен вглубь сцены, отчего зал расширился. Со вкусом подобранная, красиво и удобно расположенная обстановка фойе создает действительное место отдыха. Теперешний «Ампир» не уступает многим из лучших московских кинотеатров».
«Художественный кинотеатр». Новое название бывший «Ампир» получил в 1927 году. Именно с этого года начинается по-настоящему советская эпоха в истории кинотеатра. Вольности НЭПа сошли на нет, но «Художественный» оставался маленьким окошечком в большой мир благодаря иностранным фильмам, которые время от времени здесь показывали. А также благодаря джаз-оркестру, организованному в 1938 году и выступавшему на эстраде кинотеатра, к большому удовольствию владимирцев.
В начале 1941 года на заседании балансовой комиссии областного управления кинофикации обсуждался отчет о работе кинотеатра «Художественный» за истекший 1940 год. «Театр имеет перевыполнение плана по всем показателям. В частности, годовой план по основным сеансам был выполнен на 126 проц., по детским — на 140 проц., план по накоплениям — на 184 проц. Получено за год прибыли 170 тысяч рублей. Хорошо в театре поставлено обслуживание детского зрителя.
Комиссия признала работу театра отличной» - сообщала тогда газета «Призыв».
В апреле 1941-го жюри Комитета по делам кинематографии и ЦК Союза кинофотоработников наградило почетными грамотами тринадцать передовых кинотеатров СССР. В их числе оказался и «Художественный».
Перед самой войной в кинотеатре появились витрины. В них были размещены свежие газетные вырезки о новинках кино, о новых работах киностудий, портреты артистов, снимающихся в новых фильмах, рецензии на идущие картины.
21 июня 1941 года «Призыв» сообщил о планах по световому оформлению фасада кинотеатра: «Он будет украшен световыми надписями. Буквы полуметрового размера будут состоять из стекла, наполненного неоновым светом. Это создаст оригинальный вид фасада в отношении светового эффекта. Работы по оформлению будут проведены в ближайшие дни. На них отпущено 3000 рублей».
В годы Великой Отечественной войны «Художественный» не прекращал свою работу. Перед вечерними сеансами стали показывать «научно-инструктивные оборонные фильмы»: «Как обеспечить светомаскировку жилого дома», «Как бороться с зажигательными бомбами», «Как оберечь себя от отравляющих веществ» и другие. Несмотря на тяжелую обстановку, проводились кинофестивали. В 1942 году в кинотеатре организовали очередной ремонт: покрасили стены, привели в порядок отопление, водопровод, починили крышу.
В 1944 году за успешную работу в области советской кинематографии в дни Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями группу работников. Директор Владимирского кинотеатра «Художественный» Мария Георгиевна Королева была удостоена медали «За трудовую доблесть».
Новая веха в истории «Художки» - 1958 год. По всей стране стали открываться кинотеатры нового поколения — с широким экраном и объемным звуком. Во Владимире под новые веяния решили переоборудовать «Художественный». Помогала вся страна. Из Киева прислали партию проекционной аппаратуры, из Одессы — специальный экран в два раза больше прежнего, из Ленинграда - комплект четырехканальной усилительной аппаратуры. В зале установили 12 динамиков и 3 — за экраном.
Но самые масштабные преобразования произошли в «Художественном» в середине семидесятых. 19 июля 1974 года исполком Владимирского городского Совета депутатов трудящихся принял постановление об организации на базе кинотеатра Городского Дома кино. Результатом этого постановления стала комплексная реконструкция кинотеатра и соседнего с ним дома №11. Проводила ее группа Владимирской специальной научно-реставрационной мастерской, где главным архитектором работал знаменитый И.А. Столетов. Они сумели воскресить «Художественный», превратив обветшавший кинотеатр в уникальный по красоте кинокомплекс с тремя зрительными залами, кафе и читальным залом. В таком виде «Художка» просуществовала последующие четверть века.
МУП кинотеатр «Художественный». Девяностые годы двадцатого века стали для «Художественного» по-настоящему лихими. Экономический кризис, поразивший страну, в полной мере отразился на старом кинотеатре.
В 1993 году «Художественный» был выделен из состава дирекции Владимирской городской киносети и получил статус муниципального предприятия. В 1999-м стал муниципальным унитарным предприятием. Смена «вывесок» кинотеатру не помогла — денег на капитальный ремонт в городской казне не было. Для властей областного центра «Художественный» превратился в чемодан без ручки — бросить жалко, а тащить сил нет.
2007-й фактически стал последним годом работы кинотеатра. В следующем году его закрыли официально.
С тех пор мэрия Владимира, не оставлявшая надежд возродить «Художку», четыре раза пыталась сделать это за счет концессионеров. Однако попытки не увенчались успехом. Соглашение с последним концессионером — подмосковным ООО «ЛиЛу продакшн» - расторгли через суд в ноябре 2019 года. За два года компания не смогла подготовить кинотеатр к работе.
Время надежды. И вот в 2023 году появилась надежда на то, что «Художественный» будет возрожден. Передача здания и земельного участка в областную собственность дает возможность изыскать серьезные средства на реконструкцию и реставрацию кинотеатра.
«Конечно, восстановление «Художки» займёт время, – отметил губернатор области Александр Авдеев. – Это объект культурного наследия регионального значения. Пустует уже 10 лет. После завершения процедуры передачи здания из муниципальной в областную собственность нужна будет подготовка, экспертиза и согласование проектно-сметной документации».
У главы региона позиция четкая: кинотеатр должен быть возрожден и использован по назначению. Из областного бюджета уже выделено около 7 млн рублей на научно-проектную документацию по сохранению здания. А дальше планируется привлекать федеральные программные средства и деньги меценатов.
Неравнодушных к судьбе кинотеатра горожан тоже хотят привлечь к работе над концепцией. Так, в соцсетях будет создана страница, чтобы информировать общественность о ходе работ. На ней можно будет делиться и информацией по истории памятника, и своим видением его будущего: предложениями по дизайну и концептуальному наполнению.
История «Художки» не заканчивается. Теперь есть уверенность, что через несколько лет знаменитый кинотеатр снова будет радовать своими уникальными интерьерами целые поколения владимирцев, опять став для горожан «местом удовольствия и просвещения».
При написании статьи использованы материалы с сайта lubovbezusl.ru и из архива редакции.