Археологические находки сродни хрупкому организму и требуют бережного, почти медицинского, подхода. Хирургический скальпель просто незаменим при расчистке древних погребений и различных скоплений предметов. В ход идут пинцеты, ножи, стоматологические зонды. Для более «грубых» раскопок пригоден шанцевый инструмент - лопаты и малые садовые лопаточки. Ну а для деликатной чистки предметов и удаления пыли применяются кисти.
Восстановить древнюю картину мира.
По вещественным источникам археологи могут восстановить древнюю картину мира - определить торговые связи цивилизаций, характер построек, способ ведения хозяйства, уклад жизни, уровни образования и благосостояния. Чем питались, во что одевались, каким оружием воевали и каким богам молились - на эти вопросы тоже способна ответить археология.
Как известно, на территории современной Владимирской области зарождалась российская государственность, и наш регион представляет особый интерес для археологов. Особенно изобилует археологическими памятниками Суздальское Ополье. Сейчас археологи проводят раскопки в окрестностях села Гнездилова и в самом Суздале. Это совместный проект Института археологии РАН и Государственного исторического музея при поддержке Российского научного фонда.
Что обнаружили археологи в преддверии тысячелетия Суздаля? Корреспондент «Владимирских ведомостей» побывал на местах раскопок.
Археологический участок близ Гнездилова расположен прямо посреди пшеничных полей. Бескрайнее небо сходится на горизонте с полями светло-янтарного цвета, а где-то поблизости змейкой течет река Каменка. Как же прекрасно наше Суздальское Ополье!
Археологи установили, что до Х века здесь были дремучие леса. Но с приходом славянских племен ландшафт стал постепенно меняться. Чтобы расчистить плодородную почву для выращивания сельхозкультур, люди начали вырубать лесные массивы, и эта местность превратилась в Ополье - край полей. Но каким образом посреди Нечерноземья появились плодородные земли Ополья? Ученые так и не смогли разгадать этот природный феномен.
Мы идем к участку раскопа вместе с директором Института археологии РАН доктором исторических наук Николаем Андреевичем Макаровым, который руководит экспедицией. Как рассказал ученый, Суздальское Ополье стало объектом археологических исследований еще в середине XIX века, когда здесь проводил раскопки знаменитый археолог Алексей Сергеевич Уваров. Предметом его научного интереса были курганные некрополи X-XII веков. Однако средневековые сельские поселения в окрестностях Суздаля - селища - и могильники таят еще немало открытий.
- Считается, что средневековые могильники дошли до нашего времени в сильно разрушенном состоянии и всему виной хозяйственная деятельность человека. Плодородные земли Суздальского Ополья активно возделывались, - говорит академик Макаров. - Но благодаря современным технологиям археологического поиска мы поняли, что потенциал Ополья очень велик. При проведении электротомографической съемки территории мы обнаружили в Гнездилове порядка восьмидесяти снивелированных курганов, которые не видны невооруженным глазом.
Именно геофизика позволяет ученым точно определять локацию участков с погребениями. Например, Уваров раскопал всего 28 курганов и считал, что все могильники исследованы полностью. На самом деле курганов в Гнездилове было гораздо больше. При новом обследовании некрополя археологи обнаружили 500 средневековых предметов. Это ценнейшая информация.
- Гнездиловский некрополь - один из четырех могильников Суздальского Ополья, которые мы заново открыли в последние годы, - продолжает ученый. - Здесь обнаружены погребения XI века. Всё это поле - громадный могильник, который сохранил десятки непотревоженных погребений. За последние три года раскопками здесь вскрыта площадь более 800 квадратных метров, исследовано 36 погребений. В этом году раскопками охвачено еще почти 400 квадратных метров с остатками примерно десятка средневековых захоронений. На землях Северо-Восточной Руси Гнездилово cейчас - единственный археологический памятник, на котором ведется целенаправленное изучение погребений X-XI веков.
Явление археолога народу.
По узкой тропе через поле мы добираемся до археологических раскопок. Здесь разбит небольшой шатер, где можно отдохнуть и укрыться от палящего солнца. На раскопе работает группа студентов-историков и волонтеров из Санкт-Петербурга, а до них были москвичи. Для студентов это летняя практика. Ребята живут неподалеку в палаточном лагере, где можно выспаться и принять душ. Пищу для них готовит полевая кухня. Работа на раскопках, да еще в жаркую погоду - нелегкий труд, требующий усердия и концентрации внимания. Но ребята молоды и полны задора. Тут царит непринужденная атмосфера - общение, смех, дружеские дискуссии. Одежды минимум: шорты, футболка, а многие даже без обуви. Один из парней, одетый в тунику, с бородой и копной волос чем-то напоминает Христа со знаменитого полотна Ива́нова. Явление археолога народу!
Один из руководителей на раскопе - научный сотрудник отдела археологических памятников Государственного исторического музея Анна Красникова.
- Этот участок - продолжение прошлогоднего раскопа, - рассказывает Анна Михайловна. - В этой зоне было обнаружено мужское погребение с боевым топориком, набором весовых гирек и фрагментами монет. Погребенный обладал высоким социальным статусом и был связан либо с княжеской администрацией, либо с фискальной системой. Раньше такого человека археологи определили бы как торговца, но со временем этот подход специалисты пересмотрели. Рядом обнаружено еще одно погребение с аналогичным набором предметов. Захоронения разграничены кольцевыми канавками, которые встречаются на разных древнерусских памятниках. Мы также нашли разрушенное современной распашкой мужское погребение. В пахотном горизонте в районе этой площадки было собрано несколько гвоздей. Они свидетельствуют о наличии гробовины, в которую были помещены останки.
На втором участке, ближе к центру могильника, археологи обнаружили фрагменты овальной скандинавской фибулы - металлической пряжки для закрепления лямок женского сарафана, которая одновременно была украшением костюма. Находка любопытная, поскольку скандинавские вещи не так часто встречаются на территории Суздальского Ополья. Это говорит о том, что Северо-Восточная Русь имела торговые связи со Скандинавией. Наши края, как и другие древнерусские земли, находились на перекрестке речных торговых путей: из варяг в греки и Волжского торгового пути, откуда поступали товары из Арабского халифата. «Всё стекло, которое мы находим в погребениях, - импорт. Это Византия, Малая Азия, Восток», - подчеркивает Анна Красникова.
По ее словам, все погребения датируются XI веком, то есть им примерно тысяча лет. Это время, когда славяне освоили территорию Суздальского Ополья и ассимилировали проживавшее здесь угро-финское население. Как раз в это время «поднимается» Суздаль, и эти люди могли участвовать в общественной жизни и быть представителями младшей княжеской дружины, которых расселяли в окрестностях города, чтобы в случае необходимости призвать на службу.
Мне показали еще одно захоронение, обнаруженное в Гнездиловском могильнике. С большой долей вероятности оно мужское, на что указывают железная поясная пряжка, железная фибула для застежки плаща, нож, кресало (приспособление для получения огня), кремешок и другие не очень хорошо сохранившиеся предметы, предназначение которых будет определено при более детальном изучении. Кроме того, останки обязательно изучат антропологи. Специалисты определят биологический возраст погребенных.
Среди других находок на раскопках близ Гнездилова - фрагменты керамических сосудов, ножи, ножницы, наконечник копья, боевой топорик, а также женские украшения - височные кольца и другие предметы.
Раскопки под Rammstein.
Тем временем в Суздале, на улице Теремки, кипит работа на другом участке, где планируется новое строительство. По закону археологи обязаны исследовать эту территорию. Такая археология называется спасательной и направлена на сохранение объектов археологического наследия. На раскопе орудуют молодые ребята. Это не волонтеры и не студенты-практиканты, а местные наемные работники. Из колонок доносятся композиции метал-группы Rammstein и какое-то бодрое техно. Работы контролирует научный сотрудник Института археологии РАН Сергей Милованов. По его словам, на этом участке пока мало что найдено, всё в процессе, зато немало находок на соседней Кремлевской улице.
- Здесь в основном находки XII-XIV веков, - говорит Сергей. - Раньше на этом месте располагался Окольный город, оборонительные укрепления которого были возведены при Юрии Долгоруком. Эта часть Суздаля застраивалась во второй трети XII столетия. Мы нашли фрагмент золотоордынской чаши, это так называемая кашинная керамика. А это декоративная накладка на пояс времен XIV века, которая характерна для военного сословия. Еще нашли железный наконечник дротика XII века и небольшую подвесную металлическую иконку XIV века, изготовленную методом литья, стеклянные бусы и другие предметы, которые отражают повседневную жизнь и хозяйственные занятия горожан.
Раскопки в Суздальском Ополье продолжаются. То, что нам удалось посмотреть, - малая часть найденного в этом полевом сезоне. Например, на одном из селищ была обнаружена печать князя Юрия Долгорукого. Именно при нем, в начале XII века, Суздаль стал главным административным центром Северо-Восточной Руси. Это уже потом его сын Андрей Боголюбский перенес свою резиденцию во Владимир, и наш город стал столицей Северо-Восточной Руси.
А вообще для археологов важны не сами находки или их эстетика, а тот комплекс информации, которые они в себе несут. Где эти предметы были расположены, как они соотносятся, каково их функциональное предназначение? Это те самые «пазлы», из которых складывается картина давно минувших эпох.